Протоиерей Георгий Митрофанов прочитал лекцию о фильме Семена Арановича «Торпедоносцы»

12 февраля 2016

"Неизвестная война побежденных победителей"

Протоиерей Георгий Митрофанов прочитал лекцию о фильме Семена Арановича «Торпедоносцы»

В кинолектории Казанского кафедрального собора 12 февраля 2016 года состоялась встреча с профессором СПбДА, доктором богословия протоиереем Георгием Митрофановым на тему «Неизвестная война побежденных победителей». Встреча была посвящена военной картине Семена Арановича «Торпедоносцы», вышедшей на экраны в 1983 году.

Участники встречи просмотрели фрагменты картины, после чего отец Георгий проанализировал некоторые эпизоды, разъясняя скрытый смысл диалогов, сюжетных линий и художественных образов. По мнению лектора, фильм примечателен тем, что в нем показаны различные аспекты подлинной войны, а не того мифа о войне, который пропагандировала советская идеология. Этому фильму созвучна еще одна картина той эпохи — «Проверка на дорогах» Алексея Германа, которой в свое время повезло меньше и она не прошла цензуру.

Фильм Семена Арановича открыл еще одну страницу войны, для многих неизвестную, — войну на море. Проведя небольшой военно-исторический экскурс, отец Георгий отметил, что действия советской морской авиации в Великую Отечественную войну были мало результативны из-за ряда факторов. Несмотря на то что в начале войны наша морская авиация уступала противнику в техническом плане, в дальнейшем советские самолеты стали соответствовать самым высоким требованиям и были сопоставимы с немецкими. Однако оставалась проблема летного состава. Два великих воздушных аса Великой Отечественной войны — Иван Кожедуб и Александр Покрышкин — лично сбили по 64 и 59 самолетов соответственно, в то время как немецкий летчик-истребитель Эрих Хартманн сбил 352 самолета.

«В Советском Союзе производилось огромное количество военной техники во время войны, и ее жалели гораздо больше, чем людей, — отметил отец Георгий. — В частности, когда происходила бомбардировка вражескими самолетами кораблей, находившихся в порту, согласно требованиям советского военного устава, экипажи должны были находиться на кораблях, хотя это не имело никакого смысла и экипажи погибали, не будучи в силах защитить себя. В то время как в других иностранных флотах экипажи уходили с кораблей в бомбоубежища».

Страна несла такие страшные потери в авиации потому, что каждый советский летчик, прежде чем попасть на фронт, налетывал в несколько раз меньше часов, чем немецкий. И в самом начале войны наши плохо обученные летчики погибали в больших количествах. Но даже опытные летчики были поставлены в совершенно невыносимые условия. По мнению отца Георгия, этот аспект войны показан в фильме в высшей степени выразительно. «С самого начала фильма мы видим, что опытные летчики выглядят как люди, обреченные на смерть. Это ощущение витающей смерти пронизывает весь фильм, — продолжил он. — Ужас войны усугублялся тем, что летчикам приходилось воевать так, что они были обречены нести бОльшие потери, чем противник. Это понимали все, в том числе и командиры, но изменить ничего не могли — такова была воля начальства. В войне проявилось то, что было составной частью жизни Советского Союза — основное богатство нашей страны, людей, можно не жалеть. Люди по остаточному принципу обеспечивались и снабжались, а техника была гораздо ценнее. Но в итоге теряли и технику, и людей».

Фильм «Торпедоносцы» был одним и первых, где заговорили об этом и показали эту правду жизни очень выразительно как с художественной, так и с военно-исторической точки зрения. Если сравнивать фильмы, показывающие дореволюционную и советскую действительность, можно заметить, как меняется тип человека. На примере советских офицеров из фильма «Торпедоносцы» видно, что они на порядок менее образованны и воспитанны, чем дореволюционные, и по-своему идеологически зомбированны, хотя война и разрушала эту зомбированность. Одной из характерных черт советскости было отсутствие религиозной жизни в условиях, когда действительно необходимо взывать к Богу. Отец Константин отметил, что обезбоженный человек, поставленный в экстремальные условия войны, еще более уязвим и искалечен.

Еще одной особенностью морской авиации, показанной в фильме, было то, что солдаты, базируясь на стационарных аэродромах в тылу, жили в офицерских общежитиях с семьями. Они выполняли боевые задания и возвращались к своим семьям, но при этом каждый вылет мог оказаться последним. Легче это или труднее — этот вопрос остается в фильме открытым.  

Протоиерей Георгий Митрофанов отметил, что режиссер фильма придавал большое значение подбору актеров и типажам. В результате показанные в фильме зрелые, сформировавшиеся на войне мужчины очень узнаваемы и достоверны. Генерал, появляющийся в первой сцене, показан нетипично для традиционных советских фильмов о войне, — ему тяжело и дискомфортно отдавать приказы, он не потерял способности понимать, что его задача — посылать людей на смерть, и переживает из-за этого. Генерал разделяет печаль своих солдат, от него не исходит никакой идеологии. Такие человечные отношения у генерала и солдат взаимны. Они ведут себя с ним не как с высшим чином, все они солдаты, связанные чем-то большим, чем субординацией.

Фильм лишен идеологии в духе «за Сталина» или «за родину», солдаты уходят на свою смертельно опасную работу с одной мыслью: «Останусь я в живых или нет?» Тема, которая пронизывает весь фильм, — уязвимость, беззащитность человека на войне. С первых кадров возникает атмосфера нависающей над всеми смерти. Это проявляется и в мистической интуиции смерти, которую чувствуют жены летчиков, живущие рядом и видящие, как взлетают самолеты с их мужьями.

«Поставив человека в нечеловеческие условия, коммунизм еще лишил его возможности молиться, поддержать себя в этих условиях обращенностью к Богу, — сказал отец Георгий. — Человек оказался один на один со смертью. А рядом с ним его домашние, которые являются почти свидетелями того, что может случиться. Обремененность войны личными отношениями в какой-то степени утяжеляло ее».

В фильме проявляется не советское видение войны, а человеческое. В одной из сцен показано, как солдаты ощущают, что перед ними не убитый враг, а убитый ими же человек. Раскрывается вся суть войны — на войне убивают ближнего, брата во Христе. На войне у людей нет личных претензий друг к другу, солдаты поставлены в такие условия, что, если не убьешь ты, то убьют тебя. «Как воевать с этим ощущением? — задается вопросом отец Георгий. — Это еще одно испытание, которое способно изломать любого человека. Поэтому, когда люди с совестью проходят войну, на которой им приходится убивать, они не любят вспоминать и говорить об этом. А люди, не знающие, что такое война и убийство, или бессовестно убивавшие любят об этом говорить и вспоминать».

По мнению отца Георгия, ценность таких фильмов, как «Проверка на дорогах» и «Торпедоносцы», состоит в том, что они показывают войну такой, какой она была в историческом отношении. Они показывают, что война — противоестественное для человека состояние. Потому что на войне люди убивают людей, и это не может быть принято.

Подытоживая свое выступление, отец Георгий отметил, что оба этих фильма очень много значат в истории отечественного кинематографа, в постижении нами войны. «Они открывают войну как человеческую трагедию. Это самое главное с христианской точки зрения. В этом заключен смысл русской православной культуры. Осознание этого делало нашу армию более человечной. Жизнь в нашей стране была более человечной тогда, когда люди помнили, что заповедь «Не убей» никогда не может быть отменена», —заключил отец Георгий.

Информационная служба

Оксана Озерина

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)