Настоятели собора

1811–1814
 
     «Когда достояние России обращено в недро ее, тогда обстоятельства и нужда позволили многим разного звания благочестивым христианам иметь свое неисходное пребывание в Витебске, в коем довольное время с прискорбием живя, претерпевали от жителей укоризны, будучи лишены надежнейшего пристанища, не имея в городе молитвенного храма… Витебский комендант граф Миних, таковую ощутительную крайность видя, своим старанием в 1779 году сооружил деревянный храм чудотворца Николая... я, при той церкви находясь священнослужителем, исправляю все нужды над небольшим числом бывших до селе здесь жителей Греко-Российского законы». Из письма Иоанна Сырохнова к православному епископу Могилевскому и Полоцкому Афанасию Вольховскому от 5 июля 1797 года
 
     Биография Иоанна Сырохнова, первого настоятеля Казанского собора, детально не изучена. Известно лишь, что он в свое время получил образование в Псковской духовной семинарии и был направлен в Белоруссию, где 15 лет служил в Витебске, в Никольском храме, с миссией обращения униатов в православие. Долгое время Никольская церковь оставалась единственным православным храмом города. Церковь состояла в ведении обер-священника, а затем — главного священника армии и флота. Прихожанами храма являлись воинские чины Витебска, не имевшие штатных священников. По штату при церкви были положены один священник и псаломщик. Квартира у священника была казенная.
      Из письма Иоанна Сырохнова графу А. А. Аракчееву от 5 апреля 1809 года следует, что он перебрался со старшей дочерью в Санкт-Петербург в 1809 году, жена с четырьмя детьми прибыла в том же году несколько позже.
     В конце 1810 года по императорскому указу протоиерей Иоанн Сырохнов был назначен на должность настоятеля Рождественской церкви с последующим
настоятельством в новом Казанском соборе. Это назначение, возможно, было наградой за труды в Белоруссии. Кроме него, в штат церкви, а затем собора входили два священника (один из них ключарь), два диакона, два дьячка и один пономарь. Именно при нем произошла церемония освящения Казанского собора и перенесение Казанской иконы  Божией Матери в новый храм.
      Дата смерти и место захоронения протоиерея Иоанна Сырохнова неизвестны.
 
1814–1831
 
«…цензор, принявший рукопись на рассмотрение, должен был вначале оценить достоинство сочинения относительно “важности мыслей, их истине, чистоте и изящности слога, ясности и правильности изложения”».
Устав Цензурного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии от 30 августа 1814 года
 
       Иоанн Иоаннович Бедринский родился в 1769 году в семье священника. После окончания Александро-Невской семинарии преподавал латынь. В 1791 году, по
посвящении в диаконы, Бедринский был назначен в Воскресенский Смольный монастырь,
а через год переведен в церковь Вознесения Господня, где в 1794 году посвящен в сан священника. С 1796 по 1800 год он состоял увещателем подсудимых в разных присутственных местах. Был высокообразованным человеком, переводчиком богословских трактатов, главным образом с французского языка. Среди его богословских работ особой известностью пользовался перевод трактата «Церковная история, излагающая все достопамятные в Церкви происшествия от Рождества Христа Спасителя до 1778 года». Заслуги маститого богослова были высокого оценены. В 1804 году он стал членом Императорской академии наук.
      С 1803 года отец Иоанн подвизался в Никольском морском соборе на Адмиралтейской соборной пл. (ныне — Никольская пл.) и по воскресеньям преподавал в нем «своего сочинения катехизис», зародив тем самым традицию бесед со священником в столичных храмах.
       С 30 октября 1809 года стал настоятелем Воскресенской церкви на Шпалерной ул. (в 1818 году церковь переименована во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость»). В то же время являлся законоучителем пансионеров, обучавшихся в иезуитском училище, где пробыл до средины 1811 года, когда его назначили цензором над проповедниками  и членами Цензурного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии, ее Конференции и «оспенного» комитета Санкт-Петербурга. Бедринский прослужил в столичном духовном цензурном комитете 13 лет (1811–1824 годы). С 1807 по 1812 год протоиерей Иоанн Бедринский являлся настоятелем посольской церкви Александра Невского в Париже.
      В 1814 году Бедринский переведен из Воскресенской церкви с сохранением вышеозначенных должностей протоиереем в Казанский собор с предоставлением в его ведение, по званию благочинного, и Казанского собора. После смерти протоиерея Иоанна Сырохнова Иоанн Бедринский был назначен настоятелем Казанского собора. По его инициативе началось и было завершено строительство дома для причта (угол Невского пр. и Казанской ул.). Кроме того, он шесть лет возглавлял комиссию по приведению в порядок счетов по строительству Казанского собора, за что был награжден митрой — в те времена это было редкой наградой. При протоиерее Иоанне в 1824 году произшло одно из крупнейших наводнений в Петербурге, после которого возникла необходимость провести ремонтно-восстановительные работы в Казанском соборе. При нем были проведены церемонии отпевания Александра I, отпевание графа М. А. Милорадовича. В 1825 году собор перешел из придворного в епархиальное ведомство с границами: Думская ул. — Михайловская ул. — Итальянская ул. — наб. Екатерининского кан. — Невский пр. — наб. р. Мойки до Полицейского моста — по левому берегу до Демидова пер. — наб. Екатерининского кан. до Чернышова пер. — Думская ул.
       Настоятель Иоанн Бедринский умер 18 февраля 1831 года. Погребен на Волковом (Волковском) кладбище. К сожалению, могила не сохранилась.
 
1831–1846
 
        «Наши обязанности и призвания разные, ваше превосходительство, ибо если вы имеете право мучить и бить тело, то я имею обязанности утешить и освободить душу».
Ответ Петра Мысловского коменданту Петропавловской крепости А. Я. Сукину.
Из мемуаров графа Г. Олизара
 
