Митрополит Варсонофий совершил Пассию в Казанском соборе

03 апреля 2022

Вечером в Неделю 4-ю Великого поста, 3 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Пассию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, духовенство кафедрального собора и другие священнослужители.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube.

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

При пении стихиры «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка митрополит и сослужащее духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна «Разделиша ризы» был прочитан отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о Страстях Христовых.

После чтения Евангелия проповедь произнес протоиерей Константин Головатский.

Митрополит Варсонофий, сослужащее духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

После окончания богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

"Мы совершили третью пассию Великого поста, — сказал владыка в проповеди. — Храм — лечебница для души, школа, где мы получаем уроки Спасителя. Сегодня Господь нам такой урок и преподал — это урок любви. Мы слышали из Евангелия, что когда Христа привели к Понтию Пилату, иудеи обвиняли Его в том, что Он именует себя Сыном Божиим. Якобы не положено так называться, и такой человек должен быть предан смерти. Пилат искал, кто может защитить Иисуса, смотрел налево и направо, но никого не было. И сам стал Его защитником, говорил, что недостоин Христос такой смерти, вступил с иудеями в полемику. Они настаивали на Его казни. Пилат сказал, что на Пасху нужно одного какого-то узника отпускать, и надо освободить Христа. Иудеи захотели отпустить Варавву, который недавно совершил убийство, а Иисуса предать смерти. Пилат обратился к правителю Иудеи Ироду, но и тот не помог. И Господь пошел на распятие".
"Его распяли с двумя разбойниками, — продолжил архипастырь. — Все внимание толпы было обращено на средний крест, вся злоба сосредоточилась на Христе. Он видел, как сатана внушает этим людям слова: если Ты — Сын Божий, сойди со креста, то есть не совершай спасения. Но Господь не сошел со Креста, молчал и внимательно слушал толпу, которая кричала, насмехалась и издевалась над Ним. Он понял, что видя Его страдания на Кресте, толпа наслаждается Его муками. И стал громко молиться Отцу Небесному: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:32). Они сами не смогут покаяться. Господь тоже не может прощать или миловать, если люди этого не хотят, если никто из них не просит. Сын Божий попросил за них. Отец Небесный может простить, если есть такое ходатайство. Воины в это время делили одежду Спасителя. Правый разбойник повернулся к Нему и, услышав, как молится распятый с ними, подумал, что преступники так не молятся, они в ответ желают зла, возмездия, но не просят прощения за распинателей. Значит — с ними распят Царь Небесный! Увидев в Нем, в Его молитве за народ самого Царя, разбойник обратился к Нему: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк. 23:42). Удивительно, что одна только просьба, одна молитва — и он уже в раю. Вот как надо просить. А мы сколько просьб обращаем и не знаем, будем в раю или нет".
"Когда Христа распинали, Он видел, что никого сочувствующих нет, невдалеке стояли Мать и несколько женщин, которые оказались героинями — все мужчины-апостолы, которые клялись в верности Христу, разбежались от малодушия, кроме Иоанна Богослова. А женщины не разбежались, стояли и поддерживали Матерь Божию. Господь, видя, что Она готова умереть с Ним, сказал, что рано Ей пока еще в рай идти, и поручил Ее Своему любимому ученику, Иоанну Богослову. А всех людей вручил Богородице, чтобы Она ходатайствовала перед Ним за нас. Несколько слов Господь смог сказать на Кресте и показал нам урок любви, как мы должны любить. Мы так не сможем, только Бог может так любить, но стремиться к этому надо. Как только нам кто-то что-то плохое сделает, мы сразу же серчаем, не разговариваем, не знаем, как общаться, а Христос просто молился. Взирая на Крест Господень, мы тоже должны безропотно нести свой крест. Мы знаем Божие повеление взять свой крест и идти за Ним — не по ровной дороге, а на подъем — со смирением, послушанием и кротостью. Если у нас это получится, мы будем самыми счастливыми людьми, потому что там, где любовь, там радость, мир и счастье. Давайте усвоим этот урок любви и будем исполнять заповеди Божии, любить Бога и друг друга", — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Пассия - (лат. "страдание") — особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинальном размере)

Фотограф Андрей Петров:  https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72177720297879343

 См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)