Богослужения в Неделю о Страшном Суде, 6 марта 2016

06 марта 2016

6 марта 2016 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов в сослужении секретаря Гаагско-Нидерландской епархии, настоятеля храма святого Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерея Григория Красноцветова и клириков Казанского собора совершил Божественную литургию.

После сугубой ектении прот. Павел вознес молитву о мире на Украине.

Евангельское чтение этого дня посвящено пpитче Спасителя о Стpашном Сyде (Мф. 25:31-46), в которой говорится, что на Страшном суде людей будут судить по их поступкам, а не по тому, что они исполнили те или иные предписания. Религиозность человека должна, в первую очередь, проявляться в его делах, «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Человек не может по-настоящему любить Бога и при этом не помогать ближним. «Кто говорит: «я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4:20).

Прот. Павел по окончании богослужения напомнил собравшимся прихожанам, что размышляя о Страшном Судище Христовом, можно уже отчасти назвать днем Страшного Суда тот день, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, ибо в этот день христианин либо осуждается, либо оправдывается, либо приемлет Святые Дары «во оставление грехов и в жизнь вечную», либо «в суд или во осуждение». В последовании ко Святому Причащению мы молимся такими словами: «Так, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд мне будет причащение пречистых и животворящих Таинств Твоих, и да не сделаюсь я немощным душою и телом от недостойного их причащения, но дай мне до последнего моего вздоха не в осуждение принимать часть святынь Твоих — в Духа Святаго общение, в напутствие в жизнь вечную и в благоприятен ответ на Страшнем Судищи Твоем, чтобы и я со всеми избранными Твоими сделался участником нетленных Твоих благ, которые Ты приготовил для любящих Тебя, Господи, в которых Ты прославлен во веки».

Кто истинно верует и кто истинно любит Господа и живет по заповедям Его, того Христос уже оправдывает и милует, и говорит им: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24).

Св. Иоанн Златоуст писал: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Здесь говорится, что Отец не судит, но послал Сына, Который, впрочем, тоже не судит, а спасает. Святой Иоанн Златоуст говорил: «Бог спасает нас, но не без нас!» 

Спасает Божественная Любовь тех, кто не противится благодати Божией. Мы сами себя губим, когда изгоняем из своей жизни Бога, живем только чисто человеческими рассуждениями, поэтому грешим, причину страданий ищем в других, часто осуждаем  всех и вся.

Христос, спасая нас, призывал нас не судить опрометчиво никого вокруг. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:1-2). Не должно забывать, что Он к этому добавлял: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.7:24).

Ещё в глубокой древности благочестивые люди знали о том, что как далеко отстоит небо от земли, так мысли Божии выше мыслей и поступков человеческих. Псалмопевец Давид восклицал: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118:137).

Как же нам, грешным, тогда возможно исполнить евангельское требование судить судом праведным и не согрешать при этом?

Вспомним отрывок из Евангелия от Матфея, хорошо всем известный (Мф. 19:16-26). Это история о богатом юноше, который обратился к Спасителю с вопросом: «Что надо сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В ответ Спаситель призвал этого юношу, утверждавшего, что он исполнял практически все требования Закона, стать ещё совершеннее: для этого ему необходимо раздать своё богатство нуждающимся и последовать за Христом. «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:22-26).

Вместе с апостолами мы можем спросить Господа: «Кто же тогда может спастись?» И звучит удивительный ответ, который мы должны хорошо запомнить: «Невозможное человекам возможно Богу».

«Да, мы стараемся жить по заповедям, но ведь не всегда получается. Мы падаем, согрешаем, нарушаем заповеди. Наверное, каждый, кто несколько раз подряд, а то и всю жизнь свою кается в одном и том же грехе, может в сердцах сказать, сознавая, что сил нет этот грех превозмочь: «Господи! Как же тогда можно спастись?!»  Но Господь уже ответил всем нам, вопрошающим: «Невозможное человекам возможно Богу».

Для того чтобы спасение было возможным, мы и совершаем великое таинство Святой Евхаристии. Мы объединяемся как община верующих в Господа Иисуса Христа. Мы укрепляем себя в вере, мы насыщаем себя благодатью через Таинства. Мы, взор свой устремляя к небу, с уверенностью взираем в будущее, «ибо невозможное человекам возможно Богу» (Из слова Святейшего Патриарха Кирилла после освящения восстановленного подворья Оптиной пустыни в Петербурге 15 сентября 2013 года).