        Петр Николаевич Мысловский родился в городе Валдае в семье священника 11 июня 1775 года. Получил начальное домашнее образование, а затем учился в Александро-Невской семинарии, но не окончил ее — в начале 1797 года был отправлен диаконом в Валдай во Введенскую церковь. В 1802 году особым указом митрополита получил место второго диакона в церкви Рождества Богородицы в Санкт-Петербурге. Поднесенная П. Н. Мысловским Александру I ода собственного сочинения на годовщину воцарения государя обратила на диакона «высочайшее внимание», и с 1804 по 1807 год он исполнял обязанности придворного диакона в церкви Спаса Нерукотворного, с 1807 года — протодиакона.
       17 декабря 1810 года отец Петр был рукоположен во священника и сразу назначен в церковь Рождества Богородицы, а после освящения Казанского собора занял место ключаря, с 1831 года — настоятеля Казанского собора.
        Страна готовилась к 25-летнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года. Собор к тому времени пострадал от наводнения 1824 года. При установке катафалка на похоронах императора Александра I произошли частичные разрушения пола, а также скульптур евангелистов на пилонах. Император Николай I велел произвести подготовку собора к юбилею.
         В 1832–1837 годах был проведен ремонт под руководством О. Монферрана, создан иконостас, спроектированный архитектором К. А. Тоном, Ф. А. Бруни, П. В. Басин и К. П. Брюллов написали заалтарные образы. К 25-летнему юбилею победы в Отечественной войне перед Казанским собором были установлены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.
        В 1844 году в соборе также были начаты ремонтно-восстановительные работы, которые продолжались несколько лет. При настоятельстве отца Петра архиереи обязательно совершали богослужения в Неделю Православия, Великий Четверг и Пасхальную ночь. Престольные праздники и молебны часто проходили в присутствии членов императорской семьи.
         Обязанности отца Петра на протяжении всей жизни становились все разнообразнее: в 1812 году он был назначен депутатом от столичного духовенства «по всем присутственным губернским местам»; в 1818–1822 годах служил законоучителем кантонистов при Военно-топографическом депо Генерального штаба. Примерно тогда же приглашался властями
в качестве тюремного исповедника для «приведения в раскаяние» наиболее опасных и закоренелых «злодеев», что часто с успехом и исполнял. В последующие годы отец Петр занимал должность старшего законоучителя в Женском патриотическом институте, покровительницей которого была сама императрица. 21 ноября 1841 года как знаток церковнославянского языка и проповедник был избран в члены Императорской академии наук на отделение русского языка и словестности.
        Протоиерей Петр Николаевич Мысловский получил довольно широкую известность как официальный духовник, приставленный в январе 1826 года к заключенным в Петропавловскую крепость декабристам для их религиозного утешения и увещевания. Из пятерых приговоренных к смерти трое — К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин и С. И. Муравьев-Апостол — добром помянули отца Петра в своих предсмертных письмах и завещаниях, а П. И. Пестель, лютеранин по вероисповеданию, отказавшийся в крепости от исповеди и причастия, непосредственно на эшафоте попросил от отца Петра предсмертного благословения. На другой день после экзекуции, когда на Петровской площади в Петербурге происходил благодарственный молебен «на ниспровержение крамолы», батюшка остался в Казанском соборе и в одиночестве отслужил панихиду по казненным.   
        В 1831 году случилась вспышка холеры, отец Петр работал в «холерном» комитете, оказывая посильную помощь семьям умерших.
        Протоиерей Петр Мысловский умер 6 марта 1846 года. Погребен на Малоохтинском кладбище. Место захоронения неизвестно.
 
1846–1848
 
           «Муж ума глубокого, характера твердого и учености весьма обширной».
Из высказываний современников об отце Тимофее
 
       Тимофей Ферапонтович Никольский родился в 1788 году в семье священника. Обучался в Тамбовской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1814 году магистром. Со 2 октября 1817 года Тимофей Ферапонтович стал действительным членом Конференции Санкт-Петербургской духовной академии, с 17 июня 1825 года — членом Комитета для рассмотрения вредных книг, с 1 ноября 1829 года — членом Санкт-Петербургской духовной консистории. Начиная с 1831 года он был цензором проповедей, с 1835 года следил за благочинием Исаакиевского собора, также исполняя должность ревизора. В 1835 году стал членом Санкт-Петербургского статистического комитета, с 30 сентября 1842 года — членом Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры и Комитета для рассмотрения конспектов и руководств к преподаванию учебных предметов в духовных семинариях.
         16 октября 1816 года Никольский был рукоположен в сан священника церкви Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском корпусе, где настоятельствовал и преподавал Закон Божий до 1825 года. С 15 января 1826 года — священник церкви Владимирской иконы Божией Матери, с 22 октября 1829 года — возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем церкви Входа Господня во Иерусалим, с 24 июля 1831 года — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади, с 7 декабря 1831 года назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора с поручением должности благочинного над 24 церквями Адмиралтейской стороны.
         В марте 1846 года отец Тимофей был назначен настоятелем Казанского собора. Храм оставался в центре внимания царственных особ. Так, 7 июня 1846 года состоялось посещение собора императрицей Александрой Федоровной. Вернувшись из путешествия по Италии, она поспешила в храм на «благодарственное Господу Богу молебствие». 6 мая 1848 года приложиться к Казанской иконе Божией Матери приезжал сын Николая I великий князь Константин Николаевич. 7 ноября 1846 года в Вене скончалась великая княжна Мария Михайловна, племянница императора. 14 ноября в 10 часов утра в Казанском соборе члены Святейшего Синода в собрании всего столичного духовенства совершили панихиду и литургию об упокоении души ее высочества. За два года и четыре месяца пребывания отца Тимофея в должности настоятеля Казанского собора были совершены три епископские хиротонии. В период его настоятельства, в мае 1846 года, потемневший со временем иконостас Казанского собора был вычищен.
         Скончался Тимофей Ферапонтович Никольский 16 июля 1848 года. Похоронен на Волковом (Волковском) кладбище, могила не сохранилась.
 
1848–1860
 
«Вынужденное молчание заставляет людей мыслить». Н. В. Гоголь. 1849 год
 
       Андрей Иоаннович Райковский родился в 1802 году в семье нижегородского священника. В 1817 году окончил Духовную семинарию в Нижнем Новгороде, а в 1821 году Санкт-Петербургскую духовную академию, где до 1829 года преподавал гражданскую историю. С 1826 по 1836 год работал законоучителем в Морском учебном экипаже (позже назывался Инженерным и артиллерийским училищем Морского ведомства). В 1830 году — профессор богословия в Императорском университете на кафедре богословия. Преподавал догматическое и нравственное богословие, церковную историю и каноническое право, с 1850 года читал лекции по логике и опытной психологии.
         Отец Андрей был рукоположен в иерея 17 апреля 1826 года. Через год он получил назначение в Исаакиевский собор, где прослужил до 1843 года, а затем был переведен в храм на Смоленском кладбище. В 1842 году «за отлично-усердную службу по званию профессора богословия при университете» произведен в протоиереи и назначен членом столичной Духовной консистории и членом Духовного цензурного комитета, служил во всевозможных комиссиях и комитетах.
       В Казанский собор поступил в 1848 году с назначением на должность настоятеля с обязанностями благочинного. Педагогический опыт, несомненно, пригодился для его проповедей, которые были для него обязательны по воскресеньям и праздничным дням. При протоиерее Андрее Райковском в 1849 году был установлен новый крестный ход: от собора до Успенской церкви на Сенной пл. в память о холере 1831 года, которая унесла жизни 10 000 жителей.
      Последние четыре года жизни, отказавшись от многочисленных государственных обязанностей, отец Андрей посвятил себя полностью пастырскому служению.
        Являлся духовным писателем. В 1857 году написал книгу «Логика, описывающая механизм нашей мысли, ее формы и законы на основании здравого, христианством руководимого, смысла».
         Протоиерей Андрей Райковский умер 29 октября 1860 года. Похоронен на Георгиевском (ныне Большеохтинском) кладбище. Могила не сохранилась.
 
