В Неделю Крестопоклонную в Казанском кафедральном соборе совершена Божественная Литургия

15 марта 2015

В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, 15 марта 2015 года, в Казанском кафедральном соборе совершена Божественная Литургия, которую возглавил протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора.

После сугубой ектении протоиерей Павел вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес клирик Казанского собора иерей Михаил Шастин.

По заамновонной молитве было совершено славление и поклонение Кресту.

По окончании Божественной Литургии протоиерей Павел обратился к молящимся с проповедью.

«Приветствую и поздравляю вас, братия и сестры, с Неделей Крестопоклонной. Сегодня мы также празднуем икону Божией Матери «Державная». Она была обретена 15 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. Крестьянка Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава.  Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря. В тот же день, 15 марта 1917 года императора России Николая II вынудили подписать отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича.

Мы молимся, чтобы Господь сохранил нас и не дал бы разрушить и уничтожить нашу Российскую землю. Молимся, чтобы Господь вразумил тех людей, которые стремятся к вражде и разрушению.

Приветствую вас, братия и сестры, с праздником и желаю вам благословенной помощи Божией. Причастником поздравляю с принятием Святых Христовых Таин».

=================================================================================

Вечером, того же дня, настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора  совершил пассию – богослужение, посвященное воспоминаниям о Страстях Христовых.

Слово на Пассии

Дрогнули сердца ваши, когда было прочитано страшное евангельское сказание о крестной смерти Спасителя. Это нужно, это вам полезно: надо, чтобы всегда они содрогались, когда будете взирать на крест Христов или вспоминать о нем.

Надо, чтобы вспоминали вы гнусные и страшные образы богоубийц: первосвященников, книжников и старейшин. Надо, чтобы отверглись вы сердцем вашим, как от самого гнусного, самого невыносимого для сердца человеческого, как от самого страшного, что когда-либо было в мире, от окаянного предательства Господа Иисуса Христа Его собственным учеником.

О Господи! О Господи, как это страшно! Ученик, апостол предал на смерть Господа своего. Не раз, вероятно, возникал у вас вопрос, как же это, зачем это Господь Иисус, Бог Всеведущий, избрал Иуду в число двенадцати апостолов? Ведь знал, знал Он, что это за человек, знал, что предаст Его!

Знал, знал, как Всеведущий, все знал; но то, что сделал Иуда, было предсказано пророком Давидом более чем за тысячу лет до Рождества Христова, ибо в 68-м псалме своем он говорит так: "Да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем: и достоинство его да приимет другой" (Деян. 1, 20).

А в другом псалме он говорит от лица Господа Иисуса Христа: "Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту".

Это было, как и все то, что случилось в жизни Господа Иисуса на земле, еще до сотворения мира предуставлено в Завете Божием, предусмотрено было падение Адама и Евы, предусмотрена глубокая развращенность рода человеческого. Было принято решение, изумляющее нас той бездной любви, которая породила это решение, любви к погибающему роду человеческому: было заранее предрешено, что Второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово воплотится, сойдет на землю, Своей проповедью и Своей смертью на кресте спасет погибающий род человеческий. Итак, все было заранее предусмотрено, все пророками предвозвещено.

Страдания Христовы были описаны св. пророком Исаиею так ярко, так сильно, как будто он сам присутствовал при этих страданиях, почему и именуется он Ветхозаветным Евангелистом.

Зачем и почему был избран Иуда в ученики? Затем, что должно было исполниться то, что было предначертано в предвечном Божием Завете и предвозвещено пророками.

Вас это, может быть, удивляет? Спросите вы – а разве иначе нельзя было?

Не нам, не нам рассуждать! Так было угодно Богу, так предуставил Бог – значит, так должно было произойти!

Об Иуде предателе на Тайной Вечере Господь сказал страшное слово: "... один из вас предаст Меня... лучше было бы этому человеку не родиться" (Мф. 26, 21, 24), – так страшен грех его.

Чтобы понять вам, почему нужен был Иуда как орудие предания на смерть Господа, скажу я вам, что Бог не раз в глубокой древности избирал сосудами гнева Своего людей, погрязших во грехах, безнадежных для истины, избирал их орудием Своих Божественных действий. Таким был фараон, не хотевший отпустить народ израильский из Египта; таков был страшный царь Навуходоносор, таков был и Иуда.

Но опять спросите, зачем попускает Бог, чтобы рождались такие злые люди, а если рождаются, скорее умирали бы.

Опять критика Божиих путей, опять рассуждения о том, чего не понимаете. Понять надо, что злыми Бог никого не творит. Злыми не рождаются, злые потому злы, что сами избирают путь зла; они могли бы быть добрыми, избегнуть страшной участи Навуходоносора, фараона, Иуды, если бы этого захотели.

Помните, помните основную и важнейшую истину – ту истину, что Бог насильно никого к Себе не привлекает, страхом и трепетом не заставляет повиноваться Ему. Помните, что только чистая свободная любовь к Богу угодна Ему.

Подчинение из страха не имеет никакой нравственной ценности.

Иуда, если бы захотел, мог бы не стать тем страшным предателем, которым стал.

О сколько доброго, великого видел и слышал он от Учителя своего! И Иуда, как и другие ученики, во многом ещё не совершенные и грешные, был призван ко спасению. Ведь не хочет Владыка, чтобы погибло создание  рук Его! Господь не хочет смерти грешника, но призывает всякого грешного человека к покаянию и спасению. И однажды даровав человеку свободу, Господь никогда ее не отбирает.  Не нарушая свободы воли человека Господь призвал Иуду ко спасению, а не к погибели. Господь, однако,  может спасти нас, но не без нас!  Оставляя окончательный выбор своих поступков за человеком, Господь до самого последнего момента желает помочь ему сделать правильный выбор, который из-за дара свободы воли богозданного человека есть в некотором смысле тайна и для Самого Бога. О, как кротко, желая Иуду уберечь от погибели, обращался с ним Спаситель даже в этот страшный час Тайной Вечери, когда он готов уже был уйти, чтобы предать Господа книжникам, фарисеям и первосвященникам.

Смотрите, как говорил Он о предателе Своем. Он мог бы сурово и гневно обличить Иуду перед всеми. Он этого не сделал. Он с глубокой печалью говорит ученикам: "Один из вас предаст Меня".

Он не называет имени предателя. Он ждет, не погаснет ли страшная мысль о предательстве в сердце Иуды, в последний момент не раскается ли в злодеянии, которое затевает, не откажется ли от намерения предать Господа.

Но зло в сердце Иуды уже достигло такой огромной силы, что он не постыдился даже вместе с другими учениками спросить: "Не я ли, Господи?".

Ведь знал, окаянный, что именно он, знал, что предает, и посмел спрашивать, не я ли.

Господь и тут не обличил предателя пред всеми учениками. Он тихо сказал: "Ты сказал". Это значило: ты признался сам – ты предашь меня. И подал ему святой хлеб. "И после сего куска вошел в него сатана", как говорит св. апостол Иоанн (Ин. 13, 27).

О, как это страшно: вошел в сердце человеческое, хотя бы даже Иудино, сам сатана...

Как это возможно, может быть, спросите вы? Что это значит? Как это возможно, чтобы после того, как только что Иуда принял из рук Господа святой хлеб, ставший Телом Его, чтобы непосредственно после этого вошел в сердце его сатана?

А если Евангелист так сказал, значит, было так, значит, действительно сатана вошел в сердце Иуды. Сатана сотворил обитель свою в сердце Иуды подобно тому, как Дух Святой делает обителью своей сердце чистых и праведных людей. Иуда стал домом сатаны.

Как это постигнуть нам, чтобы сердцем человеческим целиком мог завладеть диавол, чтобы сатана вошел в человека?

Вот как возможно. Сатана не сразу вселяется в сердце человека, он не имеет власти войти в него, в особенности, если это сердце освящено великими таинствами покаяния и причащения. Сатана не может прямо, дерзко, насильно войти в сердце, если живет в нем Дух Святой, ибо вместе с Духом Святым сатана обитать не может: нет места Велиару там, где Бог.

Сатана не сразу вошел в сердце Иуды. Он соблазнял Иуду и раньше на зло и предательство и продолжал соблазнять в течение долгого времени, вероятно, в течение всех апостольских лет Иуды, а может быть, и ранее. Ибо читаем у Евангелиста Иоанна, что Иуда был вором: носил ящик, в который опускали пожертвования, и воровал из него. Значит, и раньше, и до апостольства был вором и сребролюбцем.

Когда же овладел полностью сатана сердцем Иуды? Тогда, когда уже окончательно созрело у Иуды решение предать Спасителя, и оставил его Дух Святой, и стал он домом сатаны. Это запомните. Но не думайте, что один Иуда был жилищем сатаны: было много людей, до такой степени погрязших во зле, во лжи, в убийстве, воровстве, что и в них вселялись злые духи. С ними было то, о чем говорил нам Господь Иисус Христос: "Когда нечистый дух выйдет из человека; то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел; и пришедши находит его не занятым, выметенным и убранным. тогда идет, и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Мф. 12, 43-45).

Злой род становится игралищем и обителью злых духов.

А мы, христиане, какой вывод для себя сделаем из всего этого?

Подумаем, что этот ужас вселения злого духа грозит каждому из нас, хотя молимся мы, хотя причащаемся Святых Таин, ибо Тело и Кровь Христовы не есть талисман, не есть нечто механически защищающее нас от всякого зла, от всех наветов диавола и ангелов его.

Это только великая, безмерная помощь Божия в нашей борьбе с искушениями от злых духов, если будет сердце наше чисто, если не будем постоянно, изо дня в день грешить.

Будем хранить в сердцах наших великое слово Спасителя: "Царство Божие силой берется и только употребляющие усилие восхищают его". Будем вести постоянную борьбу с пороками и страстями нашими, каяться и никого не осуждать, помня, что и среди нас есть немало предателей; конечно, не столь страшных, как Иуда, но все-таки предателей.

Поэтому, когда мы приступаем к причащению Святых Христовых Таин, мы просим Господа быть похожими на кающегося разбойника, а не на изначально избранного Богом Иуду Искариотского, как казалось, праведного апостола, которому было дано всё и который потерял всё из-за своей нераскаянности: «…ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем…».

В усилиях к овладению Царством Божиим да подаст нам Свою всесильную помощь Господь и Бог наш Иисус Христос, Которому слава и держава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым Духом вовеки.

Аминь.

 19 марта 1950 г.      Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)