В Казанском соборе прошла лекция о новомучениках и исповедниках Российских

07 февраля 2015

7 февраля 2015 года в Казанском кафедральном соборе состоялась лекция, посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских, прославление которых Русская Православная Церковь празднует в этом году 8 февраля. Лекцию прочел профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов.

Известный церковный историк, философ, публицист о. Георгий рассказал о нашей истории – тех ее фактах в эпоху гонений на Церковь, которые были засвидетельствованы непосредственными очевидцами этих событий, а позднее описаны  историками, многими писателями и русскими классиками XX века.  Многие факты этой нашей истории малоизвестны и страшны, каждому христианину об этом больно думать и говорить, особенно когда мы узнаем всю правду о них. «Мы не знаем своей истории, – обратился священник к слушателям. – Такие репрессии и гонения на Церковь – это наш стыд. Этот период русской истории – великая катастрофа, обескровившая и опустошившая нас».

За особенно жестокий период репрессий, с 1917 по 1942 гг., в Советской России было расстреляно более 100 000 священнослужителей, около 90% их общего числа.

Они умирали с верою, с молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как символ Православной Руси. Церковь никогда не была свободна от гонений в советское время: репрессии сменялись политикой использования Церкви (например, в военное и начало послевоенного времени) и опять возвращались с новой силой в виде угнетения верующих в той или иной форме.

На лекции о. Георгий постарался разносторонне освятить этот пласт русской истории, рассказав слушателям о причинах гонений и логике самих безбожников. Так, например, члены НКВД, преимущественно провинциалы с образованием в несколько классов, буквально «выбивали» из людей любые показания, спасая, по словам священника, «самих себя в этой системе». Любыми средствами им необходимо было опросить определенное количество людей и «уничтожить» проблему – иначе уничтожили бы их и их семьи. Удивительно, что на допросе обычно не требовалось прямое отречение от Христа. Требовалось признать, что знакомые священнослужителю люди (члены его прихода, уже, как правило, обреченные на смерть) – политические предатели.

По словам священника, на бесконечной веренице допросов «злые» следователи сменялись «добрыми»,  пытки – угрозами.  Смерть многих людей – даже не расстрел в полном его понимании, а страшнейшая пытка, в ходе которой человек умирал. За короткий срок уничтожить такое большое количество народа было чрезвычайно сложно, поэтому большевики так искусно, «творчески», подходили к процессу страшной казни. Как результат – было казнено целое сословие высокообразованных, культурных людей: биографии большинства новомучеников очень обширны, многие из них занимались преподавательской деятельностью, имея ученую степень, были активными миссионерами-просветителями. 

На вопрос о причинах такого гонения на Православную церковь, о. Георгий рассказал о главном документе эпохи коммунизма, Манифесте Маркса и Энгельса, в котором указано три элемента эксплуататорского общества: частная собственность, семья и религия. Все это и уничтожали коммунисты, думая, что религию, как «опиум для народа», можно уничтожить всего за несколько лет.

Сравнивая фашизм и коммунизм, и отвечая на вопрос одного из слушателей, что же страшнее, о. Георгий привел идею Бердяева о том, что фашизм – это открытый дьяволизм, который говорит об уничтожении низшей расы в угоду высшей. «Коммунизм – это учение Антихриста. Под прикрытием тех же слов, он пытается «продвинуть» идеи Антихриста. Поэтому, когда говорят о близости коммунизма и христианства – это просто Антихристова ложь», – заявил о. Георгий.

Большим обсуждением на лекции стал вопрос о названии улиц и площадей Петербурга по именам и фамилиям лидеров советского прошлого. «Если бы коммунизм был осужден как официальное зло, тогда всем было бы понятно, что улицы нашего города не могут носить имена официальных преступников, – сказал о. Георгий. – Но пока этого нет, они остаются памятниками о Советском прошлом: это микромир, который когда-то победил в нашей стране».

По мнению священника, данная ситуация с советскими атрибутами улиц города – отражение того, что происходит в головах и умах людей. «Страшно, если нам безразлична наша история. Это значит, что нам безразлична наша современность. А это, в свою очередь, говорит о том, что нам безразлична наша жизнь. А христианину не может быть безразлична его жизнь – иначе это искаженное христианство», – сказал о. Георгий.

Собор новомучеников и исповедников российских начал формироваться с 1989 года, когда был канонизирован первый святой — Патриарх-исповедник Тихон. Именно он считается главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову. «...Если пошлет Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, – писал Патриарх, – будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами, и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”. 

Среди  новомучеников и исповедников Российских XX века поименно канонизировано более 1700 человек.  Собор дополняется по мере обнаружения и изучения сведений, однако существуют весьма различные оценки числа казнённых и репрессированных в СССР клириков и активных мирян РПЦ.

В раскрытой истории Русской Церкви XX века навечно запечатлен подвиг Святых Царственных Страстотерпцев, новомучеников и исповедников, который и сейчас учит христиан строгой вере и служит для нас спасительным уроком.

Елена Кириллова

Информационная служба Казанского собора

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ (фото Марины Куракиной):   https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/16569198295/in/set-72157650877375472

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)