В Казанском соборе прошла лекция на тему Великого поста

08 марта 2015

8 марта 2015 года в нижнем зале Казанского собора прошла лекция на тему «Великий пост. Аскетический путь Церкви и личности». Об истории Великого поста, особенностях великопостных богослужений и читаемых молитв, о семи его главных седмицах и значении их для православного христианина рассказал слушателям преподаватель Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, священник Казанского собора Георгий Христич.

Великий пост – главный пост в Православной церкви и многих других течениях христианства. По православному уставу, он  состоит из шести недель и Страстной седмицы, т.е. включает Св. Четыредесятницу (первые сорок дней до пятницы 6-ой седмицы) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева суббота (Вербная суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Таким образом Великий пост длится семь недель (вернее 48 дней). Такая продолжительность поста образовалась не сразу. Время Великого поста начиналось с двух подготовительных недель к празднованию Пасхи — так постились первые христиане. Начиная с конца III- нач. IVвв.появились упоминания о Святой Четыредесятнице. Великому посту предшествуют три подготовительные недели – неделя о Мытаре и Фарисее, неделя о Блудном сыне и Мясопустная неделя (седмица сырная — масленица).

Великий пост – это время особых богослужений. Их устав отличается от всех богослужений всего года, в том числе и других постов. О. Георгий пояснил, что по уставу Церкви, полные литургии служатся только в субботние  (литургия св. Иоанна Златоустого) и воскресные дни (литургия св. Василия Великого совершается  в 1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста; в Великий четверг и Великую субботу на Страстной седмице.).  «В эти субботние и воскресные дни не читается молитва Ефрема Сирина, главная  молитва Великого поста, — говорит о. Георгий, — как бы призывая нас посещать богослужения в другие, будничные дни, где она на вечерних и утренних великопостных богослужениях произносится многократно. Церковь призывает нас чаще ходить в храм и проникаться этой великой молитвой и всем тем, что можно услышать и увидеть во время великопостного богослужения».

Особенно важно для духовного вразумления, покаяния и очищения души участвовать в великопостном богослужении, на котором совершается особый чин причащения Преждеосвященными Дарами. Это удивительной красоты Божественная литургия Преждеосвященных Даров (это неполная литургия,  т.е. это литургия без освящения Св. Даров, которые  уже были освящены на литургии предыдущего воскресного дня). Эта литургия  совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни Великого поста. Она может также совершаться в честь почитаемого святого, если память ему случится в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы, но только в том случае, когда этому святому Уставом указан полиелей.

Даже если многие из нас работают и не успевают на эти великопостные богослужения, можно дома почитать некоторые великопостные богослужебные тексты в Триоди (напр, в интернете), в других различных сборниках текстов, читаемых в Великий пост, можно посмотреть или послушать в записи великопостное пение и чтение, – всё это, в какой-то мере,  поможет не отрываться от жизни Церкви во время поста», — посоветовал батюшка.

Главное руководство к Великому посту в Православной Церкви – Постная Триодь (от гр. «три оды-три песницы»). Это труд многих святых, которые передают в своих сочинениях личный аскетический опыт. В Постной Триоди содержатся все неизменяемые песни и каноны, которые поются в Великий пост (включая три подготовительные недели перед Великим Постом) до Пасхи. С наступлением празднования Пасхи христианин руководствуется Цветной Триодью.

Постная Триодь, начинаясь с недели Мытаря и Фарисея, включает приготовительные седмицы и воскресные дни и Великий пост, кончая Страстной седмицей. В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста на повечерии читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, к которому в среду и четверг присоединяются тропари в честь преп. Марии Египетской.

По словам о. Георгия, св. Андрей Критский показывает в своем труде историю грехопадения человечества и дает возможность сравнить себя с этими людьми. Так, автор говорит христианам о св. праотце Аврааме, который оставил все и пошел за Богом, тем самым, вопрошая, можем ли мы сделать так в своей жизни. Канон рассказывает нам о св. царе Давиде, формально не сделавшем, на первый взгляд, ничего плохого (мужа его любимой женщины убили на войне – и царь законно взял ее в жены), но согрешившим в сердце своем, осознавшим это в полной мере и написавшим знаменитый 50-й псалом.

 Первая неделя  (первое воскресенье)  Великого поста, по уставу Церкви, называется неделей Торжества Православия. Последующая же седмица Великого поста именуется  2-я.  «В начале Великого поста человек размышляет над персонажами Ветхого Завета, сравнивая себя с ними. Но чтобы совсем не впасть в уныние о своих грехах, Церковь венчает это время Торжеством Православия. Так Святая Церковь, вспоминая, как в истории Православия восторжествовало иконопочитание, напоминает нам о незыблемой вере в Божию милость к каждому грешнику», — сказал о. Георгий.

Вторая неделя (второе воскресенье) Великого поста – неделя Святителя Григория Паламы. Последующая же седмица Великого поста именуется  3-я. Она напоминает христианам об учении самого святителя, сформулировавшего главную цель христианской жизни, суть нашего спасения. Это — обожение, в котором человек по милости Божьей всей полнотой своего существа соединяется с Богом.

На третьей неделе, Крестопоклонной, по словам о. Георгия, «…вечером в субботу, накануне 3-го воскресного дня Великого поста, в конце утрени, после пения Великого славословия, из алтаря на середину храма выносится Крест Господень для морального поддержания верующих во время поста. В пятницу Крестопоклонной седмицы, по окончании чтения часов, Крест торжественно обратно препровождается в алтарь. Крест имеет двойное значение: это не только крестный путь каждого человека, его личный подвиг, но и «всесильная» святыня.  Вспомним слова «Сим победишь!», явленные в сражении Константину Великому», — пояснил батюшка.

