Митрополит Варсонофий совершил Пассию в Казанском кафедральном соборе

29 марта 2015

Вечером в неделю 5-ю Великого поста, 29 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Пассию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, духовенство кафедрального собора.

При пении стихиры «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка митрополит и сослужащее духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна «Разделиша ризы» митрополит Варсонофий прочитал отрывок из Евангелия от Иоанна, повествующий о Страстях Христовых.

После чтения Евангелия проповедь произнес клирик Казанского кафедрального собора протоиерей Александр Пашков.

По окончании богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью.

"Сегодняшним чтением акафиста и Евангелия от Иоанна мы завершаем чтение страстных Евангелий и пассий, которые обычно совершаем Великим постом. Святая Церковь на пути нашего следования к Страстной Седмице сегодня еще раз вынесла эту Голгофу, чтобы показать, что в центре нашей жизни должна быть своя Голгофа. Господь показывает, что если мы — Его ученики, нам этой Голгофы не избежать. Как бы тяжело ни было нам, мы должны эту Голгофу иметь и распинать на ней свои страсти, грехи", — сказал владыка.

"Современному человеку не хочется страдать, он боится всякой боли, — продолжил митрополит Варсонофий. — Он даже зубную боль с трудом переносит, и страшно мучается, не говоря уже о нравственных страданиях. Как тяжело мы переносим нравственные страдания! Только стоило молодым людям пожениться, чуть-чуть пожили, поссорились и все — развод! Так, говорят, лучше — нечего терпеть друг друга. И люди расходятся. Нет у нас ни терпения, ни долготерпения. А ведь вся жизнь строится, как на стержне, на кресте".

"Убери из нашей жизни этот крест — и все рассыплется. Все держится на нем. Поэтому Господь напоминает нам, что в центре жизни каждого человека должен быть крест. Мы должны взять свой крест и идти на свою Голгофу", — подчеркнул архипастырь.

Говоря о евангельском чтении, он обратил внимание верующих на образ страдающей Матери Божией: "Мы знаем, что за несколько дней до Пасхи было Преображение Господне, и видим, что Матери Божией нет на Фаворской горе. Через неделю будем вспоминать Вход Господень в Иерусалим — и опять Матери Божией там нет. А потом, в Страстную Пятницу, последует Голгофа — и Матерь Божия там стоит у Креста. Она понимала и знала Свой Крест, стояла на Голгофе и не могла подойти ближе ко Кресту, потому что воины не пускали. Она с остальными женщинами стояла вдали, и сердце Ее, конечно, было пронизано этим копием, о котором еще когда-то сказал ей старец Симеон, что "оружие пройдет в сердце твое". И действительно, Она сострадала Христу. И Господь видел Свою Мать, Он видел не только разбойников и воинов, а видел тех, кто клялись в верности Ему, но разбежались. Рядом стоял только Иоанн Богослов из учеников. Господь видел Мать, видел, как Она страдает. И это добавляло Ему еще больше мучений. Он же видел, что уходит, а Она остается. И Господь поручает Свою Мать этому стоящему ученику — Иоанну Богослову: "Се Мати твоя". А Ей говорит: "Се сын Твой". И вот, Матерь Божия имела Сына по имени Иисус, в теперь получилось — сына по имени Иоанн. Имела Сыном Господа, и вот, получила раба. Имела Сына Божия, и вот, получила апостола, ученика. У Нее тоже были свой Крест, своя Голгофа и свои переживания. Она приняла достойно эти муки Сына и благодаря этому благословению Сына стала покровительствовать всем христианам, всем, кто любит Ее Сына. И поэтому Она сегодня нам сказала: "Дети, не грешите. Он же за вас пролил кровь. Он вас так любит, что за вас умер".

"Вы понимаете, какая любовь! Ну, кто из нас еще умрет в этом храме? Никто ведь не умрет. А вот Он умер за нас. И поэтому мы должны хоть какой-то мерой своей человеческой любви отвечать на любовь Господа и стараться как можно меньше грешить и приносить ран нашему Спасителю", — заключил проповедь правящий архиерей.

После проповеди владыка митрополит, сослужащее духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

Пассия - (лат. "страдание") — особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

ФОТОГАЛЕРЕЯ на Flickr (фото Евгения Ракитина): 
https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/sets/72157651572953216/

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog