Третья Пассия в Казанском кафедральном соборе

30 марта 2025

В Неделю 4-ю Великого поста, 30 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители. 

Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой. 

При пении стихиры «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна «Разделиша ризы» был прочитан отрывок из Евангелия от Луки о Страстях Христовых.

При пении стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

«Началась пятая седмица Великого поста, мы завершили чтение акафиста Страстям Христовым, — сказал владыка в проповеди. — В этом году получилось три акафиста, потому что в следующее воскресенье уже будет Всенощное бдение под Благовещение Пресвятой Богородицы, и у нас не получится четвертой пассии. По призыву Церкви семь недель мы готовились к этому времени. В три подготовительные недели Церковь призывала нас вместе с Закхеем, который забрался на дерево, увидеть Спасителя, потом помолиться вместе с мытарем и научиться правильному обращению ко Христу: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк.18:13). Потом, подобно блудному сыну, вернуться к Отцу Небесному. Затем в воскресенье говорили о прощении ближних, в следующее воскресенье — о благодати Божией. Церковь звала и зовет нас до сих пор. Мы ставим себе цели в Великом посту. Уже прошел месяц, достигнуты ли цели? Справились, с чем хотели? Очистили душу от страстей и грехов? Какие добродетели приобрели? Получилось или нет? Если нет, надо все начинать снова. Опять с завтрашнего дня избавляться от греховных привычек, наклонностей и страстей, очищать себя. В помощь нам дается Животворящий Крест Господень. Просить, чтобы его силой Господь помог нам избавиться от грехов. Но избавиться — мало. Душа пустая никому не нужна. Бесы из нее выйдут, а потом скажут: какая чистая душа, войдем-ка в нее снова. И уже вместо одного беса семеро придут. Поэтому нужно заполнить душу добрыми делами».

«Господь несет Свой Крест, для нас неповторимый, и у каждого из нас кресты неповторимые — у одного легче, у другого тяжелее, — продолжил архипастырь. — Можно помочь кому-то понести крест, много страдающих, больных и унывающих, им тяжелее, чем нам. На них надо обратить внимание. Хорошее дело, особенно во время поста, — кому-то оказать помощь. Симон Киринеянин шел с поля, а воин велел ему понести Крест. Он помог Господу и вошел в евангельскую историю. Так и мы, если кому-то поможем, понесем чей-то крест, тоже попадем в благодатную историю. Что еще доброго можно сделать постом? Надо найти людей, которые в нас нуждаются. Совершать любые добрые дела, чтобы человек почувствовал, что не забыт, не одинок, что мы все — одна семья Христова и вместе идем за Ним, неся каждый свой крест. На Голгофу Христову придем, еще побудем на ней в Великий четверг, но у каждого из нас своя голгофа, мы тоже к ней идем, и надо набраться терпения, смирения, помощи Божией, чтобы достойно взойти на нее. Господь молился за всех, и мы должны в терпении за всех молиться и всем помогать. Таким был преподобный Серафим Вырицкий. Какой у него крест был — лежал больной всю войну, не мог вставать, а к нему люди шли и шли. И в немощи своей он каждому помогал. Таким же был преподобный Амвросий Оптинский — тоже лежал в постели, но скольким людям помог! Писатели к нему приезжали, он давал им советы, и они создавали прекрасные произведения после общения со старцем. Блаженная Матрона Московская тоже лежала больная — и скольким людям помогла! А мы ходячие, здоровые и должны помогать, жизнь наполнять добрыми делами. Это свидетельство правильности нашей веры, путь служения Богу и исполнения Его святых заповедей».

«В следующее воскресенье мы будем отмечать память блаженной кончины Святейшего Патриарха Тихона. В нашем храме состоится соборное богослужение с участием архиереев и благочинных. Мы соборно почтим подвиг святителя, который в непростое время, которое Бог ему дал, возглавил Русскую Церковь в 1917-м году и провел ее до 1925-го года, когда все крушилось, сажали архиереев и священников, закрывались храмы, было просто невозможно жить. Он пронес доставшийся ему патриарший крест. Так и у каждого — свой крест. Но если опираться на Крест Христов, то у нас все получится», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.  

Пассия (от латинского — «страдание») — богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии — сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма. 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)