Митрополит Варсонофий в канун праздника Успения Божией Матери совершил всенощное бдение в Казанском соборе

27 августа 2023

В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, 27 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, духовенство собора и другие священнослужители.

Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

Был совершен вынос плащаницы Пресвятой Богородицы.

Стихиру "Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся" исполнила группа священнослужителей под управлением протоиерея Константина Головатского.

Митрополит обратился к верующим с проповедью.

Мы собрались сегодня в кафедральном соборе, чтобы прославить Успение Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, — сказал владыка в проповеди. — Великие торжества происходят в этот день на Святой земле в местах, связанных с жизнью Божией Матери. Все эти места ныне отмечены православными храмами. Кто был на Святой земле, знает храм на месте дома в Назарете, где жили праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, храм в Гефсимании, где Она была погребена в семейном склепе. В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается, как Дева Мария пришла "в нагорную страну" (Лк. 1:39), там теперь находится наш Горненский женский монастырь, и сказала: "Отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1:48). И вот уже две тысячи двадцать три года все народы, которые признают Пречистую Деву Матерью Христа, почитают и прославляют Ее, и с каждым веком слава Ее все больше и больше. О Ней мы читаем в Священном Писании, Священном Предании, у святых отцов. Матерь Божия рассказала евангелистам-апостолам такие вещи, которых никто не знал, — о зачатии от Духа Святого и рождении Богомладенца. После Воскресения Спасителя Она стала основным источником знаний о спасении. Господь на Кресте поручил Свою Мать заботам Иоанна Богослова (Ин. 19:26-27). И ученик Христов окружал Ее заботой, а Она опекала его".

"Лет десять они жили в Иерусалиме, пока не начались гонения на христиан, — продолжил архипастырь. — Тогда они уехали в Эфес, где Иоанн Богослов проповедовал, а Матерь Божия помогала ему. По преданию, Она посетила Кипр, была у Лазаря Четверодневного — он служил там епископом, посетила гору Афон и сказала, что об этом месте будет заботиться всегда. Вернулась в Иерусалим, жила недалеко от Гроба Господня, ходила туда и молилась, чтобы Бог взял Ее к себе. Однажды, когда Она там молилась, явился архангел Гавриил с пальмовой ветвью и сказал, что скоро Богородица будет вместе со Своим Сыном. Так совершилось Ее Успение. Она хотела перед смертью увидеться с апостолами, которые в разных местах проповедовали Евангелие. Господь услышал Ее молитву, собрал их вокруг Нее на какое-то время. Сам явился и взял душу Ее в Свои руки. Он не допустил, чтобы душа Матери проходила мытарства, чтобы бесы окружали Ее. Он взял Ее душу в руки, показав, как дети должны заботиться о родителях. Если родители живы, дети обязаны о них заботиться, все делать для того, чтобы они спокойно жили, молились, спасали себя и своих детей. А если родители умерли, нужно просить Бога об упокоении их душ, чтобы Он взял их в Царствие Небесное и там они молились бы о тех, кто еще живет на земле".

"Праздник Успения еще раз напоминает, что рано или поздно каждый из нас ляжет на смертный одр, этого не избежать. Гроб Божией Матери — это лестница, ведущая в Небо: одним концом упирается в землю. Мы находимся где-то посередине между адом и раем, и от того, как живем, зависит, спускаемся или поднимаемся. Ступеньки лестницы — это добродетели. Если живем по заповедям Божиим, поднимаемся вверх, а если предпочитаем грехи, которые кажутся сладкими, должны понимать, что это ступеньки в ад. Так мы и выбираем будущее — поднимаемся вверх или спускаемся вниз. Когда мы умрем, будет понятно, на какой ступеньке лестницы находимся. Поэтому времени терять не нужно: пока живые, давайте подниматься вверх, исполняя заповеди Божии. Гроб Божией Матери напоминает о нашем гробе: рано или поздно так же в центре храма будем лежать, нас станут отпевать, а душа в это время проходит мытарства. Эти уроки всегда должны быть у нас в памяти. Желаю вам помощи и покровительства Пресвятой Богородицы, Ее молитвы неусыпающей о нас, всегда приходите в наш собор, который посвящен Ей и является Ее домом", — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Собору была подарена икона Божией Матери "Неопалимая Купина".

Богослужение транслировал YouTube-канал собора.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Православной Церкви принадлежит к числу двунадесятых. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены ее родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим. О процессии доложили первосвященникам, однако направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: "облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан". Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились. По просьбе Фомы, которого не было на погребении, апостолы открыли гроб на третий день. В нем не оказалось тела Девы Марии, а была только Ее одежда, перенесенная впоследствии во Влахернский храм. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из ряда апокрифов — "Сказания об Успении Богородицы" Псевдо-Иоанна Богослова (конец V, или начало VI века), сирийского апокрифа "Исход Марии Девы" Псевдо-Мелитона Сардийского (конец V — начало VI века), "Письма Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу", "Слова Иоанна, архиепископа Солунского" (VII век) и других. Праздники в честь Девы Марии — более позднего происхождения, чем в честь Иисуса Христа, апостолов, мучеников. Для их появления необходимо было богословское углубление в догмат воплощения для защиты от посягательства еретиков на достоинство Богоматери, что произошло только в V веке (Эфесский собор в 431 году и Халкидонский собор в 451 году). О празднике Успения в греческой Церкви достоверно известно с конца VI века.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинальном размере)

Фотограф Андрей Петров:  https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72177720310790143  

 См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)