В Неделю 2-ю Великого поста в Казанском кафедральном соборе совершена Божественная Литургия
08 марта 2015
В Неделю вторую Великого поста, память святителя Григория Паламы, в Казанском кафедральном соборе совершена Божественная Литургия, которую возглавил настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов в сослужении протоиерея Григория Красноцветова, настоятеля храма святого благоверного князя Александра Невского в городе Роттердаме, и духовенства собора.
Поcле сугубой ектении отец настоятель вознес молитву и о мире на Украине.
Проповедь перед причастием произнес клирик Казанского кафедрального собора иерей Игорь Марчук.
По окончании Божественной Литургии протоиерей Павел обратился к верующим со словами проповеди.
«Братия и сестры! Поздравляю вас с праздником воскресного дня. Сегодня второе воскресенье Великого поста. И это воскресенье Святая Церковь посвящает святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалоникийскому, который жил в XIV веке. Он прославился тем, что в течение двадцати лет подвизался на святой горе Афон, где подвизался в молитве, посте, благочестивых размышлениях и пришел к такому состоянию, когда он мог видеть Невечерний, Фаворский Свет. Свет, которым воссиял Господь на Фаворе.
Но всякое благое начинание и действие вызывает противодействие от дьявола. Противником учения о Фаворском Свете, о познании Бога явился Варлаам Калабрийский, итальянский монах, писатель, философ и богослов. Живя в Константинополе и бывая на Афоне, который был центром византийского монашества, Варлаам был смущён воззрениями и способом подвижничества византийских исихастов, этих безмолвников и молчальников, отличавшихся замкнутой созерцательностью, проводивших время в молитве и умном делании, совершенно отрешившихся от интересов мира и помышлявших исключительно о спасении. Такой тип подвижничества, неизвестный западному монашеству, живущему преимущественно деятельной жизнью, показался Варлааму не только странным, но и заслуживающим осуждения. Но представитель западного иночества еще более был смущен, когда один из афонских монахов сообщил ему, что иноки, посредством особого способа аскетической настроенности, удостаиваются телесными очами видеть свет Божественный и созерцать недоступного в Своей Сущности Бога. Варлаам доказывал, что Свет Божественный, в частности, воссиявший на горе Фаворе, есть вещественный и тленный, обличал монахов за то, что они, якобы, считают Священное Писание бесполезным, а науку вредной, и думают, что существо Божие можно видеть телесными очами при помощи некоторых приемов.
На чем же основывалось учение о Божественном Свете? Святитель Григорий утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях, эти энергии доступны облагодатствованному восприятию человека, как Фаворский свет, но одновременно они не являются чувственными и сотворенными. Эти энергии — Сам Бог, обращенный к Своему творению.
Апостолы первые присутствовали на явлении Фаворского Света, Дева Мария была освящена Фаворским Светом, святые угодники Божии, посвящая себя Богу, также уподоблялись видению Невечернего Света. И для нас с вами пример – преподобный Сергий Радонежский, которому явилась Богородица. И это видели его ученики.
Собор 1341 года принял положения святителя Григория Паламы, а учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам Варлаам предан анафеме.
Также сегодня мы вспоминаем блаженную Матрону Московскую, которая прославилась своими добрыми делами и жила по заповедям Божиим».
ФОТОГАЛЕРЕЯ (фото Евгения Ракитина):
https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/16764702622/in/set-72157650846837740
https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/sets/72157650846837740/