1860–1881
 
      «Г. С. Дебольский внес огромный вклад в духовную литературу. Самое значительное его произведение “Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви”
было издано в 1837 году, когда автору было лишь 29 лет. Только при его жизни оно переиздавалось шесть раз». Из биографии Г. С. Дебольского
 
           Григорий Сергеевич Дебольский родился 30 января 1808 года в семье священника Ярославской епархии. В 1828 году, по окончании учебного курса в Ярослав- ской духовной семинарии, был назначен учителем Духовного училища в Угличе. В 1829 году поступил в Санкт-Петербург- скую духовную академию. В 1833 году он был удостоен степени магистра богословия и был назначен в Тверскую духовную семинарию преподавателем всеобщей истории и немецкого языка.
        В 1834 году Г. С. Дебольский был переведен в Санкт- Петербургскую епархию и 8 ноября 1834 года рукоположен во священника к только что освященному храму святой мученицы царицы Александры при Александровском сиротском доме. С 1 мая 1836 года состоял также в должности законоучителя в классах кондукторских рот Учебного морского рабочего экипажа. Помимо этого, с 10 августа 1838 года по 16 июля 1842 года отец Григорий безвозмездно преподавал Закон Божий в Лавальском детском приюте.
         6 октября 1841 года иерей Григорий Дебольский был переведен на вакантное место священника и законоучителя к храму во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Императорском коммерческом училище, где он и служил до перевода в Казанский собор. С 1846 по 1850 год отец Григорий Дебольский преподавал Закон Божий в Царскосельском училище девиц духовного звания. 21 мая 1847 года по представлению попечителя Коммерческого училища его императорского высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского возведен в сан протоиерея. 8 мая 1854 года на протоиерея Григория Дебольского епархиальным начальством было возложено звание благочинного в Царскосельском училище девиц духовного звания, а с 1 февраля 1858 года и в прочих епархиальных храмах Царского Села.
         Протоиерей Григорий Дебольский был одним из выдающихся духовных лиц столицы. 12 февраля 1852 года по распоряжению епархиального начальства Дебольский составил «Историко-статистическое описание церквей гражданских учебных заведений», а его труд «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви» выдержал восемь переизданий. 27 сентября 1848 года он был утвержден Святейшим Синодом в звании действительного члена Конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 30 сентября 1855 года назначен членом Комитета при Санкт-Петербургской духовной академии для издания духовно-нравственных книг. С 1862 года являлся членом Санкт-Петербургской духовной консистории.
         В 1860 году протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский был назначен настоятелем Казанского собора. В годы его настоятельства собор отметил свой полувековой юбилей (1861 год). При нем собор капитально ремонтировали
и реставрировали. В 1862–1865 годах заменили обветшавшие рамы, реставрировали стен- ную живопись, для чего пригласили академика И. А. Тюрина. Кроме того, Тюрин создал образ Казанской иконы Божией Матери на медной доске с тем, чтобы поместить ее снаружи, на фасаде алтарной апсиды. Был отреставрирован главный иконостас, покрыт накладным серебром северный иконостас. Отец Григорий Дебольский составил историческое описание собора для первого тома «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии», вышедшего в 1869 году. Это было первое полное описание храма, основанное на доку- ментальных материалах, собранных к юбилею собора.
         Одной из главных заслуг протоиерея Григория Дебольского было создание Общества вспомоществования бедным прихода Казанского собора. Оно начало свою работу 4 октября 1870 года. 1 июня 1871 года по инициативе пастыря был открыт Дневной приют для детей обоего пола от 5 до 11 лет. Весной 1874 года начался новый ремонт: купол был заново покрыт луженым железом, а крыша починена и окрашена, покрыт серебром иконостас южного придела, в нем заново написаны иконы в Царских вратах.
           В сентябре 1874 года ремонт был завершен, но здоровье отца Григория резко ухудшилось, ведением хозяйственных дел собора по благословению отца настоятеля занялся ключарь Казанского собора протоиерей Александр Булгаков, ставший после его кончины в 1881 году настоятелем собора.
           Григорий Сергеевич Дебольский почил 14 июня 1881 года на даче в деревне Старо-Сиверской. Погребен на Георгиевском (ныне Большеохтинском) кладбище. Могила в советские годы была уничтожена.
 
1881–1883
 
«Богослужение, всегда благоговейно, чинно и неспешно им совершаемое, заботы
о благоустройстве и благолепии этого святого храма… ласковое обращение со всеми, его снисходительность к людским недостаткам и слабостям, его всепрощающая любовь…»
Протоиерей Казанского собора отец Павел Цветков об отце Александре
 
           Александр Петрович Булгаков родился 6 августа 1823 года в селе Сурково Белгородского уезда Курской губернии в семье священника Флоровской церкви. Был младшим братом будущего митрополита Московского и Коломенского Макария. Поступил в Курское духовное училище и сразу после его окончания в Белгородскую духовную семинарию. В 1845 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где обучался под руководством своего старшего брата Макария, который прослужил там 15 лет (1842–1857) и прошел в ней все должности — от бакалавра до ректора. В 1849 году Александр Булгаков окончил академический курс по первому разряду. В ноябре того же года он получил место преподавателя русской и всеобщей гражданской истории и греческого языка
в духовной семинарии. Определением Святейшего Синода от 25 сентября 1850 года он был возведен в ученую степень магистра богословия.
           28 января 1851 года в Казанском соборе прошло две хиротонии: высокопреосвященнейший Никанор (Клементьевский), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, рукоположил архимандрита Макария в епископа Винницкого, а его брата Александра — в иереи. Священническое служение отца Александра началось в 1851 году
в царскосельской Благовещенской госпитальной церкви. Уже через год, 28 апреля 1852 года, отец Александр был переведен в Санкт-Петербург к церкви святого Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, при Доме убогих.
          1 сентября 1852 года Советом Императорского Человеколюбивого общества он был назначен законоучителем и преподавателем русского языка в Ивановское малолетнее отделение этого общества, а 30 июня 1853 года — законоучителем в Дом воспитания бедных детей общества. Следующим местом его служения стала церковь Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при мужской Обуховской больнице, куда он был переведен 18 апреля 1854 года.
Исполняя священнические обязанности и заботясь о благотворительном обществе больницы, отец Александр с 9 мая 1854 года состоял законоучителем в фельдшерской школе при больнице. 14 сентября 1864 года по Указу Святейшего Синода отец Александр был возведен в сан протоиерея.
          В 1870 году пастырь был назначен на священническую вакансию при Казанском соборе, в котором он служил 14 лет сначала штатным клириком, после ключарем, затем настоятелем.
        20 октября 1881 года его стараниями при Обществе вспомоществования бедных прихода была открыта Богадельня для призрения престарелых и беспомощных женщин. В апреле 1883 года она была переведена в дом по адресу: наб. р. Мойки, д. 26. 4 апреля 1881 года в Казанском соборе было открыто Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.
          В 1882 году обновлена риза на чудотворной иконе, были добавлены украшения, начаты работы по благоукрашению престола серебром, чтобы он соответствовал иконостасу.
           28 декабря 1883 года отец Александр мирно отошел ко Господу. Похоронен в Александро-Невской лавре, на Никольском кладбище. Могилы протоиерея А. П. Булгакова и его супруги чудом сохранились в годы гонения на Церковь.
 
