Божественная литургия в день памяти свт. Тихона, патриарха Московского и всея России
22 февраля 2016Память свт.Тихона, патриарха Московского и всея России совершается:
в третью неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых;
9 октября (26 сентября ст.ст.) – в день прославления (9 октября 1989 года был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания);
18 октября (5 октября ст.ст.) – в сонме Московских святителей;
18 ноября (5 ноября ст.ст.) – в день избрания на патриарший престол (5 ноября 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе в Москве был избран Патриархом Московским и всея России из трех кандидатов посредством жребия, вытянутого слепым иеросхимонахом Алексием(в миру Феодором Алексеевичем Соловьёвым), старцем Смоленской Зосимовой пустыни;
в Соборе новомучеников и исповедников Российских (архиерейский Собор 1992 года установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 7 февраля н.ст. (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает — то в ближайшее воскресенье после 7 февраля).
22 февраля (9 февраля ст.ст.) – в день памяти обретения мощей (22 февраля 1992 года в Малом соборе Донского монастыря);
7 апреля (25 марта ст.ст.) – в день преставления (+ 7.04.1925);
22 февраля 2016 года, в день памяти обретения мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов в сослужении клириков собора совершил Божественную литургию.
После сугубой ектении прот. Павел вознес молитву о мире на Украине.
В своей проповеди на тему праздника, произнесенной после запричастного стиха, прот. Павел в кратких существенных чертах обрисовал жизненный путь будущего святителя во время его епископского служения в Америке, Ярославле и на просторах Юго-Западной Руси. После Февральской революции 1917 года архиеп. Тихон (Белавин), как член нового Синода РПЦ, был избран в июне 1917 года правящим архиереем Московской епархии, а в августе был возведен в сан митроплита и стал председателем Всероссийского Поместного Собора, открывшегося 15 (28) августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля. Важнейшим соборным решением было восстановление 28 октября (10 ноября н.ст.) 1917 года Патриаршества в Российской церкви, положившее конец синодальному периоду в истории Русской Церкви. 5 ноября (18 ноября н.ст.) 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе в Москве митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея России. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 1917 года (4 декабря по н. ст.) в кремлёвском Успенском соборе состоялась интронизация избранного патриарха.
Прот. Павел отметил, что руководить Церковью святителю Тихону пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы, существенно ослабив церковное обновленческое движение и различные автокефалистские (раскольнические) устремления. Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной.
В трудные времена, когда нарушается обычный ход жизни, когда жизнь возмущается грандиозными событиями, опрокидывающими в бездну все и вся, когда кругом наступает гибель и отчаяние, Бог посылает в этот мир Своих святых, богатырей духа, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви, которые необходимы миру, чтобы устоять в истине, чтобы не потерять различение добра и зла, чтобы духовно не погибнуть. И подвиг таких святых исполинов, духовных вождей народа, вероятно, можно назвать самым трудным из всех подвигов.
Подлинными героями, защищающими свою веру, мирную жизнь и Отечество, можно назвать не только св. Александра Невского, Патриарха Гермогена, Кутузова, митрополита Петроградского Вениамина, Патриарха Тихона, маршала Говорова, защитников Брестской крепости, но и всех тех людей, от самых простых и неизвестных до самых знаменитых, весь сонм священников, монахов и мирян, откликнувшихся на призыв Матери Церкви и людей доброй воли не покоряться злу и неповрежденно хранить заветы истинной Православной Церкви.
«Патриарх Тихон, исчерпал все возможные для Церкви и церковного человека меры примирения с властью гражданской и явился жертвой в самом внутреннем, широком и глубоком смысле этого слова. Жертвуя собою, своим именем, своей славой исповедника и обличителя неправды, он унижался, когда переменил свой тон с властью, но ни разу не пал. Он унижал себя, но никого больше, не сохранялся и не возвышался унижением других. Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду пастырям, народу и церковному достоянию. Его компромиссы — делание любви и смирения. И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо, это исключительно безукоризненная святая личность» (прот. Михаил Польский).
Святитель Тихон сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.
Как слёзно плачет святитель пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлёвским святыням, избивали священников Твоих...». Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков».
Для подъема в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству.
Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом.
12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Но несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединённо жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком, преодолевая тысячи верст.
Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням.
23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.
Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».
В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
В 1992 году Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они ныне в Большом соборе Донского монастыря.
Призыв святителя Тихона «Побеждайте зло добром!» – это призыв к действию, это отказ от ложной доктрины «непротивления злу насилием», это действенный ответ на призыв Божий поступать согласно воле Божией. "Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился... и жив был"(Иез. 33.11).
Для нашего неспокойного времени, когда нашу Родину опять клеймят, грозят ей очередной «холодной» войной, очень нужные слова — о том, чтобы побеждать зло добром. "Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу". Следует не забывать и пушкинских строк, обращенных к клеветникам России, что «нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир».
Будем помнить спасительные заветы Матери Церкви! Будем не только почитать наших святых наставников и духовных учителей, наших героев и земных защитников Отечества, но и подражать их жизненному подвигу. Чтобы сохранить своё собственное достоинство, не должно умалять достоинства другого человека. Будем молиться о умягчении злых сердец и о мире во всем мире, и том, чтобы Господь сохранил нас от враг видимых и невидимых.
Господь ждет от нас подлинного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни. От того, сможем ли мы в эту переломную эпоху выбрать верный путь и вместе в единстве со всеми христианами, со всеми людьми доброй воли, ведая вполне все наши различия, «научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо», от этого во многом будет зависеть будущее человечества. Народы мира должны твердо сказать «нет войне!» и «мы не соперники, а братья!»