Настоятели собора

За многолетнюю историю Казанского кафедрального собора в составе его причта было немало выдающихся людей, которые внесли заметный вклад в историю Русской Православной Церкви и Санкт-Петербурга.
Среди настоятелей Казанского собора следует, прежде всего, отметить одного из его первых настоятелей, протоиерея И.И. Бедринского, высокообразованного человека, переводчика богословских трактатов с французского языка. До назначения в Казанский собор он был инспектором Александро-Невского духовного училища. Крупным богословом был и другой настоятель собора — протоиерей Т.Ф. Никольский, член Российской Академии.
Необходимо отметить и такую яркую личность, как настоятель собора протоиерей П.Н. Мысловский, исповедовавший бывших декабристов, многие из которых с большой теплотой вспоминали о нем.
В числе священников храма был и один из самых крупных русских богословов и филологов Г.П. Павский, впоследствии законоучитель наследника престола, будущего императора Александра II. Он был профессором Царскосельского лицея и Санкт-Петербургского университета, переводчиком ветхозаветных книг, одним из первых исследователей в области исторической грамматики русского языка. Ему принадлежит фундаментальный научный труд "Филологические наблюдения за составом русского языка". Его богословские, научные и педагогические труды представляют значительный интерес и в наши дни.
Однако самыми выдающимися личностями из числа настоятелей и священников Казанского собора были новомученики и исповедники Российские, среди которых первое место занимают отец Философ Орнатский, мученически погибший в августе 1918 г., и исповедник отец Николай Чуков, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, чудом избежавший расстрела в 1922 г.

Настоятели Казанского собора

Предшественница Казанского собора церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невской першпективе (освящ. 13.06.1737, разобрана в конце 1811): её настоятели – о. Тимофей Васильевич Семенов (июнь–дек.1737), о. Иоанн Константинов и о. Симеон Иоаннов (до 1756), о. Феодор Дубянский (наст. 1756-1763), о. Иоанн Тимофеев (наст. 1763-1771), о. Иаков Навроцкий (Навродский) (наст. 1771-1798), о. Феодор Васильевич Семивский (Семевский) (наст. с 16.06.1798 – 1810, при нем начали возводить новый храм – Казанский собор,залож. 27 авг. ст.ст.(ныне 9 сент.) 1801г., освящ. 15 ст.ст. (ныне 28) сент. 1811), о. Иоанн Сырохнов (по имп. Указу  настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы с конца 1810 – до осени 1811, затем – настоятель только что построенного и освященного Казанского собора  в 1811-1814).
 
Последующие настоятели Казанского собора: прот. Бедринский Иоанн Иванович (1814-1831), прот. Мысловский Петр Николаевич (1831-1846), прот. Никольский Тимофей Ферапонтович (1898-1848), прот. Райковский Андрей Иванович (1846-1860), прот. Дебольский Григорий Сергеевич (1848-1881), прот. Булгаков Александр Петрович (1881-1883), прот. Лебедев Александр Алексеевич (1883/1884 -1898), прот. Мегорский Евграф Иоаннович (1898-1904), прот. Мегорский Дмитрий Тимофеевич (1904 -1909), прот. Сосняков Николай Адрианович (30.01.1909 -4.05.1913), прот. Головин Николай Николаевич (26.05.1913 – 6.10.1913), сщмч. прот. Орнатский Философ Николаевич (с 10.10.1913 – 9 авг.1918), прот. Маренин Василий Иванович (1918 — 14.12.1920), прот. Чуков Николай Кириллович (митр. Григорий) (дек. 1920 – июнь 1922), прот. Прозоров Василий Аникитич (июнь 1922 – 12.03.1923); в 1922 году временно и. о. настоятеля прот. Рождественсий Дмитрий Васильевич и проф.- прот. Афанасьев Владимир Павлович (июль 1922), прот. Андреев Феодор Константинович,  (1922-1923, с 1917- до марта 1923 служил в Казанском соборе). С 1922 года в Казанском соборе обосновались обновленцы:  в соборе совершает богослужения обновленческий архиепископ Петроградский Соболев Николай Васильевич (с 16 .07.1922 по апр. 1923; с марта по нояб. 1923 г. Казанский собор становится у обновленцев кафедральным); обновленческие настоятели: «протоиерей» Теодорович Лев Михайлович (с 12 марта — 17.09.1923); «архиепископ» Артемий (Ильинский Александр Матвеевич) (с сент. по 25 нояб. 1923); «протопресвитер» Красницкий Владимир Дмитриевич (25.11.1923-17.01.1925); «митрополит Ленинградский» Вениамин (Муратовский Василий Антонович), (20.01.1925 — июнь 1927); «митрополит» Серафим (Руженцев Сергей Семенович) (июнь 1927- янв. 1932). 29 янв. 1932г. Президиум Смольнинского райсовета определил передать Казанский собор в ведение Академии наук под Музей истории религии, 10.02.1932г. – составлен акт о передаче оставшегося церк. имущества музею, 15.10.1932г. – музей открылся.
 
С весны 1991г. в Госуд. Музее истории религии и атеизма с благословения митрополита Иоанна (Снычева) начинается совершение богослужений в приделе во имя преподобных Антония и Феодосия  Киево-Печерских (иконостас тогда полностью отсутствовал, были установлены только временные престол и жертвенник). Временным настоятелем в 1991- 1996 годы. был игумен Сергий (Кузьмин). С 1996 года и по сей день настоятелем возрожденного Казанского собора является протоиерей Павел Красноцветов. Указом патриарха Алексия II от 31 дек. 2000г. собору был присвоен статус кафедрального и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
 

Среди настоятелей и священников Казанского собора было немало выдающихся проповедников, писателей, ученых. Один из первых настоятелей собора, протоиерей Иоанн Иоаннович Бедринский, сын простого священника, вскоре после окончания Александро-Невского училища ставший его инспектором, был высокообразованным человеком, переводчиком богословских трактатов, главным образом с французского языка. Среди его богословских работ пользовался известностью перевод трактата католического богослова Карачиолли "Вопль истины против соблазнов мира" и изданная незадолго до смерти отца Иоанна также переводная "Церковная история, излагающая все достопамятные в Церкви происшествия от Рождества Христа Спасителя до 1778 года". Поскольку оригинальных богословских трудов в России было еще мало, переводные труды, в которых не содержалось чего-либо противного православной вере, были просто необходимы. Заслуги маститого богослова были высокого оценены. В 1806 г. он становится членом Российской Академии. Умер он 18 февраля 1831 г., являясь настоятелем Казанского собора. "Церковная история…", переведенная отцом Иоанном Бедринским, знакомила русского читателя главным образом с историей Западной Церкви, которая в России была мало известна и давала возможность читателю понять причины церковных нестроений и ересей на Западе.

