Лекция о значении православной психологии прошла в крипте Казанского собора

21 февраля 2016

Доктор психологических наук, профессор СПбПДА, член Епархиального общества православных психологов Лариса Филипповна Шеховцова 21 февраля в крипте Казанского кафедрального собора прочитала лекцию «Что такое православная психология и нужна ли она верующему человеку?».

Начиная лекцию, Лариса Филипповна отметила, что многие православные верующие, которые регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются и имеют своего духовника, не понимают, для чего нужен психолог. Члены Епархиального общества православных психологов, которые сами являются воцерковленными людьми и прихожанами разных храмов, долго думали о том, как отвечать на этот вопрос и чем они могут быть полезны верующим.

«Мы убеждены в том, что психолог на приходе нужен, это помощник священника, — сказала Лариса Шеховцова. — Дел и забот на приходе хватает и батюшке, и психологу. Не стоит пренебрегать готовностью православного психолога помогать прихожанам. В чем же может заключаться эта помощь? На Архиерейском Соборе была сформулирована социальная концепция Русской Православной Церкви. В Рамках этой концепции Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рекомендовал организовывать активную социальную жизнь на каждом приходе. Во многих приходах сегодня есть официальные должности социального педагога и педагога воскресной школы. Но существует еще одна потребность у людей, которую социальный педагог не удовлетворяет, — потребность обсудить проблемы духовного и душевного плана, которые их волнуют. Священники не всегда имеют возможность лично поговорить с каждым прихожанином о волнующих его проблемах».

Лариса Филипповна привела в пример случай, когда на исповедях люди постоянно говорят об одном каком-то своем грехе, например о гневе, когда человек часто бывает вспыльчивым и раздражительным. «Человек приходит к священнику и ему самому стыдно, что он все время в одном и том же грехе исповедуется. Господь отпускает нам наш грех, но полезно задуматься: почему это происходит, почему я хочу преодолеть свой грех, но у меня не получается? В таком случае очень полезно покопаться в себе, посмотреть, что же меня приводит к этому. Только ли это особенность моего холерического темперамента или тут есть еще что-то другое. Как раз с таким вопросом, с такой проблемой можно обращаться к психологу. Он поможет понять, в чем причина. Конечно, это может сделать и батюшка, и даже лучше, чем психолог. Но в силу большой занятости наших священников они не всегда могут побеседовать с прихожанами».

«Часто бывает на исповеди, что прихожанин подходит к батюшке и «застревает» у него на 20 минут — не потому что у него так много грехов, а потому, что он хочет что-то у батюшки спросить, — продолжила Лариса Филипповна. — Например, часто спрашивают, что делать с сыном-подростком, который отбился от рук. Прихожанин ожидает от священника ответа, но ведь это не простой вопрос, в двух словах на него не ответить, надо побеседовать с человеком. Но времени на это на исповеди, к сожалению, нет».

По мнению Ларисы Шеховцовой, такие душепопечительные беседы священнику нужно проводить в свободное от литургии время. И такая практика постепенно входит в церковную жизнь. Но на сегодняшний день она реализуется не везде. Поэтому, если на приходе есть православный психолог, он может помочь решать такие вопросы. Лариса Филипповна подчеркнула важность того, что психолог должен быть именно православным. «У Епархиального общества православных психологов есть телефон горячей линии, по которому звонят прихожане и записываются на встречи с психологами. Когда ко мне на прием приходят верующие, то они часто говорят, что были на консультации светского психолога, и он им не помог. Говорят, что им трудно общаться со светским психологом, потому что он не знает наших законов аскетики, не знает, что такое страсти, у него совсем другой подход. Он не понимает, о чем говорит верующий. Действительно, разные мировоззрения и понятия отражаются на беседе. Если вы верующие люди, очень важно попасть на прием к православному специалисту. И такой опыт в нашей Церкви уже имеется», — сказала Лариса Филипповна.

Она отметила, что самые актуальные проблемы, по которым консультируют психологи — это отношения человека с близкими. Вторую заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — не так легко воплотить в жизнь большинству людей. Тут есть с чем поработать психологу. Особые проблемы вызывает вторая половина заповеди. «Люблю ли я себя? Что такое вообще любить себя? Многим это непонятно. Священники часто нам говорят, что мы грешные и падшие. Как можно тогда любить себя? Святые отцы рассуждали, что любить себя — это нормально, естественное, это в природе человека, и не надо копья ломать, рассуждать об этом. Однако современные люди не умеют любить себя и из-за этого возникает много проблем», — сказала профессор Шеховцова.

Она пояснила, что, если человек имеет трения, проблемы в отношении с другими людьми, — это внешние конфликты, а если он не любит себя, то возникают внутренние конфликты. Хорошо, когда человек знает свои достоинства и недостатки — это значит, что он понимает себя. Но психика человека не так просто устроена и он редко досконально себя знает. В итоге возникают «искривления»: одни концентрируются на своих достоинствах, другие — зацикливаются на недостатках.

Когда человек видит только свои достоинства и зацикливается на них, у него формируется неадекватно завышенная самооценка. На православном языке это называется гордыня, на светском — самость. Предметом гордыни может быть даже вера. С таким человеком тяжело и неприятно общаться окружающим: он ведет себя высокомерно, не уважает других, склонен к доминированию и авторитарности. Часто другие люди не хотят с этим смиряться и возникают конфликты.

Напротив, когда человек себя принижает, у него формируется неадекватно заниженная самооценка. Обычно такие люди отличаются повышенной тревожностью и беспокойством, часто думают, что у них ничего не получится, хотя на самом деле бывают очень хорошими специалистами. В силу плохого мнения о себе такие люди не могут сказать нет, и на них взваливают много работы. Они очень исполнительные и добросовестные работники, но чувствуют внутренний дискомфорт, быстро утомляются.