1883–1898
 
 «…все то, что согласно с этой любовью (любовью ко Спасителю), нравственно, а что несогласно, не нравственно… Вся наша жизнь есть богослужение, не учиться нравственным правилам нужно, а идти в общение с нашим Спасителем, Который не удаляется, а ждет нас и идет навстречу нам, идти путем любви Христовой».
Протоиерей Александр Лебедев
 
          Александр Алексеевич Лебедев родился 4 августа 1833 года в семье потомственного священника в Сергиевом Посаде, а около 1848 года отца с семьей перевели священником в Хотьковский Свято-Покровский женский монастырь. В 1854 году он окончил Вифанскую семинарию по первому разряду. Для получения высшего богословского образования Александр Лебедев в том же году поступил в Московскую духовную академию и в 1858 году окончил ее со степенью кандидата богословия.
           5 октября 1858 года он был рукоположен во диакона к церкви святой великомученицы Екатерины, где прослужил до 1864 года. 3 мая 1864 года отец Александр был рукоположен во священника и определен к церкви святителя Николая в Кронштадте при Штурманском училище. В этот период появился большой печатный труд А. А. Лебедева «Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец», опубликованный в 1865 году и вы- державший несколько изданий. В 1866 году он написал «Изложение православной Христовой веры в беседах» по руководству святителя Тихона для общенародного употребления.
          14 октября 1870 года иерей Александр Лебедев вернулся в Санкт-Петербург: его перевели в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию законоучителем и настоятелем церкви Преображения Господня при гимназии. Батюшка служил там четыре года. Он изложил опыт своего преподавания в гимназии в руководстве по церковной истории «Очерк истории Христианской Церкви применительно к гимназической программе». Эта книга также выдержала несколько изданий.
            Александр Лебедев был возведен в сан протоиерея и назначен в мае 1874 года настоятелем первого и единственного в то время православного храма во имя святителя Николая в Праге на Староместской пл. Здесь он пробыл около восьми лет и много сделал для проповеди православия в Чехии. В 1882 году пастыря перевели из Праги в Санкт-Петербург. Отец Александр был зачислен в штат церкви Вознесения Господня, где он прослужил приходским священником чуть больше года. 26 марта 1883 года пастырь был назначен заведующим богословским отделом Учебного комитета при Святейшем Синоде.
            28 декабря 1883 года протоиерей Александр Лебедев был назначен к Казанскому собору настоятелем. Заняв этот пост, отец Александр сразу обратил внимание на звонницу собора, которая подверглась ремонту и перепланировке для создания «полного звона», вслед за этим был отремонтирован церковный дом, в котором перестраивались конюшни и каретные сараи.
         В 1885 году прихожане и богомольцы собрали необходимые средства на украшение серебром престола в главном алтаре. Император Александр III подарил для передней стенки престола крест из ляпис-лазури и восемь колонн из калганской яшмы. В 1886 году для главного алтаря был изготовлен серебряный семисвечник, а в 1890 году — две пудовые серебряные кованые хоругви. В 1886 году в главном алтаре перед жертвенником был поставлен небольшой крестовидный иконостас. В ноябре 1892 года в память о чудесном спасении императорской семьи во время крушения поезда у станции Борки под Харьковом у южных закрытых дверей собора была установлена Голгофа.
           С весны до середины осени 1892 года в Казанском соборе, не ремонтировавшемся уже более 20 лет, был произведен ремонт, кроме того, была отреставрирована живопись, серебряные иконостасы, изготовлены новые люстры, возобновлена позолота для царского места, выткана новая бархатная драпировка, застеклены иконы, чтобы уберечь отреставрированную живопись от копоти свечей, пыли и сырости.
            В обширном подвале под алтарем была устроена ризница и комната для певчих с проделкой в сводах винтообразной лестницы вниз, подвал осветили электричеством. Одновременно в собор провели водопровод. Кроме того, в соборе улучшили вентиляцию, были восстановлены печи. В декабре 1893 года ремонт был закончен.
            Благодаря стараниям отца Александра в 1896 году был приобретен дом № 33 по Екатерининскому кан., в котором размещались детский приют и ясли, церковно-приходская школа, богадельня для призрения престарелых и беспомощных женщин, бесплатная столовая, Дом трудолюбия, Дом дешевых квартир.
               В 1897 году был куплен дом № 4 по Казанской ул. В этом же году за большие заслуги отец Александр был награжден митрой.
              Протоиерей Александр Лебедев был на протяжении пяти лет членом Общества вспомоществования бедным прихода Казанского собора, а с 1888 года до своей кончины возглавлял его. Батюшка активно участвовал в работе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви и был членом его Совета.
           23 марта 1898 года после продолжительной болезни сердца настоятель Казанского собора протоиерей Александр Лебедев отошел ко Господу. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила утрачена.
 
1898–1904
 
«Веруйте в Бога и в Господа Иисуса Христа веруйте. В этой вере ищите опоры, ободрения и утешения, и найдете мир и покой душам вашим». Протоиерей Евграф Мегорский
 
             Евграф Иванович Мегорский родился 17 декабря 1838 году в селе Хотилово Новгородской губернии в семье священника. Завершив курс обучения в Боровичском духовном училище, он поступил в Новгородскую духовную семинарию, которую окончил в 1859 году в числе лучших учеников. В 1863 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию по первому разряду и был возведен в степень магистра. В том же году молодого богослова назначили в Новгородскую семинарию профессором логики, психологии, патристики и латинского языка. Два года спустя, 8 сентября 1865 года, он был рукоположен во пресвитера и назначен на должность преподавателя Закона Божия в Новгородский кадетский корпус графа Аракчеева, который затем был преобразован в военную гимназию и переведен в Нижний Новгород. Туда же последовали отец Евграф с семьей.
            Со временем батюшка стал членом правления Нижегородской духовной семинарии и духовным следователем.
          В 1875 году отец Евграф вернулся в родной Новгород и стал ректором Новгородской духовной семинарии. В 1890 году Мегорский был переведен в Петербург настоятелем церквей Митрофаниевского кладбища, которые его заботами были капитально отремонтированы. В этой должности он пробыл пять лет до своего назначения в 1895 году настоятелем церкви Симеона и Анны. В эти же годы он был членом Учебного комитета при Святейшем Синоде, состоял членом Епархиального попечительства о бедных духовного звания, был представителем духовного ведомства в Комитете попечительства о народной трезвости Санкт-Петербургской губернии.
          1 апреля 1898 года он был назначен настоятелем Казанского собора. За почти шесть лет своего настоятельства протоиерей Евграф Мегорский много сделал для благоустройства храма. В 1899 году была отремонтирована крыша Казанского собора. В 1902 году в Казанский собор и в два церковных дома (Казанская ул., д. 1 и 4) было проведено электричество.
          Немало потрудился отец Евграф и на пользу Общества вспомоществования бедным прихода Казанского собора. Дом по адресу: наб. Екатерининского кан., д. 33, который был приобретен в 1896 году, в 1898–1899 годах был разобран и на его месте был построен новый четырехэтажный. К 1 июля 1899 года в новое здание были переведены все благотворительные учреждения общества, его же стараниями в 1899 году был создан приют-ясли для малолетних сирот.
            Особой заслугой отца Евграфа стала организация в Казанском соборе первого в городе церковно-школьного праздника. Он состоялся 11 мая 1899 года, в день памяти святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, в этот день протоиерей Евграф Мегорский был награжден митрой. Весной 1901 года Святейший Синод постановил объявить 11 мая общероссийским церковно-школьным праздником.
             С началом войны с Японией в 1904 году Общество вспомоществования бедным прихода Казанского собора с благословения отца Евграфа временно приостановило деятельность Дома трудолюбия, а в занимаемом им помещении разместило на полном содержании 15 осиротевших детей.
           Отец Евграф был известен как великолепный проповедник. Он опубликовал немало религиозно-нравственных статей и сборник «Слова, поучения и речи».
           Умер отец Евграф 26 ноября 1904 года. Погребен на Митрофаниевском кладбище. Место захоронения не сохранилось: в 1927 году было принято решение о закрытии кладбища, большинство могил было уничтожено.
 