Среди других настоятелей Казанского собора следует отметить протоиерея Петра Николаевича Мысловского, до того известного своими стараниями убедить заключенных в Петропавловскую крепость декабристов покаяться и обратиться к Богу. Известно, что многие декабристы вспоминали отца Петра Мысловского с большой теплотой. Настоятелем Казанского собора отец Петр был с 1831 по 1846 гг. В петербургских кругах Мысловский приобрел широкую известность как своей проповеднической, так и филантропической деятельностью, будучи активным участником различных благотворительных комитетов.
Интересной личностью был и другой настоятель собора — протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский, сменивший Мысловского в 1846 г. и до 1848 г. окормлявший паству Казанского собора. Его имя было широко известно в научных кругах. Магистр философии и член Датского Королевского общества антикваров, Никольский, как и Бердинский, являлся членом Российской Академии.
Нельзя пройти мимо одного из самых выдающихся русских ученых XIX в., Герасима Петровича Павского (1787-1863 гг.), замечательного представителя русской богословской мысли и крупнейшего филолога-гебраиста. Хотя отец Герасим и не был настоятелем Казанского собора, но в 1815 г. он был назначен священником в собор сразу же после окончания Духовной академии и вступления в брак.
Казанский собор был первым местом его пастырского служения и, может быть, только последовавшее в скором времени призвание его к законоучительству в Царскосельском лицее и профессорской деятельности в Санкт-Петербургском университете помешало ему стать настоятелем Казанского собора. В течение длительного времени он был законоучителем наследника престола, будущего Императора Александра II, сотрудничал с В.А. Жуковским в деле воспитания царя-освободителя.
Явление Павского в русской научной и богословской мысли так значительно, что заслуживает отдельного исследования. Отметим лишь, что он был сыном сельского священника Санкт-Петербургской губернии, с малых лет стремившимся к знаниям. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии в 1814 г. он первым получает звание магистра богословия. Сфера его академических интересов весьма широка — экзегетика, древние языки (особенно древнееврейский), педагогика, историческая грамматика русского языка, нравственное богословие. Он был главным переводчиком ветхозаветных книг на русский язык. Для христианского воспитания наследника престола он написал "Христианское учение в краткой системе", ознакомившись с которым В.А. Жуковский скажет: "Ваша Религия — друг просвещения, такая именно, которая должна жить в душе Государя".

Излагая курс догматического и нравственного богословия в Университете, Павский стремился объяснить студентам каждое явление религиозной жизни человечества таким образом, чтобы оно представлялось слушателям как необходимое следствие законов естественных и богооткровенных. Он надеялся таким путем развить в слушателях твердость религиозных убеждения и силу духа настолько, чтобы превратности жизни и знакомство с людьми неверующими не смогли поколебать их религиозных убеждений.
За время своего законоучительства при высочайших особах Павский был награжден алмазными знаками ордена святой Анны 2-й степени, орденом святого Владимира 3-й степени, бриллиантовым наперсным крестом и двумя бриллиантовыми перстнями. В 1855 г. он становится академиком. Из его последних работ следует отметить четырехтомные "Филологические наблюдения за составом русского языка". По словам современников, они представляли собой "плод ученого трудолюбия изумительного, сколько огромностью сил и способов, столько же и беспримерного героического самоотвержения". Работы Павского по ветхозаветной истории до сих пор сохраняют свое научное значение и изучаются в духовных школах России.
Но самым выдающимся пастырем Казанского собора был, без сомнения, новомученик протоиерей Философ Орнатский. Ученик, друг, последователь и родственник святого праведного Иоанна Кронштадтского, отец Философ был представителем того поколения русского православного духовенства, которому много пришлось потрудиться над религиозным и нравственным возрождением русского народа. Уже в первые месяцы революции он одним из первых принял мученический венец.
Протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился в семье сельского священника Череповецкого уезда Новгородской губернии 21 мая 1860 г. Вся его жизнь от начала до конца была связана со служением Церкви и народу. Он закончил Новгородскую Духовную семинарию, а затем Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.
Ко времени своего назначения настоятелем Казанского собора 10 декабря 1913 г. он уже был широко известен всему православному Петербургу. Председатель Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, настоятель церкви во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции по заготовлению Государственных бумаг, основатель храмов во имя Пресвятой Троицы на углу Николаевской и Стремянной улиц, Воскресения Христова на Обводном канале, Вознесения Господня на Выборгской стороне, святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лесном, Серафимовской церкви на станции Графская (ныне Песочная) и ряда других, отец Философ особенно заботился о том, чтобы простые рабочие люди получали наибольшее попечение о своих духовных нуждах и постоянно общался с ними.

