В Неделю 3-ю Великого поста митрополит Варсонофий совершил Пассию в Казанском соборе

19 марта 2023

В Неделю 3-ю Великого поста, 19 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube.

Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.
По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Марка о Страстях Христовых.

После чтения Евангелия проповедь произнес протоиерей Константин Головатский.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

"Мы совершили сегодня вторую пассию и чтение акафиста божественным Страстям Христовым, — сказал владыка в проповеди. — Как мы слышали из Евангелия и акафиста, с Голгофы начинается разделение народа по отношению ко Христу. Божественный подвиг любви большинство иудейского народа отвергло. Только небольшая часть людей, пришедшая с Ним из Галилеи, осталась верной Ему до конца, вплоть до Голгофы. Не так просто грешному человеку нести заповедь о любви. Эту заповедь не смогли вместить и те, кто был у власти. Они посчитали, что для Сына Божия Христос был слишком простоват. Кто Он такой? Плотник из Назарета, все знали Мать Его, братьев и сестер. Но, несмотря на это, они боялись Христа, боялись, что народ за Ним пойдет. И тогда они решили не просто осудить Его, но и повесить вместе с разбойниками, показать народу, что никакой Он не Сын Божий, а тоже разбойник. И орудие Его смерти — Крест — спрятали глубоко в землю, думая, что скоро все про Него забудут, и учение Его исчезнет. Вот такие были планы, но оказалось все не так. Апостолы изложили в Евангелии Его учение, и оно осталось, а через триста лет святая царица Елена обрела Крест и явила его миру. Так были разрушены диавольские козни, да мало того — от Иерусалимского храма, как Иисус и предсказывал, не осталось камня на камне. Постепенно учение Христа распространилось, разрослось до нашей нынешней Церкви".

"Мы вспоминаем о Страстях Христовых каждый год, носим на себе крест, который напоминает, какой ценой было достигнуто наше спасение, — продолжил архипастырь. — Мы должны Бога благодарить, что Он таким способом нас спас: умертвил смерть Своею смертью, чтобы нам даровать вечную жизнь. И к этой вечной жизни мы должны устремляться, глядя на Крест. Когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, они вошли в одно ущелье, где их встретили тучи змей и стали всех жалить. Моисей сделал медного змия, выставил его на знамя, и все ужаленные змеями, кто смотрел на этого змия, не умирали (Числ. 21:4-9). Наш мир тоже кишит змеями — страстями, и нам постоянно надо взирать на Крест Христов, чтобы эти змеи нас не кусали".

"Победить этот греховный мир мы не можем, у нас нет такой задачи, а вот себя исправить должны. Страсти надо в себе искоренять, и в этом помогает нам сила Креста Господня. Мы должны к ней обращаться, постоянно осенять себя крестом, целовать крест. Крест — наш указатель в Царствие Небесное, мы не должны сходить с него. У нас только один путь — вместе со Христом, который возлагает на каждого из нас крест. Постараемся четыре недели до Пасхи пройти мужественно. Православные люди — самые мужественные, потому что борются со страстями и грехами. Все остальные люди не борются, им это не интересно и не нужно. Интересы мирских людей — в миру, а нам, если мы полюбили Христа, этот мир не нужен, нас привлекает только вечная жизнь, только Царствие Небесное. Поэтому оставшиеся три недели Великого поста и Страстную седмицу будем готовить душу, очищать сердце. И чистым сердцем поклонимся Воскресению Христову, петь и славить Его будем сорок дней, до отдания Пасхи", — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Пассия (от латинского — "страдание") — богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии — сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.


 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)