«Если у человека есть внутренний конфликт, то внешнего нет, и наоборот. В силу своей греховной, искаженной природы мы попадаем в такие состояния. И то и другое отклонение — плохо. Хорошо, когда мы имеем правильные представления о себе, когда видим свои положительные и отрицательные стороны. Все хорошо в меру. Но соблюсти золотую середину непросто, недаром святые отцы называют этот путь царским, — сказала Лариса Филипповна. — Почему так бывает? Психологи говорят, что человек родом из детства. В основном характер и личность у нас формируется в детстве — до пяти лет. Какое представление о себе сформировалось к 5 годам, с таким человек и будет жить в дальнейшем».

По мнению лектора, представление о себе складывается из отношения родителей к ребенку, из того, как они оценивают его. У каждого ребенка внутри есть вопрос «Какой я?», даже если он не задает его открыто. Бывает, что родители хвалят детей, и у них формируется ощущение, что они очень хорошие. Когда ребенок привыкает быть в центре внимания, у него развивается демонстративная или истероидная черта личности. И в будущем он будет хорошими или плохими поступками привлекать к себе внимание.

«Если родители не хвалят, а постоянно критикуют ребенка, то у него формируется заниженная самооценка. В этом есть и христианский оттенок — чтобы не захватить детей. Но постоянно принижать и ругать тоже нельзя. Самое плохое для ребенка — сравнение его с другими. Это драматично для него, в итоге ребенок вырастает с комплексом неполноценности. Думая, что у него ничего не получится, такой человек ведет себя в обществе очень неуверенно, робко. Но стоить создать ему обстановку внутреннего уважения, и он раскрывается. Если мы видим недостатки другого, его немощи, надо вспомнить, что нам заповедано: «Носи немощи другого», и проявить любовь к ближнему, не надо никого принижать», — призвала Лариса Шеховцова.

Она отметила, что представления человека о самом себе формируются в раннем детстве, и родителям надо быть очень внимательными и осторожными. В обществе возникает так много проблем именно потому, что родители допускают очень много ошибок в воспитании детей. Сегодня в психологии описано три стиля воспитания и взаимоотношений между родителями и ребенком: авторитарный, либеральный и демократический.

При авторитарном стиле воспитания родители занимают командную позицию, требуют абсолютного послушания, подавляют свободу ребенка. В результате неуважительного категоричного отношения ребенок вырастает несамостоятельным и становится либо забитым, либо агрессивным. Либеральный стиль воспитания — противоположность авторитарному. Ребенку все позволяется, родители устраняются от воспитания, тем самым оказывая ему медвежью услугу. Неограниченная свобода оборачивается неопределенностью, дезориентированностью ребенка в обществе. Самым оптимальным является демократический стиль воспитания, когда родители являют свою власть, как и положено, но спрашивают мнение ребенка и считаются с ним. Ребенок чувствует уважение к себе, его потребности и инициативы принимаются во внимание. Он учится рассуждать и размышлять, вырастает инициативным и самостоятельным с адекватной самооценкой.

«Личность ребенка формируют не только детско-родительские отношения, но и сам уклад семьи, который очень важен, — подчеркнула Лариса Филипповна. — Как ведут себя взрослые, как относятся друг к другу и другим людям. Меня очень потрясла мудростью и тонкостью мысль французского просветителя Жан-Жака Руссо: «Гармоничность воспитания возможна лишь тогда, когда ребенок свободно делает то, что он хочет. Но хотеть он должен то, чего хочет воспитатель». Когда ребенок не чувствует насилия и подавления и сам свободно с радостью идет в храм в 7 часов утра — в этом проявляется высшая мудрость родителя».

В конце встречи Лариса Филипповна ответила на вопросы слушателей. Был задан вопрос о том, каким образом можно изменить завышенную и заниженную самооценку. Лариса Филипповна ответила, что хороший совет есть у Антония Сурожского: если вы общаетесь с другим человеком, давайте ему высказаться и не занимайте всего пространства своим монологом. «Как правило, так поступает человек с завышенной самооценкой. И если он будет это понимать и захочет себя контролировать, то тогда приостановит свой монолог. А человеку с заниженной самооценкой можно пожелать, чтобы он проявлял смелость завоевывать пространство и останавливал длительную речь своего собеседника, высказывался сам. То есть проявлял активность, учился ставить границы», — сказала она.

На вопрос о том, нужно ли православному человеку на психологических тренингах быть таким же искренним, как на исповеди, Лариса Филипповна ответила, что участие в тренингах требует искренности, иначе не получишь результат. Но большое значение имеет личность тренера. Лариса Филипповна объяснила, что есть неполезные тренинги, например «Лайфспринг», на которых собирается порядка 100 человек, и участникам сулят успех в карьере и рост благосостояния. На подобные тренинги ходить не стоит. Но если вы доверяете тренеру и знаете, что вреда для вас не будет, то на таких тренингах можно раскрываться.

Один из слушателей высказался о том, что у многих православных верующих есть недоверие к психологам вообще, и спросил, в чем состоит преимущество православных психологов. Лариса Филипповна ответила, что православная психология в нашей стране развивается в течение 15–20 лет, и это немного для области науки. Всего в Санкт-Петербурге на сегодня работает 100–200 православных психологов. Главным отличием работы православных психологов от неправославных является то, что они видят перед собой крест, то есть видят горизонталь креста — это решение душевных, психологических проблем, и вертикаль креста — решение духовных проблем. Православный психолог может уходить в вертикаль, то есть говорить с человеком о духовных проблемах. Светский же психолог не будет говорить об этом, но он может хорошо работать по горизонтали и помогать решать, например, проблемы внутри семьи.

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)