Он написал ряд работ, посвященных вопросу о религиозно-нравственном воспитании народа: "О христианском образовании женщин", "О праздничном отдыхе для торговых людей". В последней работе отец Философ решительно выступает за ограничение воскресных и праздничных торгов в Петербурге, отстаивая эту же идею в стенах Городской думы, депутатом которой он являлся. С проповедью на эту тему он выступал с кафедры Казанского собора, еще не являясь его настоятелем.
Закон об ограничении праздничных торгов был принят в Думе в 1897 г. и активность отца Философа сыграла тут не последнюю роль. Ряд работ отца Философа был посвящен вопросу о росте протестантского сектантства в рабочих районах Санкт-Петербурга.
Много сил отдавал отец Философ трудам в Александро-Невском обществе трезвости, получая в этом вопросе большую поддержку со стороны членов императорской фамилии. Особенно помогали обществу великий князь Константин Константинович и сам Государь император, пожаловавший обществу трезвости бывшую императорскую яхту "Марево" для устройства в ней плавучей церкви и подвижного противоалкогольного музея. Пастырскую и общественную работу отец Философ совмещал с педагогической. Он был законоучителем в технической школе при Экспедиции заготовления Государственных бумаг, которую фактически сам основал, преподавал в приютах принца Ольденбургского и великой княгини Александры Николаевны. Но более всего он трудился на ниве религиозного просвещения в зале Общества религиозно-нравственного просвещения на Стремянной улице, где разместилась бесплатная духовная библиотека с читальным залом, воскресная и церковно-приходская школы, центральный книжный склад общества и магазин. Вот небольшая часть бесед, проведенных отцом Философом Орнатским: "О вере, как средстве достижения истинного счастья", "Об исповедании своих грехов", "О соединении с Господом нашим Иисусом Христом в Таинстве Святого Причащения", "История чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы и о молитвенном почитании Матери Божией".
Отец Философ Орнатский горячо любил русский народ, заботился о распространении и укреплении православия среди других народов России. К началу XX в. в Петербурге проживало более 4 000 православных эстонцев, многие из которых мечтали иметь свой храм в столице. Решить эту задачу им помог отец Философ. Он оказал помощь члену Совета Общества религиозно-нравственного просвещения отцу Кульбушу, задумавшему создать православное эстонское братство, в составлении его устава. В январе 1899 г. родилось Православное эстонское братство во имя священномученика пресвитера Исидора Юрьевского, товарищем Председателя которого был избран отец Философ Орнатский.

Он же помог братству безвозмездно получить от города ценный участок земли для строительства храма на углу Екатерингофского проспекта и Большой Мастерской улицы, а также денежное пособие в сумме 25 000 рублей. Огромное значение придавал отец Философ воцерковлению русской интеллигенции, в массе своей отпавшей от Церкви. Возвращение интеллигенции в лоно Матери-Церкви, считал он, будет способствовать всенародному единению и становлению России на пути ее самостоятельного развития в национальном духе.
В день 16-й годовщины коронования Государя императора Николая Александровича, 14 мая 1912 г., с амвона Казанского собора перед членами августейшей фамилии в присутствии нескольких тысяч богомольцев прозвучал его призыв к дворянству и интеллигенции стать русскими и православными людьми, чем подать добрый пример простому народу, "простецам", как любил говорить отец Философ. "Велико значение авторитета в деле веры. Вспомните, как приняли ее наши предки: "Если бы вера греческая не была лучшей из вер, не приняли бы ее князь и бояре", — говорил народ, и увлекаемый добрым примером, охотно крестился… Нашей интеллигенции надо стать русской", — говорил отец Философ.
Назначение отца Философа настоятелем Казанского собора, безусловно, говорило о признании его высоких заслуг перед Русской Православной Церковью и Отечеством. Свидетельством тому является награждение его в мае 1914 г. орденом Святого Владимира 3-й степени и возведение его в дворянство 29 ноября 1916 г. Круг послушаний отца Философа неуклонно расширялся. Высочайшим указом было учреждено Всероссийское Попечительство по охране материнства и младенчества под августейшим покровительством Государыни императрицы Александры Федоровны. Председателем Попечительства был избран знаменитый врач-педиатр, профессор Карл Андреевич Раухфус, товарищем Председателя — протоиерей Философ Орнатский. В качестве центрального органа попечительства был учрежден особый институт. Базовой больницей была детская больница имени принца Ольденбургского (ныне имени К.А. Раухфуса) на Лиговском проспекте. 18 мая 1914 г. состоялось торжественное открытие Попечительства. После молебна протоиерей Философ Орнатский произнес блестящее слово о высоких задачах Попечительства.
С 19 июля 1914 г., с момента объявления Германией войны России, начался крестный путь нашей страны, Русской Православной Церкви и сотен тысяч будущих известных и неизвестных новомучеников. Этот путь завершился для отца Философа Орнатского в августе 1918 г. В день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, 9 августа 1918 г. Философ Николаевич Орнатский вместе со своими старшими сыновьями Николаем и Борисом Орнатским (врачом и офицером-артиллеристом) был арестован ЧК без предъявления каких-либо обвинений.

После неоднократных обращений родных и паствы отца Философа к председателю Петросовета Г. Зиновьеву о судьбе их мужа, отца и пастыря был получен ответ от Урицкого, что гражданин Орнатский расстрелян, как "ярый контрреволюционер". Имеются несколько версий о смерти отца Философа и его сыновей. По одной версии, они были расстреляны в Стрельне, по другим — в Кронштадте. Произошло это между 15 и 29 августа. Но по всем версиям отец Философ встретил смерть мужественно и умиротворенно. Вместе с ними было расстреляно еще 30 офицеров. Перед расстрелом отец Философ кротко произнес: "Ничего, ко Господу идем. Вот примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы". И, став на колени, стал спокойным голосом читать отходную.
На заседании от 20-21 декабря 1999 г. Синодальная Комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви приняла решение ходатайствовать перед Священным Архиерейским Собором о прославлении в лике святых угодников Божиих для общецерковного почитания священномученика протоиерея Философа Орнатского и иже с ним убиенных сыновей Николая и Бориса.

31 октября 1999 г. нынешний настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов совершил молебен в восстанавливаемом храме фабрики Госзнак (бывшая Экспедиция заготовления Государственных бумаг). Затем им же была отслужена панихида в Стрельне на месте массовых расстрелов. Там же состоялось торжественное открытие поклонного креста, установленного в память новомучеников и исповедников Российских.
Вступивший на место отца Философа Орнатского отец Николай Чуков может быть отнесен к числу исповедников за веру православную. Он также на протяжении многих лет претерпевал гонения. Николай родился в 1880 г. в городе Олонец в среднеобеспеченной семье. В 1884 г., движимый сердцем к пастырской деятельности, он из шестого класса гимназии переходит учиться в Олонецкую Духовную семинарию (Петрозаводск), а затем поступает в Санкт-Петербургскую Духовную академию. После служит в родной Олонецкой епархии, и в 1811 г. его назначают ректором Олонецкой Духовной семинарии. После убийства отца Философа Орнатского в 1918 г. он — настоятель Казанского собора. Именно в период его настоятельства начинаются службы в крипте Казанского собора, в храме священномученика Ермогена. Помимо настоятельства, в 1920-1923 гг. протоиерей Николай был ректором Богословского института, а в 1925 г. ему удалось организовать Высшие богословские курсы. В эти годы отец Николай ведет неутомимую борьбу с обновленчеством. В тяжелом 1922 г. он находится рядом со священномучеником митрополитом Вениамином. По приговору трибунала он должен был быть расстрелян. Однако, после многочисленных ходатайств о помиловании, особенно со стороны международной общественности, отец Николай Чуков был освобожден.
В годы Отечественной войны отец Николай был настоятелем кафедрального собора в Саратове. Овдовев, 13 октября 1942 г. он постригается в монашество с именем Григорий. 15 октября 1942 г. возводится в сан архиепископа Саратовского и Сталинградского. В 1943 г. он участвует в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на котором был избран Патриархом митрополит Сергий (Страгородский). В 1944 г. архиепископ Григорий становится архиепископом Псковским, а в 1945 г. — митрополитом Ленинградским и Новгородским. В том же году стараниями митрополита Григория удалось организовать богословско-пастырские курсы с двухгодичным сроком обучения, а в 1946 году были вновь открыты Ленинградская Духовная академия и семинария. В первые послевоенные годы очень широка была