Четвертая неделя(четвертое воскресенье) Великого поста – неделя Иоанна Лествичника. «В середине поста мы уже подходим к пониманию и осознанию своих грехов. Так рождается законный вопрос: что же с этим делать? — говорит о. Георгий. – Ответ нам дает Церковь, указывая на знаменитую «Лествицу» св. Иоанна Дамаскина. Эта книга появилась 13 веков назад, но ее до сих пор с огромным интересом и пользой для себя читает множество христиан во всем мире. Причина такой популярности — удивительно простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни». На этой 5-ой седмице Великого Поста, для напоминания об особой важности покаяния, еще раз в среду вечером на утрене четверга (заметим, что по Уставу круг суточных богослужений дня начинается накануне вечером) читается, но уже  весь целиком, Великий покаянный канон Андрея Критского с прибавлением чтения жития преп. Марии Египетской ("стояние Марии Египетской").

Пятая неделя (пятое воскресенье) – св. Марии Египетской – по словам о. Георгия, время памяти о великом падении и великом подвиге. «Читая житие святой в предыдущую среду на вечернем Богослужении, Церковь дает всем христианам надежду на исцеление», — поясняет о. Георгий. Он рассказал, что св. Мария Египетская явила своей жизнью образец подвига покаяния, 47 лет провела она в пустыне, молясь и плача о своих грехах, всего два раза дерзнув причаститься Святых Христовых Таин. Ее пример для православного человека – призыв не грешить, так как мы, по немощи своей, практически не сможем с такой силой так каяться. Однако этот пример есть и выражение надежды всем людям на неизмеримую милость Творца, Чья благодать может настолько преобразить падшего человека, что невозможное людям становится для них возможным при помощи Божией.

На шестой неделе (шестое, Вербное воскресенье) православный мир празднует Вход Господень в Иерусалим, а накануне – Лазареву субботу. В это Вербное воскресенье верующие тоже, подобно евангельским иудеям, приветствуют Спасителя веточками вербы. Однако, по словам о. Георгия, Церковь призывает каждого, кто держит их в руках, осознать, готов ли он принять Христа не как могущественного земного царя, как это делали иудеи, а как Владыку Царства небесного, Царства жертвенной любви и служения.

«Если все шесть недель Великого поста человек идет навстречу Христу,  - рассказывает о. Георгий, — то Страстная седмица -  это время, когда Господь идёт навстречу нам,  и мы каждый день следуем за Ним. День за днем на Страстной седмице мы вспоминаем Его страдания, арест, Тайную Вечерю, Голгофу, погребение Спасителя. В богослужении Великой субботы вспоминается телесное погребение Христа и Его сошествие в ад, но это богослужение уже полно предпасхальным ликованием, ибо Христос — новая Пасха (1 Кор. 5:7).  Слово "песах, пасха" означает прохождение смерти мимо, переход от смерти к жизни, от рабства к свободе, от тьмы к свету. Человек, верующий во Христа, ликует, ибо  воскресший Христос преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога».

Можно упомянуть, что существует традиция,  прекрасно выражающая это предпасхальное ликование.  Женщины, молящиеся за Литургией в Великую субботу,  когда священнослужители меняют на себе темные одежды на светлые облачения перед чтением Евангелия о воскресении Христовом, в этот момент также меняют темные платки на головах — на светлые. Таким образом, в одно мгновение преображается и наполняется светом весь храм.

На лекции было сказано и о смысле библейской истории в целом: «Вся библейская история, во многом, это история кающихся грешников. Образ кающегося грешника нам ближе, чем образ человека, имеющего только вид праведника. Кающийся грешник в библейской истории с помощью Божией  преодолевает себя. Этот пример дает нам надежду, что преодоление своей немощи получится у каждого из нас, если мы встанем на путь покаяния и исправления своей жизни». Батюшка привел в пример слова молитвы перед Причастием, в которой мы просим Господа быть похожими на кающегося разбойника, а не на изначально избранного Богом Иуду Искариотского, как казалось, праведного апостола, которому было дано всё и который потерял всё из-за своей нераскаянности: «…ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем…».

Говоря о пищевой дисциплине Великого поста, о. Георгий подчеркнул, что «…пост – это время особых богослужений, особого питания и внутреннего духовного настроя». Все, даже в питании, решается индивидуально и зависит от образа жизни, климатических условий народа и т.д. То же касается и развлекательных мероприятий (театр, спорт, ТВ и т.д.). «Никто не сказал, например, что смотреть телевизор в пост это грех. Этого не написано нигде, также как и не написано обратное. Человек сам, либо с помощью опытного духовника, определяет меру своих ограничений. Но важно понимать, что христианин, соблюдая пост, должен оставаться не просто обычным человеком, живущим в миру с его законами. Он должен хранить  в себе ту Божию благодать, которая доступна только христианам, делясь ей с окружающими. Не человек создан для поста, но пост – для человека. Пост это вспомогательное средство, дорога, идя по которой важно, куда и как мы по ней придем. Идите правильно – и не заблудитесь на пути ко Спасению», — сказал батюшка.

Елена Кириллова

Информационная служба Казанского собора

ФОТОГАЛЕРЕЯ:   https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/16768543572/in/album-72157650848858539/lightbox/

https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/sets/72157650848858539/

 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)