1904–1909

-
            «Исправления сближали не грамматику, а лексический и логический строй русского и церковнославянского языков. Впервые в истории книжной справы фоном исправления церковнославянского текста стал русский литературный язык».
          Из анализа изменений, произведенных в тексте Постной и Цветной триодей протоиереем Димитрием Мегорским
 
            Димитрий Тимофеевич Мегорский родился 12 октября 1841 года в Рубежском приходе Вытегорского уезда Олонецкой губернии в семье дьячка. Учился в местном духовном училище, потом в Петрозаводской духовной семинарии. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии в 1867 году назначен преподавателем Астраханской духовной семинарии по классу греческого языка, нравственного богословия и учения о расколе. В 1872 году стал магистром и назначен преподавателем Санкт-Петербургской духовной семинарии.
           В 1875 году принял сан священника (в 1891 году возведен в сан протоиерея) и получил место во Входо-Иерусалимской Знаменской церкви, где продолжал служить настоятелем с 1896 по 1904 год.
             Велики труды пастыря для Епархиального ведомства. Он состоял членом многих строительных и ремонтных комиссий, был председателем комитета Александро-Невского дома призрения лиц духовного звания, председателем совета Исидоровского епархиального женского училища (в 1905 году в училище учредили стипендию его имени). Являлся казначеем при Комитете православного миссионерского общества, казначеем Санкт-Петербургского епархиального свечного комитета, казначеем Эмеритальной кассы духовенства Санкт-Петербургской епархии, членом Комиссии по пересмотру действующих законоположений по призрению бедных и т. д.
             По инициативе Димитрия Мегорского, представившего в 1903 году свои труды по сличению славянских триодей — Постной и Цветной — с греческим подлинником, в 1907 году при Синоде была учреждена комиссия по исправлению богослужебных книг, в которой батюшка работал до самой смерти. Сделанное им сличение Постной и Цветной триодей было одобрено Синодом.
          В ноябре 1904 года после смерти настоятеля Казанского собора Евграфа Ивановича Мегорского (возможно, троюродного брата) отец Димитрий был назначен на его место и пребывал в этой должности до своей смерти. Имел множество наград, вплоть до высшей награды для белого духовенства — митры, которой был награжден 11 мая 1905 года.
             В Казанском соборе батюшку заботило как уставное богослужение, так и правильное ведение церковного хозяйства. Протоиерей Димитрий Мегорский возглавил комиссию по переработке устава Общества вспомоществования бедным. Были реорганизованы его структура и система финансирования. Опытный, энергичный настоятель за короткое время привел дела общества в должный порядок.
             Протоиерей Димитрий Мегорский умер от паралича сердца 27 января 1909 года. Похоронен в Александро-Невской лавре. Могила не сохранилась.
 
1909–1913
 
        «Мы с глубокой скорбью узнали из газет о кончине приснопамятного отца протоиерея (Николая Соснякова), благообразного старца, ревностного и многополезного служителя Церкви Христовой, усердного проповедника, доброго учителя и наставника, мудрого духовного отца и пастыря...»
Патриарх Антиохийский Григорий IV
 
         Николай Адрианович Сосняков родился 7 мая 1845 года в Новгородской губернии в семье диакона. Окончил курс в Новгородской духовной семинарии по первому разряду, а в 1869 году — Санкт-Петербургскую духовную академию. Через три года Святейший Синод утвердил его в ученой степени кандидата богословия. Николай Адрианович был назначен помощником секретаря Совета и Правления Академии. 1 июня 1870 года был рукоположен во священника и получил назначение в польский город Радом настоятелем православного собора во имя небесного покровителя города — святителя Николая. Кроме исполнения своих пастырских обязанностей в храме, он преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях Радома. Через пять лет батюшку перевели в столицу на должность настоятеля в домовую церковь святой равноапостольной Марии Магдалины при Училище лекарских помощниц и фельдшериц (Суворовский пр., д. 4).
         Обладая талантами педагога и проповедника, он занимал должность законоучителя в женском училище Императорского воспитательного дома и Учительской семинарии при нем, позже — в Мариинской женской гимназии.
           В 1880 году отец Николай был назначен священником к церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Николаевском сиротском институте и Александринском сиротском доме и законоучителем в этих учебно-воспитательных заведениях. В марте 1886 года возведен в сан протоиерея.
        1 апреля 1898 года он был переведен на должность ключаря Казанского собора. После кончины отца Димитрия Мегорского 30 января 1909 года протоиерей Николай Сосняков был назначен на должность настоятеля и награжден митрой. Заняв эту должность, он стал председателем Совета Общества вспомоществования бедным прихода Казанского собора и 22 декабря 1911 года совершил чин освящения библиотеки-читальни, открытой в церковном доме по Казанской ул., д. 4.
        Во время настоятельства протоиерея Николая Соснякова торжественно отмечался 100-летний юбилей Казанского собора, подготовка к которому заняла немало времени и целиком легла на плечи отца Николая. Он возглавил хозяйственный комитет собора, под чьим руководством были проведены капитальные ремонтные работы.
         15 сентября 1911 года в Казанском соборе состоялось торжественное богослужение по случаю его 100-летия. Юбилейные торжества завершились 26 января 1912 года, когда император Николай II в Александровском дворце Царского Села принял депутацию собора, которая поднесла ему книгу А. П. Аплаксина «Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811–1911».
         В 1911 году Казанский собор стал центром торжеств и по случаю 50-летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости. На молебне присутствовали император и члены августейшей семьи.
          26 августа 1912 года населению столицы пятью пушечными выстрелами с Петропавловской крепости было возвещено о торжественном праздновании 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Наиболее торжественное богослужение и благодарственный молебен в тот день прошли в Казанском соборе, где находится Казанская икона Богородицы, перед которой молился, уезжая на войну, генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов, и где покоится его прах. К сожалению, при подготовке к юбилею из собора были изъяты находившиеся здесь трофеи — знамена, отбитые
у неприятелей, ключи сдавшихся крепостей и жезл маршала Даву. Несмотря на протесты протоиерея Н. А. Соснякова, причта и прихожан собора, они были переданы на вечное хранение в Музей 1812 года в Москве.
          Отец Николай возглавил подготовку к празднованию 300-летия царствования Дома Романовых. 21 февраля 1913 дома в соборе состоялась Божественная литургия и благодарственный молебен. К молебну приехали император Николай II с императрицей Александрой Феодоровной, наследником цесаревичем и великими княжнами.
            Кроме исполнения своих прямых пастырских обязанностей, протоиерей Николай Сосняков занимал разные должности и в Епархиальном управлении: был в течение шести лет членом Комитета Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства, членом Духовной консистории и председателем Епархиального попечительства о бедных духовного звания.
            В апреле 1913 года он простудился и заболел воспалением легких. Болезнь развивалась на фоне общей слабости организма. 4 мая настоятель Казанского собора митрофорный протоиерей Николай Адрианович Сосняков тихо скончался. Похоронен на Митрофаниевском кладбище. Могила пастыря не сохранилась.
 
1913
 
«…в течение многих лет личность о. Николая Головина сияла во тьме нашей жизни, как тихий, но яркий свет».
Из воспоминаний духовного чада отца Николая
 
            Николай Николаевич Головин родился в семье сельского священника Тульской губернии в 1847 году. Окончил Тульскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
            Четыре года служил священником в Волково-кладбищенской церкви, куда был назначен сразу после хиротонии в 1877 году.
             В 1881 году в возрасте 34 лет отец Николай был переведен на служение в Казанский собор священником. Помимо служения в соборе он сразу стал принимать активное участие в жизни Общества вспомоществования бедным прихода Казанского собора. Со временем отец Николай стал почетным членом и казначеем, помощником председателя и под конец председателем общества. На протяжении 10 лет, с 1882 по 1892 год, отец Николай безвозмездно преподавал в приюте Закон Божий. Главной заботой протоиерея Николая Головина стало воцерковление местной бедноты и окормление неимущих.
            Он был возведен в сан протоиерея еще в 1890 году. В 1909 году был назначен ключарем собора и вместе с настоятелем протоиереем Николаем Сосняковым и старостой графом Н. Ф. Гейденом занялся подготовкой к празднованию 100-летнего юбилея со дня освящения Казанского собора (1911 год) и 100-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года. 26 мая 1913 года после 33-летнего срока служения священником был назначен настоятелем, но в этой должности состоял всего несколько месяцев.
            6 октября 1913 года отец Николай скоропостижно скончался. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила не сохранилась.

 

1913–1918

 
         «Социализм враждебен христианству, он не признает небо и хочет устроить рай на земле. Мы знаем по опыту, во что обращаются в социалистическом государстве украденные из христианства святые начала: свобода, равенство и братство. Ныне больше чем когда-либо, и в России больше чем где-либо, ясно, что только на основах подлинного христианства возможно вернуть народу порядок для продолжения спокойной жизни, имеющей конечной целью спасение всех во Христе».
Из речи протоиерея Философа Орнатского, обращенной к Святейшему Патриарху Тихону в 1918 году
 
        Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 года в семье священника Николая Платоновича Орнатского, который служил на погосте Новая Ёрга (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня.
           В 1869–1874 годах обучался в Белозерском (Кирилловском) духовном училище. Санкт-Петербургскую духовную семинарию окончил в 1881 году, а в 1885 году и Санкт-Петербургскую духовную академию со «степенью кандидата, с правом получения степени магистра без нового устного испытания».
           28 июля 1885 года был рукоположен во священника к храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при Петербургском детском приюте принца Петра Ольденбургского, где прослужил семь лет, в том числе и в качестве законоучителя. В 1888 году отец Философ был назначен членом Санкт-Петербургского епархиального комитета Всероссийского православного миссионерского общества.
          В 1890 году был избран членом Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а 4 мая 1892 года стал его председателем вплоть до своей кончины. 14 ноября 1898 года за усердную и полезную деятельность на посту председателя общества был возведен в сан протоиерея.
            С августа 1892 года по октябрь 1913 года отец Философ являлся настоятелем храма во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг. При его содействии при экспедиции было открыто техническое училище, дававшее среднее и профессиональное образование. Он был его начальником и одновременно законоучителем.
           В апреле 1893 года отец Философ был избран гласным Санкт-Петербургской городской думы от духовенства и нес свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. В 1908 году во время литургии после освящения храма Воскресения Христова отец Философ был награжден митрой.
     Протоиерей Философ Орнатский был не только талантливым организатором, но и выдающимся священнослужителем. Его многочисленные проповеди и статьи публицистического характера печатались в синодальных «Церковных ведомостях», «Церковном вестнике» и шесть лет редактируемом им «Санкт-Петербургском духовном вестнике», а также в «Отдыхе христианина», «Трезвой жизни», «Воскресном благовесте», цензором которых он являлся. Его проповеди в различных храмах Северной столицы, семь проповедей в храмах Саровского монастыря при открытии мощей преподобного Серафима Саровского, его слово на литургии перед отпеванием отца Иоанна Кронштадтского, выступления в Городской думе принесли ему заслуженную славу не только выдающегося проповедника, но и крупного общественного деятеля всероссийского масштаба.
            Осенью 1913 года протоиерей Философ Орнатский был назначен настоятелем Казанского собора вместо скоропостижно скончавшегося протоиерея Николая Головина.
             1 августа 1914 года Германия объявила России войну, которая продлилась до 11 ноября 1918 года.
           Настоятель Казанского собора протоиерей Философ со всей своей кипучей энергией и громадным опытом социально-благотворительного служения осуществлял посильную патриотическую деятельность в армии, многочисленных церковных и светских учреждениях. Он организовал работу приходских и попечительских советов, устроил всевозможные сборы для снабжения фронта деньгами, теплыми вещами и т. д., а также для оказания помощи семьям лиц, призванных в армию, раненым и пострадавшим. С особой силой в это трудное для всех время Философ Орнатский проповедовал не только устно, но и в печати.
             Несмотря на октябрьский переворот 1917 года и захват власти большевиками, 28 октября Поместный Собор восстановил в Русской Православной Церкви патриаршество, 5 (18) ноября 1917 года избрал Патриархом святителя Тихона (Белавина) и продолжил свою работу с небольшими перерывами до сентября 1918 года. 2 февраля 1918 года был принят Декрет об отделении Русской Православной Церкви от государства и школы от Церкви.
         Весной — летом 1917 года был создан «Союз церковного единения», в котором отец Философ Орнатский принял самое активное участие. В августе 1917 года по его инициативе было учреждено Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии. При попытке безбожников захватить в январе 1918 года Александро-Невскую лавру (считавшуюся ставропигиальной) он организовал крестные ходы из всех храмов города к Лавре, чтобы общим крестным ходом от Лавры к Казанскому собору явить народную волю и желание сохранить ее как святыню всей Церкви. Он поехал во главе депутации духовенства и мирян в Москву и выступил в Соборном совете и Соборном отделе по монашеству с докладом о сложившейся обстановке в Петрограде и прошением усвоить митрополиту Вениамину наименование настоятеля и священноархимандрита Александро-Невской лавры.
             Протоиерей Философ Орнатский в подклети Казанского собора задумал устроить подземный храм во имя священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Летом 1918 года, с 11 по 16 июня, Петроград посетил патриарх Тихон. Он совершил 13 июня, в праздник Вознесения Господня, в Казанском соборе Божественную литургию. После литургии был совершен крестный ход с Казанской иконой Божией Матери и с ковчегом со святыми мощами священномученика Ермогена, привезенным Патриархом из Москвы для вновь устраиваемого подземного храма.
          10 июля 1918 года вышел Декрет о лишении духовенства и монашествующих избирательных прав, объявление их нетрудящимися элементами, лишение их детей многих прав, в том числе получения высшего образования.
              19 июля (1 августа) 1918 года протоиерей Философ Орнатский был арестован, также задержаны и два его старших сына — Николай и Борис, вызвавшиеся сопровождать отца. Предположительно 30 октября 1918 года они были расстреляны на берегу Финского залива.
                Философ Орнатский и его сыновья Николай и Борис причислены к лику общецерковных святых на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в Москве 13–16 августа 2000 года.

 

1918–1920

 
         «Очищаются и обновляются стены этого храма, снимаются и слои дыма благоуханий кадильных и остатки колеблющихся светильников, возжигавшихся трепетными руками верующих, но неприкосновенною останется та молитва, которая о нас, приходящих сюда, возносится от лика Ея».
Из речи отца Василия Маренина на 100-летие Казанского собора
 
           Василий Иоаннович Маренин родился 24 декабря 1848 года в Торжке в семье протоиерея Иоанна Маренина. Василия Бог одарил способностью к живописи. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский), восхищенный увиденными работами Василия, благословил зачислить его в семинарию без экзамена. Окончив курс семинарии, Василий Маренин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и по окончании в 1871 году был удостоен звания кандидата богословия. В том же году Маренин был назначен преподавателем в Литовскую духовную семинарию в губернском городе Вильне (ныне — столица Литвы Вильнюс). Более 12 лет он обучал семинаристов общей и русской церковной истории, а также заведовал иконописным классом. При этом он выполнял обязанности помощника инспектора семинарии и являлся членом педагогического правления. Кроме службы в семинарии, Маренин преподавал историю в Виленском женском училище Духовного ведомства.
          В начале 1884 года батюшка вернулся в Санкт-Петербург, где 13 февраля был рукоположен во священника. Местом служения ему была определена церковь святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого, при Доме призрения Тименкова-Фролова. С 1888 по 1895 год он был священником в домовом храме в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, при Кадетском корпусе императора Александра II.
            Вместе с этим отец Василий на протяжении 22 лет (1884– 1906) преподавал Закон Божий в женской гимназии Петришуле. С 1900 года он был членом Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III.
           5 июня 1895 года отца Василия Маренина перевели в Казанский собор. Прихожане собора полюбили нового священника. Батюшка был хорошим проповедником, поэтому во всех торжественных случаях именно ему поручалось произнести нужные слова. Так было и в 1911 году, когда широко праздновалось 100-летие Казанского собора, именно отцу Василию было поручено произнести торжественную речь.
          Через два года после назначения в собор, в 1897 году, пастырь был возведен в сан протоиерея. К этому времени он стал деятельным членом Общества вспомоществования бедным прихода Казанского собора. Для более успешной благотворительной деятельности весь приход был разделен на 14 участков, которые возглавляли попечители. Участок отца Василия включал в себя шесть домов по наб. р. Мойки, батюшка был попечителем столовой и богадельни.
         В 1916 году протоиерей Василий Маренин был утвержден духовником второго столичного благочинного округа. В том же году он был награжден митрой «за продолжительное отлично-усердное и плодотворное служение Церкви Божией».
            Придя в Казанский собор в 1895 году, отец Василий Маренин оставался священником храма при шести настоятелях. 19 июля (1 августа) 1918 года был арестован, а позже расстрелян настоятель собора протоиерей Философ Орнатский. Новым настоятелем накануне своего 70-летия был назначен протоиерей Василий Маренин. К этому времени батюшка много болел. Почтенный возраст и слабость физических сил в бытность его настоятелем собора вызвали необходимость в помощь ему избрать особого председателя приходского совета. Должность эта была возложена на псаломщика Н. К. Либина.
             В начале 1918 года, еще при протоиерее Философе Орнатском, приходской совет постановил создать в подвальном помещении собора пещерный храм в честь и память великого страдальца за землю русскую и веру православную Патриарха Московского священномученика Ермогена. Создание же нового придела пришлось на годы настоятельства протоиерея Василия Маренина. Освящение его митрополитом Вениамином состоялось 18 января 1921 года, т. е. через месяц после ухода отца Василия с должности настоятеля.
             12 (25) декабря 1921 года митрофорный протоиерей Василий Маренин мирно отошел ко Господу. Место его упокоения неизвестно.
 
1920–1923
 
          «Утром за литургией Владыка возложил на меня за малым входом митру, возгласив: “Патриарх Московский и всея Руси Тихон награждает настоятеля св. храма сего (Казанского собора), ректора Богословского института протоиерея Николая митрою. Аксиос!”. Надели митру о. Орнатского, которая у него не то от Высочайшего Двора, не то — подарок о. Иоанна Кронштадтского... Свершилось то, о чем я совершенно не думал и чего совершенно не искал. Да будет воля Божия! Помоги, Господи, сделать, что могу, для славы Божией, для укрепления благосостояния, для просвещения верующих!»
Из дневника Николая Чукова от 17 февраля 1921 года
 
        Николай Кириллович Чуков родился 1 февраля 1870 года в Петрозаводске. В 1884 году поступил в Олонецкую духовную семинарию и окончил ее в 1889 году. Был назначен надзирателем и экономом Петрозаводского духовного училища. В 1891 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончил ее в 1895 году со званием кандидата богословия. С 8 сентября 1895 года являлся наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. 14 апреля 1897 года рукоположен во иерея к Святодуховскому кафедральному собору Петрозаводска. 14 мая 1907 года возведен в сан протоиерея. С 3 февраля 1911 года по 1918 год был ректором Олонецкой духовной семинарии. Арестован в Петрозаводске в ночь с 9 на 10 апреля 1918 года, через два дня освобожден. Вновь арестован 24 июня 1918 года и выслан из Олонецкой губернии. Поселился в Петрограде. В 1919–1921 годах был настоятелем Петропавловской церкви Петроградского университета. В 1920 году избран ректором Петроградского богословского института.
           В декабре 1920 года назначен настоятелем Казанского собора. Арестован 30 мая 1922 года по «делу об изъятии церковных ценностей». 5 июля 1922 года приговорен Петроградским губернским ревтрибуналом к высшей мере наказания с кон- фискацией имущества. 3 августа 1922 года по постановлению Президиума ВЦИК расстрел был заменен пятью годами тюрьмы строгой изоляции. Освобожден 30 ноября 1923 года.
          Пока настоятель протоиерей Чуков был в тюрьме, в Казанском соборе обосновались обновленцы. С марта по ноябрь 1923 года Казанский собор был у них даже кафедральным.
         С 29 марта 1924 года отца Николая назначали настоятелем Николо-Богоявленского собора. В 1924–1928 годах он возглавлял районные богословские курсы, затем высшие богословские курсы. С 1926 года являлся магистром богословия. Арестован 11 июня 1930 года по делу организации Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России («дело академика Платонова»). Освобожден из-под стражи за недоказанностью обвинения.
В марте 1935 года выслан из Ленинграда в Саратов. 13 октября 1942 года пострижен в мантию. 14 октября 1942 года хиротонисан во епископа Саратовского в Ульяновске, 15 октября возведен в сан архиепископа. В 1942–1943 годах — временно управляющий Астраханской епархией. В сентябре 1943 года участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и Всея Руси. С 26 мая 1944 года — архиепископ Псковский и Порховский, временно управляющий Ленинградской и Новгородской епархиями, с конца 1944 года — Олонецкой епархией.
          7 сентября 1945 года протоиерей Николай Чуков был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским. С сентября 1945 года управлял также русскими православными общинами и монастырями в Финляндии. С 1946 года был председателем Учебного комитета при Священном Синоде. Неоднократно возглавлял церковные делегации за рубеж: в Болгарию, Румынию, США.
        Скончался 5 ноября 1955 года в Москве. Отпевание совершено в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда. Погребен в Александро-Невской лавре. 25 августа 1961 года останки перенесены в склеп под Свято-Троицкий собор Лавры.

 

1990–1996

 
        «Кто остался между вами, который видел этот Дом в прежней славе его, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но ободритесь ныне... и производите работы, ибо Я с вами». Книга пророка Аггея (2:3–4)
 
           Александр Иванович Кузьмин родился в семье рабочего 28 января 1953 года в поселке Сергеево Вязниковского района Владимирской области. Окончив среднюю школу, служил псаломщиком в Крестовоздвиженском храме поселка Костерево Владимирской области, затем чтецом Покровской церкви в селе Нагуево, алтарником в Успенском кафедральном соборе Владимира, чтецом в Казанском соборе Суздаля.
                В 1976 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил
в 1978 году. Учась в Духовной академии, 31 марта 1980 года, в Великий понедельник, принял монашеский постриг с именем Сергий. 5 апреля 1980 года назначен ректором Ленинградских духовных школ, рукоположен во иеродиакона, 14 сентября того же года — во иеромонаха. 
         Закончив Духовную академию в 1982 году, защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен профессорским стипендиатом. В течение 15 лет (1982–1997) преподавал различные дисциплины в Санкт-Петербургских духовных школах. С 1988 по 1992 год был секретарем Ученого совета Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии. 
          Одновременно с преподаванием в духовных школах совершал приходское служение в постепенно возвращаемых епархии храмах.
                7 января 1990 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий II вместе с епископом Ладожским Арсением отслужили в Казанском соборе праздничный молебен и панихиду у могилы полководца М. И. Кутузова.
              21 июля 1990 года, в день праздника в честь Казанской иконы Божией Матери, была отслужена первая после закрытия Казанского собора Божественная литургия.
           В ноябре 1990 года в Казанском соборе были обнаружены мощи святого преподобного Серафима Саровского, чудотворца. 11 января 1991 года святые мощи были переданы Святейшему Патриарху Алексию II в присутствии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, епископа Тамбовского и Мичуринского Евгения и епископа Истринского Арсения, а в июле рака с мощами святого Серафима Саровского была помещена в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.
           28 февраля 1991 года в соборе были обретены мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые с почестями перенесли в Белгород, где они сейчас и находятся.
               В ноябре 1990 года митрополит Иоанн (Снычев) назначил Игумена Сергия настоятелем Казанского собора (по июль 1996 года), в котором при этом продолжал размещаться Государственный музей истории религии и атеизма, предоставлявший для богослужений алтарь южного придела. Время служения было ограничено, но приходская жизнь в соборе начала возрождаться.
               30 апреля 1994 года, в Великую субботу, был освящен и водружен на купол собора крест, а 4 ноября 1995 года была восстановлена звонница с малыми колоколами.
               В 1995 году в Санкт-Петербурге правящим архиереем стал митрополит Владимир. 1 июля 1996 года он назначил настоятелем Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова.
               Игумен Сергий (Кузьмин) с декабря 1991 года по ноябрь 1995 года был по совместительству настоятелем Феодоровского Государева собора в Царском Селе. С 1 сентября 1995 года до конца своих дней служил настоятелем храма святого великомученика целителя Пантелеимона.
                Скончался 17 января 2007 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

 

с 1996 по настоящее время

 
            «…храм для меня, естественно, нечто гораздо большее, чем произведение архитектуры. Каждый человек должен с малых лет строить в своей душе храм на основах христианской морали и нравственности. Чем прочнее и выше он будет, тем чище и благотворней будет наша жизнь, данная нам Господом Богом». Из интервью от 5 апреля 2004 года для еженедельника «Дело» (СПб.)
 
            Павел Григорьевич Красноцветов родился 10 января 1932 года в селе Аромашево Аромашевского района Тюменской области в семье потомственных священников. Отец Павел — священник в пятом поколении. Его дед, священник Михаил Григорьевич Красноцветов, в октябре 1937 года вместе с другими арестованными церковнослужителями был расстрелян в Тюмени. Отец протоиерея Павла — священник Григорий Михайлович Красноцветов служил в храме Покрова Божией Матери в Барнауле.
             Павел Красноцветов окончил в 1955 году Московскую духовную семинарию и уже в августе того же года был рукоположен в сан диакона и священника. В 1973 году окончил заочный сектор Московской духовной академии. Проходил служение в Киселевске, в Ярославле (был секретарем Епархиального управления, в 1960–1963 годах трудился под омофором епископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова)). В 1964 году был направлен в Воскресенский собор в Берлине. По окончании заграничной командировки в 1970 году был назначен в Ленинградскую епархию настоятелем Александро-Невского храма в Красном Селе, затем — настоятелем Князь-Владимирского собора (1974–1982). В эти же годы (1975–1981) — являлся благочинным Патриарших приходов в Финляндии. Затем опять был направлен за границу: был настоятелем Никольского собора в Вене (1982–1986), потом по возвращению служил в Спасо-Преображенском (1986–1987) и вновь Князь-Владимирском (1987– 1996) соборах в Ленинграде — Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет является членом Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии. В 1995 году в Санкт-Петербурге правящим архиереем стал митрополит Владимир.
            1 июля 1996 года он назначил настоятелем Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова. При нем началось активное возвращение Казанского собора в лоно Православной Церкви. К 4 ноября, осеннему празднику Казанской иконы Божией Матери, в центральном приделе был поставлен временный иконостас в один ярус и начались регулярные праздничные службы.
             29 марта 1998 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир
в сослужении соборного и городского духовенства освятил по полному чину весь собор. К концу 1998 года престол в приделе Рождества Богородицы был освящен иерейским чином, по будням службы совершались в южном приделе.
           22 декабря 1999 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Казанский собор был возведен в кафедральное достоинство.
          В 2001 году силами Казанского собора полностью был восстановлен разрушенный в 1924 году главный иконостас и в престольный праздник, 21 июля 2002 года, Казанская икона Божией Матери заняла свое историческое место.
          К 200-летию собора в 2011 году был воссоздан северный придел в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
          В 2006 году был восстановлен придел в честь священномученика Гермогена в крипте собора, а примыкающий зал оборудован всем необходимым для совершения таинства крещения.
         Многочисленные реставрации и реконструкции продолжаются. Но отрадно, что Казанский собор силами прихода и благотворителей, трудом сотрудников собора полностью восстановлен для богослужений. Под началом протоиерея Павла Красноцветова возродилась и духовная жизнь собора. В храме действуют воскресные школы для взрослых и детей, Культурно-просветительский центр с Православным клубом для молодежи и лекторием. Ведется просветительская, издательская, выставочная деятельность, с 2006 года выпускается газета «Казанский собор», где отец Павел является главным редактором. Работает библиотека, социальная служба и многое другое. Одним из первых среди церквей был организован сайт собора, ежегодно статьи и интервью с настоятелем печатаются в православных и светских газетах и журналах, проходит много телевизионных комментариев и радиопередач, в которых приходится принимать участие отцу Павлу. Ежегодно под его общей редакцией издаются книги и буклет о соборе. В 2011 году торжественно отмечалось 200-летие Казанского собора. Многочисленные мероприятия, торжественные Патриаршие службы потребовали от отца настоятеля больших усилий. Была переиздана монография «Казанский собор» под редакцией Павла Григорьевича Красноцветова.
       Протоиерей Павел Красноцветов, магистр богословия, награжден многими орденами Русской Православной Церкви, Финляндской Православной Церкви, орденом Почета и другими наградами. Патриарх Пимен наградил протоиерея Павла Красноцветова митрой (1974) и правом служения с открытыми Царскими вратами. В сентябре 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во внимание к многолетним пастырским трудам во благо Святой Церкви и в связи с 200-летием Казанского собора наградил протоиерея Павла Патриаршим крестом.
Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Информация | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)