внешнеполитическая деятельность владыки Григория. В 1954 г. он восстановил каноническое общение с Болгарской Церковью. Он же восстановил мир среди православных в Эстонии и Финляндии. В своей епархии митрополиту пришлось уделять много внимания восстановлению разрушенных храмов и тех церквей, которые были закрыты при советской власти. В самом Петербурге это: разоренные большевиками Смоленская церковь, Александро-Невская церковь в Красном Селе, Троицкая ("Кулич и Пасха"). Особое значение имели реставрационные работы в Князь-Владимирском соборе.
Скончался митрополит Григорий 5 ноября 1955 г. в Москве. Он погребен рядом со своим преемником митрополитом Елевферием в крестовой митрополичьей церкви в Духовском корпусе Александро-Невской лавры.
Говоря о новомучениках Санкт-Петербургских, имевших отношение к Казанскому собору, нельзя не вспомнить священномученика митрополита Вениамина. Неоднократно служил владыка в стенах Казанского собора вместе с протоиереем Философом Орнатским. Здесь же он был избран архиепископом Петроградским и Ладожским. Митрополит Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1874 г. в Олонецкой губернии. Еще студентом Духовной Академии он был пострижен в монашество и вскоре стал иеромонахом. Позднее он преподавал в Рижской семинарии, был инспектором Холмской семинарии (на территории нынешней Польши). В 1910 г. совершилась его хиротония во епископа Гдовского. При этом с 1905 г. он был ректором Петербургской семинарии. Подобно святому праведному Иоанну Кронштадтскому, преосвященный Вениамин любил проповедовать слово Божие нищему люду, простым рабочим, часто читал им воскресные лекции. На Рождество и на Пасху епископ Вениамин совершал архиерейские богослужения на Путиловском и Обуховском заводах. Его очень любил простой народ Петербурга. На посту Петроградского митрополита Вениамин оставался добрым и доступным всем человеком. Современники отмечали определенную аполитичность митрополита. Именно поэтому на него и пал выбор в качестве жертвы красного террора. Его казнь должна была запугать ту часть духовенства, которая не скрывала своей неприязни к новой власти. Обвиненный в "укрывательстве ценностей" и в "сговоре со всемирной буржуазией и русской эмиграцией", он предстал перед трибуналом 29 мая 1922 г. Процесс происходил в здании Дворянского собрания (сейчас там находится Филармония). Вместе с митрополитом на скамье подсудимых оказалось 86 человек — священники, юристы, простые верующие, в том числе и женщины, крестьяне, просто случайные люди, среди них мусульмане — персы, оказавшиеся у храма во время проведения конфискации. Тон задавали ренегаты — обновленцы, за которыми стояло ОГПУ. Несмотря на мужественное поведение митрополита и других обвиняемых, на блестящую защиту, представленную талантливым и честным адвокатом Гуровичем, исход суда был предрешен. В зале царила благоговейная тишина, когда в своем последнем слове митрополит Вениамин произнес: "…я не знаю, что вы объявите в вашем приговоре: жизнь или смерть, но чтобы вы не провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: "Слава, Боже, за все". В день оглашения приговора, 5 июня, народ в зал не пустили, зная, что приговор не получит одобрения. Из десяти приговоренных к расстрелу приговор остался в силе в отношении четырех. В ночь с 12 на 13 августа митрополит Вениамин, архимандрит Сергий, Юрий Новицкий и Иван Ковшаров, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны на станции Пороховые Ириновской железной дороги.

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog