В крипте Казанского собора состоялась лекция на тему «Православие в Японии»

20 декабря 2015

20 декабря 2015 г. в ЛЕКТОРИИ Казанского кафедрального собора состоялась лекция на тему «Православие в Японии». Лекцию прочитал филолог-востоковед, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии Василий Вениаминович БОГДАНОВ-БЕРЕЗОВСКИЙ.

Настоятель Казанского собора прот. Павел Красноцветов перед началом лекции представил слушателям лектора, с семейством которого он был знаком с давних пор.

Василий Вениаминович, прежде чем рассказать о жизни и миссионерской деятельности основателя Православной Церкви в Японии св. равноапостольного архиепископа Николая (Касаткина) (1 авг.1836 ст. – 3/16 февр.1912), сделал краткий обзор о первоначальном распространении в Японии с середины 16 века христианства (через католических и протестантских миссионеров из Западной Европы), закончившемся с середины 17 века полным и жестким запретом на христианство в течение около 250 лет. Только с наступлением эпохи Мэйдзи, когда власть военных правителей Японии – сёгунов ослабла и было осуществлено «восстановление» императорского правления Японии (период императора Мэйдзи (Муцухито) с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года   ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы). В 1873 году, под давлением извне, японские власти сняли запрет на христианство, позволив свободно проповедовать и исповедовать его. Российский Императорский консул Иосиф Гошкевич, прибыв на землю острова Хоккайдо в 1858 году, испросил Синод прислать для консульской церкви, открытой в русском консульстве в городе Хакодатэ (Япония), священника взамен заболевшего. Был прислан к лету 1861 года студент 3 курса СПб духовной академии иеромонах Николай (Касаткин), который под первоначальным руководством консула И.Гошкевича, замечательного лингвиста и востоковеда, а затем и при помощи друзей-японцев постепенно (в течение 8 лет) в совершенстве овладел языками (японским, китайским с диалектами), глубоко изучил разные религии, философию, культурную жизнь и историю Японии.

Первоначальные успехи катехизаторской деятельности о.Николая среди местного японского населения, появившиеся с 1868 года (тайное крещение японца Павла Савабэ, его друзей и некоторых других японцев), позволили в 1870 году открыть в Японии Русскую духовную миссию пока для внутренних нужд консульства и русских подданных, посещающих Японию. С 1873 года православная миссионерская деятельность стала открыто осуществляться среди японцев. В Токио, на холме Суругадай, были открыты домовая церковь, катехизаторские школы, семинария, переводческий отдел, началась издательская деятельность. В 1884 году был заложен, а в 1891 году освящен великолепный собор в честь Воскресения Христова. В Японии строились православные храмы и школы, в которых осуществлялась под центральным руководством Николая Касаткина (епископа с 1878 года) катехизаторская деятельность силами самих обращенных в православие японцев (к 1912 году в ЯПЦ было более 60 храмов, ок. 30 священников, 34 тысячи православных верующих). Владыка Николай практически ежедневно до самого конца жизни со своим постоянным помощником Павлом Накаи (знатоком китайской и японской классики) занимался переводом на японский язык Священного Писания и богослужебных книг.

Кроме того, под его руководством осуществлялась переводческая и издательская деятельность его сотрудников, направленная на ознакомление россиян и японцев с достижениями в области литературы, с различными философско-религиозными сочинениями.

Философия европейца и человека востока различна. Например, для европейца природа: «не храм, а мастерская», а для восточного жителя мира это единое целое вместе с ним самим.

Владыка стремился извлечь все лучшее из конфуцианской идеологии Востока и европейской аристотелевской традиции, несмотря на их фундаментальное различие.

Горько он сожалел, когда некоторые его сотрудники, знакомя японских читателей с православием и культурой России, уклонялись в крайности, увлекаясь, например, некоторыми сочинениями Л.Н. Толстого, вредными для подлинного духовного просвещения.

Когда началась Русско-японская война, святитель Николай не уехал вместе с дипломатами в Россию. Он остался в эти трудные годы со своей японской паствой, для которых он открыл русских как братьев по вере, а Русскую Церковь как Матерь-Церковь. Подвиг любви святителя Николая выразился и в духовном окормлении десятков тысяч русских воинов, попавших в Японии в плен.

Колоссальный вклад св. Николая Японского в проповедь православия и в духовную культуру Японии был оценен в России (в 1906 года он был возведен Синодом РПЦ в сан архиепископа), так и в Японии; недаром при похоронах свят. Николая был преподнесен венок от самого императора Японии. Погребен свят. Николай в Токио на кладбище Янака.

Рядом с его могилой находится захоронение его преемника–митрополита Японского Сергия (Тихомирова) (3 июня ст.1871-10 авг.1945), при котором в связи с революцией в России 1917 года, прекратилось финансирование Русской духовной миссии в Японии, испортились отношения СССР и Японии, которая во Второй мировой войне выступила на стороне фашистской Германии.

Всё это сказалось и на состоянии Японской Православной Церкви. В XX веке ЯПЦ пережила раскол (одна её часть находилась под юрисдикцией Американской Митрополии, другая – Московского Патриархата), а затем и воссоединение (1970). 10 апреля 1970 года Японская Православная Церковь получила от РПЦ автономию и в таком статусе существует до сих пор.  Cимволично, что в этом же 1970 году, решением Синода РПЦ, архиеп. Николай был причислен святых как «равноапостольный».

В.В. Богданов-Березовский в конце лекции ответил на многочисленные вопросы слушателей.   

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)