Митрополит Варсонофий возглавил чинопоследование 1-ой пассии в Казанском соборе

31 марта 2024

Вечером Недели 2-й Великого поста, 31 марта, ​митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий​ возглавил чинопоследование пассии в​ Казанском кафедральном соборе.​ Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.​

За богослужением пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.​

При пении стихиры «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна «Разделиша ризы» был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея о Страстях Христовых.

При пении стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» правящий архиерей, духовенство и молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

«Святая Церковь собрала нас сегодня сюда, как на Голгофу, — сказал владыка в проповеди. — В центре храма стоит распятие, и мы читали акафист божественным Страстям Христовым, а также Евангелие от Матфея, которое описывает событие, произошедшее на Голгофе. Господь сделал много добра иудейскому народу. В течение библейской истории Он сотворил немало чудес и за три с половиной года помог многим людям, какие только болезни не исцелил. Каждый день что-то совершал для этого народа. И вот, этот народ в конце стал просить у Пилата освободить разбойника Варавву, а Христа — предать смерти. Почему это могло случиться? Потому что народ был подчинен бесовской силе. Диавол постоянно пытался Иисуса отвратить от спасительного пути. Еще недавно иудеи встречали Христа при входе в Иерусалим как царя, пели: «Осанна!». Как все могло поменяться в одно мгновение? Только по наущению бесовской силы, которая до самого Креста, до самого конца неотступно была возле Спасителя. В то время на Пасху в Иерусалиме собрались толпы людей. И когда Христа привели на Голгофу, они пришли посмотреть, как будут Его казнить. И кричали: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф.27:40). Это были слова беса. Господь претерпевает невероятную боль. С Него сняли одежды и поделили их, а Его живое тело прибили ко Кресту гвоздями. Каково человеку вытерпеть такие страдания? Это невозможно. Господа подняли наверх, и с высоты Он смотрит на людей. Он не обращает внимания на Свою боль, хотя она была страшная, язвы и раны, которые нанесли воины, кровоточили, кровь капала на землю. Вся природа содрогалась от этой божественной крови. А Господь молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Эти слова каждый из нас должен отнести к себе».

«Мы как бы находимся сегодня на Голгофе, Господь на нас смотрит и также молится за нас, извиняет и говорит: «Отче, они не знают, что творят», — продолжил архипастырь. — Если бы мы знали, что нас ждет Царство Небесное, нам бы никакие земные радости не были нужны. А мы готовы ходить в Великий пост куда угодно, только не в храмы Божии. Господь подсказывает нам, как просить прощения грехов. Никто, кроме Христа, нам грехи не простит, только Он единственный. Он взял на себя все наши грехи и может нам их отпустить. Сейчас Великий пост — благодатное время покаяния, исправления, надо использовать его для исправления своих недостатков. Каждый хорошо знает свои страсти и грехи. Не нужно их отправлять в запас — сейчас попощусь, а после Пасхи снова начну заниматься чревоугодием, пьянством, блудом и чем угодно. Если уж взялись за исправление, надо к Пасхе стать другими, очищенными от всякой скверны, пороков и грехов. Пост провести с пользой для души».

«Благодарю вас за молитвы, которые вы вознесли здесь. Пусть Господь благословит вас, даст вам силы, укрепит на следующую, третью седмицу поста. Мы подойдем к Крестопоклонной Неделе, и опять в центр храмов будет вынесен крест для нашего укрепления. Без него мы никуда. Без скорбей и болезней — никуда. Все это нам посылается для исправления. Только от нас это отними — мы забудем Бога. Столько людей уже забыли Его, потому что живут в расслабленности, или здоровы, или богаты. Но приходят скорби и болезни, и человек начинают задумываться о Боге. Не нужно дожидаться, пока болезни придут, а нужно, когда есть силы и здоровье, направлять их на служение Богу и ближним», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение​ транслировалось​ на YouTube-канале собора.​

Пассия (от латинского — «страдание») — богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии — сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. Во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами, а в конце службы с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.​

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинальном размере)

Фотограф Станислав Марченкоhttps://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72177720315962106

 См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)