В Казанском соборе воссоздано Евангелие XVIII века

01 октября 2015

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия для Казанского кафедрального собора воссоздали уникальное Евангелие елизаветинских времен. Специалисты Государственного Эрмитажа и сотрудники Казанского собора провели огромную работу по поиску информации об удивительной реликвии. С  помощью новейших технических разработок  удалось изготовить оклад, воссоздать древний переплет книги и максимально сохранить иконографию того времени.

Согласно историческим документам, в Казанском соборе хранилось несколько Евангелий, оклады которых имели большую художественную ценность. Некоторые из них сопровождали чудотворный список Казанской иконы Божией Матери при переносе его в Петербург и датировались началом XVIII века, принадлежа, по упоминаниям, к «петровскому времени печатания». Однако самое большое из них – Евангелие 1759 года елизаветинских времен.  В монографии петербургского епархиального архитектора А. П. Аплаксина, посвященной описанию Казанского собора начала XX века, сказано, что Елизаветинское Евангелие было «громадных размеров», из-за чего в богослужении не употреблялось, а стояло в алтаре на специальном аналое. Упоминается, что принадлежало оно работе европейского мастера и имело вес около 2,5 пудов (около 40 кг).

Воссоздание этого старинного оклада и изготовление переплета осуществлялось под чутким руководством настоятеля Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова.  Консультативные услуги, а также научную и техническую помощь, осуществляли сотрудники Государственного Эрмитажа.

По словам заведующего лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Эрмитажа Игоря Карловича Малкиеля, информации по находившемуся в Казанском соборе Евангелию было крайне мало: сохранилось только одно упоминание о нем в монографии Аплаксина с кратким описанием и нечеткой фотографией лицевой стороны. «В связи с отсутствием необходимой для воссоздания оклада Евангелия информации, была проделана поистине колоссальная работа по ее поиску. Мы «собирали историю» по крупицам. Пересмотрели огромное количество литературы и архивных источников, чтобы узнать больше о мастерской, в которой был изготовлен оклад и технических особенностях. Даже в фондах Эрмитажа, насчитывающих более 3 млн. единиц хранения,  не удалось найти ничего подобного. В результате длительных исследований, нам стало известно, что, предположительно, оклад работы того же мастера и сходного временного промежутка находится в Афинском музее. На основе этих данных были сделаны выводы об иконографии и технических особенностях оклада», – рассказал И. К. Малкиель.

Сложность заключалась и в том, что по одному  изображению в книге было очень трудно понять мельчайшие детали. Поэтому проводились консультации с научными сотрудниками и служителями церкви. Так, соблюдением канонов православной школы исполнения образов лично руководил настоятель собора. «С настоятелем были десятки встреч. Мы пытались учесть каждую мелочь, о которой упоминал о. Павел, ничего не упустить из виду. Каждый лик на окладе мы обсуждали подробно, батюшка либо утверждал его, либо указывал что исправить», – говорит Игорь Карлович. Специалисты рассказали, что для изготовления ликов применялось 3D-моделирование: каждый проектировался сначала виртуально, утверждался настоятелем и уже затем создавался «вживую». «По сути, это новаторский способ в воссоздании церковных реликвий. Главный вопрос был даже не в сложности воссоздания, но в качестве нашего изготовления – мы стремились не исказить школы того времени, избежать «новодела». Мы постарались воссоздать оклад в стиле и традициях XVIII в., но с применением новейших технологий», – рассказал Игорь Карлович Малкиель.

Настоящий оклад Евангелия изготовлен из металла с золочением, украшен цветными камнями, имеет размер примерно 60х40 см и весит около 12 кг. «По благословению настоятеля храма воссозданное Евангелие должно было участвовать в богослужении и потому решено было сделать его меньшего веса – замечает Игорь Карлович. – С решением оборотной стороны возникли еще большие сложности – о ней мы не нашли никаких упоминаний и фотографий. Поэтому, после согласования, решили сделать ее по изображению аналогичного оклада из Афинского музея. Модель оборотной стороны полностью изготовлена в технике чеканки. Это была также очень длительная и сложная работа».

 Для воссоздания переплета книги применялась классическая технология, сложившаяся, по словам специалистов, еще во времена Средневековья. «Мы получили в работу книжный блок XVIII века (московской печати,  август 1789 года), сшитый на тканевых лентах, – рассказывает Сергей Анатольевич Кудрявцев, сотрудник научной библиотеки Государственного Эрмитажа. – Наша задача была сделать переплет, который отвечал бы старой технике, выдержал тяжелый оклад и в то же время обеспечил хорошее раскрытие книги. С помощью неправильной технологии и малейшего «новодела» легко было разрушить всю конструкцию, чего мы допустить не могли. С древними листами велась поистине ювелирная работа. На каждом (всего в книге 250 листов)  нужно было удалить остатки старого клея, укрепить корешки и т. д.». По словам специалистов, со времен XVIII-XIX вв. мало что изменилось в технике изготовления книг, представляющих художественную ценность. «В своей работе мы применяли только традиционные и натуральные материалы, подобные таким, какие использовались и два века назад. Например, натуральные клеи – мучной и животный. Последний, по традиции, изготовляется из шкур и костей животных. Так как при выполнении переплета мы не использовали никаких синтетических материалов, в случае необходимости книжный блок можно даже разобрать, не повредив при этом листы книги», – добавил Сергей Анатольевич.

 «Разумеется, специалистов мирового уровня по восстановлению и воссозданию древних реликвий в любом храме нет и быть не может, однако подобных ценностей, особенно в древних церквях, довольно много. Если не создать им определенные условия, они исчезнут безвозвратно. И, как и в Казанском соборе, во многих храмах существует необходимость восстановления утраченного в советское время. Такие шедевры, как воссозданный  оклад, были либо утеряны, либо переплавлены. Мы очень надеемся, что наши  научные и технические консультации, и в дальнейшем смогут послужить  примером дружеского взаимодействия музея и церкви », – сказал Игорь Карлович Малкиель.

 

Казанский собор выражает особую благодарность генеральному директору Государственного Эрмитажа М. Г. Пиотровскому, Главному хранителю, заместителю генерального директора Государственного Эрмитажа С. Б. Адаксиной  и другим сотрудникам музея за оказанную научную и техническую помощь! 

 

По благословению настоятеля Казанского собора прот. Павла Красноцветова  

Е.Г. Кириллова

ФОТОГАЛЕРЕЯ на Flickr (здесь представлены фото лицевой и оборотной сторон нового оклада Евангелия 1879 года с разрешением 20-25 мегапикселей):

https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157659364840081

 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)