Митрополит Варсонофий совершил Пассию в Казанском соборе

12 марта 2023

Вечером в Неделю 2-ю Великого поста, 12 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Пассию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, духовенство кафедрального собора.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube.

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

При пении стихиры «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка митрополит и сослужащее духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна «Разделиша ризы» был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о Страстях Христовых.

После чтения Евангелия проповедь произнес протоиерей Михаил Шастин.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

"Мы совершили сегодня первую пассию в этом посту, — сказал владыка в проповеди. — Церковь собрала нас на Голгофу, чтобы еще раз вспомнить события, которые произошли там. Господь приходил и прожил Свою земную жизнь, чтобы взойти на Голгофу и совершить там наше спасение, исцеление человеческой природы. Она была поражена грехом, и никто — ни пророки, ни святые, ни ангелы — не могли исправить человека, кроме самого Творца. Он создал нас, знает нашу душу и тело, знает, чем мы были поражены — тлением, смертью, страстностью. Все это нужно было уврачевать, чтобы стал новый человек уже не от Адама, а от Христа, чтобы все мы приобщались исцеленного Тела Христова. Причащаясь, мы поем: "Тело Христово приимите, Источника Безсмертного вкусите". Приобщаясь к Телу Христову, мы становимся бессмертными. А до этого не могли таковыми быть. Теперь мы уврачеваны и можем быть вознесены на небо".
"Господь первым взошел на Голгофу, у каждого из нас есть своя Голгофа, и нам всем нужно на нее взойти, — продолжил архипастырь. — Господь сказал: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16:24). Потому что путь в Царствие Небесное лежит только через крест. Да, в жизни много радостей, но все перемешано со скорбями, болезнями, страданиями и в конце концов со смертью. У каждого человека есть свой крест, одни с верой несут его, и Господь им помогает, другие не веруют в Бога, но все равно несут крест. Нет такого человека, который бы не болел и не страдал. Каждому дан крест, но одни с него попадают в рай, а другие, как разбойник слева от Христа, — прямо в ад. Жалко таких людей, за которых Господь молился на Кресте: "Отче! прости им, ибо не ведают, что творят" (Лк. 23:34). Многие живут и не знают, для чего живут. А мы счастливые, нам Бог открыл, для чего мы живем, куда должны стремиться и как нести крест. С него нельзя сходить. Господу кричал народ, чтобы Он сошел со Креста, и тогда они в Него уверуют. Но никто бы не уверовал, потому что это все от лукавого. Христос не сходил с Креста, Он претерпел до конца и спас всех нас".
"Желаю вам идти за Ним, нести крест, который Бог каждому дал и помогает нести до конца. Желаю вам помощи Божией в предстоящей третьей седмице Великого поста, чтобы Он укрепил вас и с каждой неделей вы становились все чище и чище. Пасха неумолимо приближается, осталось пять недель до нее. Желаю вам очистить сердце, чтобы потом поклониться воскресшему Господу, как сегодня мы поклоняемся Кресту, и пасхальная радость коснется наших душ", — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Пассия (от латинского — "страдание") — богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии — сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. Во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами, а в конце службы с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинальном размере)

Фотограф Станислав Марченкоhttps://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72177720306843309

 См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)