«Рождество Твое, Христе Боже наш…» Выставка в крипте Казанского собора с 1 января до 29 февраля 2020

29 февраля 2020

«Благодарю Бога за это чудо…»

Выставка в крипте Казанского собора

К Рождеству Христову по благословению протоиерея Александра Пашкова в крипте Казанского собора была открыта выставка икон студии Ростислава Гирвеля, где представлены работы самого мастера и его учеников. Выставка будет открыта для посетителей до 29 февраля 2020 года, проход в крипту собора осуществляется через служебную парковку со стороны Казанской улицы.

Напоминаем читателям, что в минувшем году исполнилось 50 лет педагогической деятельности иконописца, последние двадцать из которых Ростислав Мартинович преподает свое мастерство в стенах Казанского собора. Сегодня мы публикуем рассказы учеников Р.М.Гирвеля об их обучении.

 

Отзывы об иконописной школе «Святогорье»

***

Меня зовут Иван! Мы с моей сестрой Катей уже не первый год ходим, в иконописную школу Ростислава Мартиновича. Когда мне было лет шесть, а сестрёнке пять, мама в первый раз привела нас на занятие. Сейчас мне четырнадцать, а Кате тринадцать. Ростислав Мартинович учит нас с большим терпением и любовью, благодаря его педагогическим способностям и таланту мы до сих пор занимаемся и не потому, что мы такие трудолюбивые, а потому, что у нас такой учитель.

Иван и Катя Крапивины

***

В студию керамики и лаковой живописи на Фонтанке рядом с цирком к Ростиславу Мартиновичу я пришла школьницей больше 30 лет назад. Привёл меня папа: Ростислав Мартинович преподавал у него в институте. Помню, как вкусно пахло глиной и масляными красками... В студии всегда было очень тихо. Ростислав Мартинович говорил мало, все были очень увлечены своим делом.  

…И сейчас, вспоминая недавние занятия, уже будучи взрослой тетей, подхожу к учителю, показываю свою работу и Ростислав Мартинович обычно говорит: вот тут ещё не доработала, надо ещё доделать. И я понимаю, что в первую очередь благодаря заботе педагога и мастера живописи, я учусь вниманию. И это очень важно и в творчестве, и в духовной, и в повседневной жизни.

В студии мы рисовали цветы, сказочных животных и композиции на темы сказок. Прежде чем что-то нарисовать, обсуждали, думали над смыслом литературного произведения, искали композиционное решение, часто звучало слово образ — надо было не просто кого-то нарисовать, а найти изобразительный образ, выражающий тот или иной персонаж. Так Ростислав Мартинович учил нас думать, углубляться в смысл и находить суть в источнике темы для размышлений.

Помню, что в студию часто приходили иностранцы. Наши работы участвовали в различных выставках, а дети выступали и рассказывали о том, какой замысел лежит в основе работы. Ростислав Мартинович всегда заботился о том, чтобы мы думали о смысле своей работы.

У Ростислава Мартиновича я занималась около пяти лет. Потом поступила в художественный ВУЗ.

Приходила в мастерскую в храме на Конюшенной площади и удивлялась тому, что маленькие дети рисуют иконы. Тогда мне казалось, что вера для бабушек и дедушек, написание икон дело маститых мастеров, а совсем не детское занятие.

Прошло несколько лет и случилось с Божией помощью мое воцерковление... Через некоторое время возникло сильное желание изучать икону. И я пришла в студию к Ростиславу Мартиновичу уже в Казанском соборе. Ростислав Мартинович меня сразу узнал и очень тепло принял. Я взяла благословение у своего духовного отца на написание икон. Но написать первую икону Господь дал только спустя ещё несколько лет. И опять случился довольно длительный перерыв в работе. За это время я много узнала о святом, работу над образом которого начала.

И теперь, оглядываясь на путь, по которому ведёт Господь, во мне крепнет мысль, что все нам даёт Бог и все случается вовремя, тогда, когда мы бываем готовы. А для этого надо дорасти, и созреть, и потрудиться, и просто, бывает, подождать.

Работая над образом, входишь в тесное общение с личностью того, чью икону пишешь. Начинаешь чаще молиться святому, обращаться к нему во всяких обстоятельствах жизни. Получая просимое и испытывая чудеса на практике, учишься идти к Богу и доверять Ему. Познаешь, что все случается по воле и Промыслом Божиим, а не как мы того хотим.

Сейчас я думаю, что возможность заниматься иконописью и учиться у Ростислава Мартиновича — это чудо. Я очень благодарна за эту возможность Богу, Ростиславу Мартиновичу и людям, благодаря которым живет наша студия. Спаси Господи!..

Анна Фоканова

***

В иконописной школе Р.М.Гирвеля я занимаюсь с момента окончания Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица, уже пять лет. Работа над каждым образом на занятиях ведётся долго, по полгода, а иногда и год. Причиной тому строгие требования нашего преподавателя и также то, что мы не пишем копий, а создаём образ «с чистого листа», точнее маленького эскиза. В процессе работы опираемся на первоисточник образа над которым работаем, древние изводы, чаще IX-XIII веков.

Самое ценное для меня в школе то, что Ростислав Мартинович оставляет нам свободу творчества, но в рамках иконографического канона, за который церковное искусство выходить не может. В процессе работы педагог помогает глубже понять и применить в работах такое понятие как «сфера» и дает другие необходимые знания по иконографии для достижения грамотно выстроенной композиции, колорита и конечно духовного начала в выражениях ликов изображаемых святых.

В школе осмысление света в иконе имеет философские корни. Учитель помогает в наших работах развить решение Феофана Грека (также ещё нескольких икон, выполненных византийскими иконописцами после победы Григория Паламы по утверждению Горнего света). Надеюсь, ученикам удастся возродить этот путь, по моему мнению, единственно возможный в иконописи сегодня. Выражаю огромную благодарность Ростиславу Мартиновичу, желаю ещё долгих лет плодотворного творчества и терпения в обучении нашего молодого поколения.

Майя Петрова

***

Мне пятнадцать и уже лет пять я занимаюсь в иконописной школе Р.М Гирвеля.

Мое знакомство с этой студией и Ростиславом Мартиновичем началось, когда моя мама решила отвести меня на занятие и посмотреть, возьмут ли меня. С раннего детства я очень много рисовала, поэтому была рада предстоящему событию.

Настало заветное число. Мы вошли в Казанский собор, спросили у свечницы, куда нам пройти, и вот мы уже поднимаемся по винтовой лестнице, окрашенной в темно-бордовую краску. Войдя в небольшое помещение, где стояли столы, за которыми сидели склонившиеся над досками дети, мы увидели Ростислава Мартиновича, руководителя и преподавателя. Он сразу дал мне задание, очень поразившее меня. Я думала, что буду сразу рисовать иконы, в моем воображении вставали образы ангелов и святых, а моим «экзаменом» было нарисовать слона. Я справилась, ответила на несколько вопросов, и меня приняли.

Обучение началось с рисования символов евангелистов. Потом была первая икона – вмч. Георгий Победоносец, затем преподобномученица Варвара, апостол Иоанн Богослов.

Обучения всегда было интересным. Сначала я приходила вместе с мамой, и первая моя икона — плод нашего коллективного творчества. Наш преподаватель, неизменно спокойный и доброжелательный, иногда довольно твердо руководил мной, и когда я не исполняла его советов по подбору цвета или расположению складок на одежде святого, Ростислав Мартинович неизменно шутил, а не ругал. Атмосфера на занятии всегда уютная и домашняя.

Сейчас мне очень нравится писать иконы, посещать занятия. И хотя иконопись не станет моей основной профессией, я постараюсь писать всю свою жизнь. Теплые воспоминания останутся у меня о всех тех пятничных вечерах, которые я проводила в комнате, заполненной красками и прекрасными людьми.

Мишукова Ольга

***

Я занималась русскими народными росписями, потом меня благословили на изучение иконописи, и я рада, что мне удалось попасть в такую сильную школу. Ростислав Мартинович талантливый педагог, его форма обучения уникальна, он уделяет внимание каждому ученику, несмотря на большую группу. Он светлый, духовный человек. Божией помощи и благословения в его трудах иконописца и преподавателя.

Инесса Лихолат

***

В 1977 году я впервые пришла на занятия к Ростиславу Мартиновичу Гирвелю. Господь свел меня с человеком глубоко верующим, и думаю, что своим видением и пониманием мира я обязана этой встрече.

Сказочные сюжеты, выбираемые нами для рисования, всегда внимательно обдумывались и каждая работа, наполняясь смыслом, оживала, превращаясь в житие героя.

Сейчас я думаю, что это была живая проповедь.

Конечно, Ростислав Мартинович тогда ни слова не мог нам сказать о Христе, ведь занятия проходили в Доме пионеров. Но примерами для понимания законов композиции, цвета и света служили иконы -  древнерусское искусство, как тогда говорили. Невидимый мир для ребенка живой и реальный, любовь и трепетное отношение к образу осталось со мной на всю жизнь.

В 1995 году, когда занятия проходили уже в стенах храма, в студию пришла учиться моя дочка.

Сейчас снова учусь я, и не устаю удивляться, как всегда тонко и точно Ростислав Мартинович поправит и направит в работе. Как щедро делится он с нами своим опытом и мастерством.

За годы изменилось многое, но любимый учитель остался прежним — молодой душой и мудрый сердцем.

Лада Сперанская

***

В иконописную школу «Святогорье», которой руководит наш преподаватель Ростислав Мартинович Гирвель, я пришла в 2015 году. До этого брала частные уроки у знакомого иконописца, затем обращалась в духовную Академию на иконописные курсы, но там мне сказали, что не подхожу по возрасту. Они брали до 35 лет, а мне уже было под 50. И вот знакомая привела меня в студию Ростислава Мартиновича. Для него главным условием является наличие высшего художественного образования. Я в свое время закончила факультет изобразительного искусства института им. Герцена.

Когда впервые увидела работы учеников Р.М.Гирвеля, они меня поразили... Чем? На тот момент своей яркостью, выразительностью образов, искренностью, что ли… Я смотрела и не могла от них оторваться. Таких икон я еще не видела. Они были ЖИВЫЕ!

Потом Ростислав Мартинович объяснил, что он учит древне-византийскому написанию образов. У меня возникло огромное желание тоже этому научиться. Но был страх, что я так не смогу и что он меня не возьмет. Но слава Богу, свершилось! Господь смилостивился надо мной, грешной… И вот уже пятый год я учусь у Ростислава Мартиновича. Для меня это большое счастье! Дай Бог ему крепкого здоровья и многая и благая лета! Побольше бы таких преподавателей.
Дорогой наш Ростислав Мартинович! Поздравляю Вас с 50-летием Вашей творческой деятельности! Желаю Вам как можно дольше возглавлять нашу иконописную школу и направлять нас, своих учеников, по спасительному пути постижения иконописного мастерства!

Ольга Иксанова

***

В этом году исполняется ровно 20 лет с того момента, как я пришла маленькой девочкой в иконописную школу «Святогорье» при Казанском соборе. С тех пор, постепенно, икона заняла очень важное место в моей жизни, став частью моей работы. Я считаю, что любовь к творчеству и, в частности, к иконе мне привил мой талантливейший педагог – Ростислав Мартинович Гирвель. С детства он был моим учителем и наставником.

Мастер выработал свою методику преподавания детям. Ростислав Мартинович делает упор на то, чтобы, сохранив чистое детское восприятие мира, творческую индивидуальность, аккуратно направить ребенка в нужном направлении, постепенно наполняя его новыми знаниями и умениями. Благодаря этому мы видим перед собой не просто грамотно написанные иконы, мы видим образ, а его невозможно сотворить, опираясь только на какие-то знания и механические навыки. Ростислав Мартинович имеет невероятный дар общения с детьми, они очень любят его и ценят с первых дней пребывания в школе. Кто-то остается, кто-то уходит, но никто не забывает. Это человек с большой душой и сердцем. Также очень важно отметить, что все ученики Ростислава Мартиновича регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются.

Ростислав Мартинович призывает нас в работе обращаться всегда к истокам, ученики используют в качестве материала, в основном, иконы XII-XIV веков. Мы не делаем копий, мы творим образ, опирая на первообраз, это существенная разница. Ростислав Мартинович учит нас мыслить, сравнивать, отличать одно от другого. Поэтому помимо практических занятий, у нас периодически проходят лекции и беседы на иконографические темы.

Многие ученики нашей школы выбрали творческий путь по жизни и продолжают работу над иконой. Также в школу приходят студенты из Академии им А.Л. Штиглица. Потом ребята потом приводят своих однокурсников. Знания, которые здесь даются, — это бесценный дар. Слава Богу за все.

Ксения Родина

***

Для меня пребывание на уроках в нашей иконописной школе «Святогорье» сравнимо с радостью пребывания в храме. Каждая встреча с Ростиславом Мартиновичем, удивительным человеком, изливающим благость, наполняет светлой радостью. Я всегда ухожу с воодушевлением трудиться и писать.

Занятия в нашей школе проходят в молитвенной творческой атмосфере. В старшей группе ученики очень разных возрастов. Кто-то пришел сюда в детстве и уже приводит учиться своих детей. Мы делимся опытом, обмениваемся впечатлениями от увиденного и прочитанного, советуемся друг с другом. Занятия с Ростиславом Мартиновичем наполняют душевными силами, устремляют духовный взор в правильном иконографическом направлении.

Главная задача Ростислава Мартиновича — научить нас творить образ, изучая и опираясь на древние византийские образцы. Это уникальный опыт, и я не знаю аналогов такой иконописной школы в нашем городе. Каждый ученик творит икону на своем уровне углубления в первообраз, изучении иконографии и богословских текстов, чувства цвета и линии. Ростислав Мартинович дает понятие, что такое икона в подлинном смысле и какой она должна быть, чтобы являть поистине молитвенный образ.

Благодарю Бога, что Он привел меня к Ростиславу Мартиновичу!

Анна Шешина

Подготовила Марина Михайлова

 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)