Апостол Павел, превозмогающий все немощи и скорби, но искренне верующий и горячо любящий Господа, восклицал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»(Фил. 4:13), ибо он знал, что Бог никогда не оставит и не покинет его в дерзновенном и спасительном подвиге служения Богу и людям. Вера в Христа укрепляет человеческий дух, а если дух у человека силен, то он может с помощью Божией сделать даже человекам невозможное, не говоря уже о том, чтобы преодолеть жизненные невзгоды. «Вера действует любовью», – говорит апостол Павел. Любовь – это именно то, что придает нам силы для практического воплощения в жизнь нашей веры. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Его Жизнь, прожитая по Любви, есть наш суд, суд для тех, кто Ее не принял и не пожелал жить по Ней.

Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Христос не только исполнил за нас все требования Закона, но и восполнил Закон, Христос как бы «расплатился» вместо нас за наши прегрешения. Совершенное Богом деяние спасения было вызвано Его незаслуженной нами любовью к человечеству. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). «Ибо благодатью Вы спасены» (Еф. 2:8). Благодать Божия — это Его милость, любовь и благая воля по отношению к человеку, благодаря которым Он прощает грехи людей, достойных вечной смерти. «Благодать Божия всегда находит нас нищими, и оставляет должниками.» Мы – грешники, и поэтому мы, как  вечные должники, просим Отца Небесного оставить нам наши долги, но в той степени, как научил нас Спаситель, в какой мы оставляем долги должникам нашим (Молитва «Отче наш»). Всем нам необходимо учиться подлинному милосердию, которое выше справедливости. «Всем нам необходимо избегать порока и избирать добродетель, дабы нам не посрамиться в день откровения дел», говорит св. Иоанн Златоуст (Беседа о Страшном Суде и воздаянии).

Человек состоит из души и тела. Для полноты блаженства оправданного человека, состоящего из бессмертной души и воскресшего в новом, тонком теле, и так как участвовали в делах человека душа и тело, то и награда за гробом, по учению апостола Павла, должна быть и для души и для тела: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10).

В акафисте «О Страшном Суде Христовом» мы молимся такими словами: «Возбранный Воеводо и Господи, ада Победителю, хотяй паки приити со ангелы судити миру всему, не обличи моя тайная и лютая, сподоби мя деснаго стояния Твоего и милостию Твоею спаси мя, всегда зовуща Ти: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя по велицей милости Твоей» (Кондак 1).

Мы всегда должны готовиться к этому грядущему. И поэтому мы молимся каждый день нашему Отцу «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», «да приидет Царствие Твое», на которое мы уповаем, ибо мы исповедуем словами Символа веры тайну будущего века — «Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века». А словами просительной ектении — «Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и доброго ответа на Страшнем судищи Христове просим» - мы просим Бога дать нам умереть безболезненно и непостыдно в истинной христианской вере и благочестии и получить оправдание в час Страшного Суда Божиего.

================ххх===================

 

Вечером 6 марта 2016 года, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в Казанском кафедральном соборе состоялось Соборное чтение Книги Откровения святого Иоанна Богослова, приуроченное к Неделе о Страшном Суде. После вечернего богослужения священники и диаконы, встав в центре храма, по очереди читали Апокалипсис в синодальном переводе на русском языке.

С напутственным словом к верующим обратился клирик собора протоиерей Андрей Герасимов. В своем пастырском слове он затронул тему воскресного праздника — Недели о Страшном Суде, а также рассказал о традиции чтения Апокалипсиса.

Соборное чтение Апокалипсиса, в котором приняло участие все духовенство храма, состоялось в Казанском кафедральном соборе впервые. На чтение собрались прихожане храма и православные верующие, которые вместе с клириками читали Книгу Откровения святого Иоанна Богослова по синодальному переводу.

Апокалипсис – книга педагогическая, которая говорит нам, что никакого «конца света» не будет! Да, да – не будет, пока с нами Христос! Но если человечество потеряет веру в Бога, вместо Христа уверует в Антихриста – мнимого благодетеля человечества, то наступит то, о чем грозно вещает вся эсхатологическая символика Откровения святого Иоанна Богослова.  

Церковно-культурный проект «Соборные чтения книг Священного Писания. Церковно-общественная духовно-просветительская миссия» осуществляется при поддержке международной ассоциации «Русская культура» и миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии. Проект продолжает исконно русскую традицию: в допетровской Руси соборное чтение Апокалипсиса совершалось в Неделю о Страшном Суде представителями разных сословий в Москве, на площади перед Успенским собором, а также в других крупных городах. С 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке международной ассоциации «Русская культура» соборные чтения проходят в исторических местах Москвы и Санкт-Петербурга в преддверии Великого поста (См. http://www.pravoslavie.ru/91171.html).

Апокалипсис — последняя, пророческая книга Библии, состоящая из 22 глав. Она повествует о завершении человеческой истории — «кончине века», антихристе, воскресении мертвых, Страшном Суде, о новых земле и небе, где не будет смерти, плача, болезни и самого времени, а будет вечность.

 

======================xxx========================

 

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog