Великий Пост, его смыслы и структура

12 марта 2016

Пост установлен Церковью с це­лью содействовать христианину в духовно-нравственном совершенствовании. Во время поста чело­век учится воздержанию, учится ограничивать свои чувственные желания.

Мы, христиане, должны всегда помнить о данных при крещении обетах, о своем призвании, о том, что наша цель – спасение души, что мы постоянно должны предсто­ять пред Богом, бороться со страс­тями. Однако мы так часто забы­ваем об этом, увлекаясь житейс­кой суетой, расслабляясь духовно! Поэтому Церковь, как заботливая мать, предлагает нам особое время, чтобы вспомнить о душе, потрудиться хотя бы немного над ее исправлением.

Пост – это некое духовное уп­ражнение, инструмент, с помощью которого можно вести духовную работу, совершать восхождение по «лествице» (лестнице) добродете­лей. При этом святые отцы часто напоминают нам, что пост – это не только воздержание от некоторых видов пищи и ограничение ее ко­личества. Неядение мяса и прочих продуктов еще не означает поста. Пост включает в себя устранение от развлечений и чувственных удо­вольствий, большее вни­мание молитве, как церковной, так и домашней, чтение душеполезной литературы, и особенно, соверше­ние дел милосердия, любви, сугубое служение ближнему. Все это помогает расположить душу к добру, очистить ее от греховной скверны.

Пост существовал еще в Вет­хом Завете. Так, сорок дней постились пророки Моисей и Илия. Господь наш Иисус Христос перед выходом на общественное служение постил­ся сорок дней в пустыне.

Среди постов, установленных Церковью, главным и древней­шим является Великий пост, кото­рый также продолжается сорок дней. Его цель – подготовить христиан к главному событию церковного года – Светлому Христову Воскресению.

Святой Великий пост – это один из четырех многодневных постов годового богослужебного круга. Он именуется Великим по сравнению с остальными по протяженности и строгости воздержания. Начинает­ся он за семь недель до Пасхи – центра годового богослужебного круга.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году было постановлено праздно­вать Пасху в первый воскресный день после весеннего полнолуния, при условии, что этот день не совпадает с Пасхой иудейской, и не предваряет ее, поскольку Господь наш Иисус Христос воскрес после иудейской Пасхи.

Великому посту предшествует подготовительный период, состоя­щий из трех недель и четырех вос­кресных дней, который предупреж­дает нас о том, что скоро начнется особый период церковного года.

Первый воскресный день на­зывается «Неделей о мытаре и фарисее». На Литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее. Накануне, за всенощной, поется песнопение «Покаяния от­верзи (открой) ми двери, Жизно­давче…». В эту неделю отменяет­ся пост в среду и пятницу.

Следующий воскресный день называется «Неделей о блудном сыне». Читается Евангельский сю­жет о блудном сыне, а на всенощ­ной добавляется еще одно песно­пение: 136-й псалом «На реках Вавилонских…» Он помогает нам почувствовать себя пленником греха, которому не до радостных песен. Следующая неделя закан­чивается Мясопустной субботой, ее еще называют Вселенской ро­дительской субботой. За Мясопуст­ной субботой следует воскресенье, в которое в последний раз до Пас­хи православные христиане едят мясо.

Всего в году две Вселенские ро­дительские субботы – это Мясопустная и Троицкая, перед Пятидесят­ницей. Вселенские родительские субботы посвящены поминовению умерших. В это время Церковь пос­тановила поминать всех усопших православных христиан, не полу­чивших отпевания и поминовения.

Мясопустное воскресенье назы­вают также «Неделей о Страшном Суде». Богослужебные песнопения призывают нас помнить час смерти и Страшный Суд, но не унывать, а очищать себя постом.

Последняя неделя перед Великим постом – Сырная. Ее особенности – неядение мяса, есть можно только молочные про­дукты (притом и в среду, и в пятни­цу). В среду и пятницу произносит­ся впервые молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живо­та (жизни) моего…» с шестнадцатью покло­нами (три земных, двенадцать поясных, и еще один земной).

Заканчивается Сырная неделя воскресеньем, которое имеет на­звания: «Неделя Сырная», «Изгна­ние Адамово», «Прощеное воскре­сенье», – это последний день перед Великим постом. Богослужебные тексты говорят нам о переживани­ях Адама, который изгнан из рая и горько плачет. Это призыв к нам не унывать, не лениться, но готовить себя постом к встрече с Богом, к Светлому Христову Вос­кресению – это и есть цель поста. Вечером этого воскресного дня мы собираемся в храм на Чин Проще­ния, где просим у всех прощения, и сами прощаем всех. Без примире­ния с ближними пост и воздержа­ние бессмысленны.

Великий пост еще называют святой Великой Четыредесятни­цей. Согласно апостольским пос­тановлениям, верным повелева­ется сорок дней пред Святой Пасхой проводить в посте и молитве в под­ражание Господу нашему Иисусу Христу, Который также постился сорок дней.

Четыредесятница начинается с понедельника первой недели и кончается пятницей шестой недели, учитывая субботние и воскресные дни. Седьмая неделя – Страстная седмица – это уже не пост, а цель поста. Мы участвуем в последних днях жизни Спасителя.

Рассмотрим некоторые особен­ности Великого поста.

1. В будние дни не совершается полная Литургия.

2. По средам и пятницам слу­жится Литургия Преждеосвящен­ных Даров (младенцев не прича­щают). Эта Литургия совершается также на пятой седмице в четверг (стояние прп. Марии Египетской); на Страстной седмице – в понедельник, вторник и среду.

3. Псалтирь за седмицу прочи­тывается дважды.

4. В конце каждой службы су­точного круга читается молитва прп. Ефрема Сирина с поклонами.

5. В первые пять воскресных дней, а также в Великий Четверг и Великую Субботу совершается Божественная ли­тургия свт. Василия Великого, а не свт. Иоанна Златоуста.

6. Вечером первых четырех дней Великого поста на великом пове­черии читается Покаянный канон прп. Андрея Критского. Он разде­лен на четыре части. Полностью канон прочитывается вечером в среду на пятой седмице. Канон прп. Андрея Крит­ского вводит нас в Великий пост и представляет собой беседу кающе­гося с собственной душой.

7. В субботы и воскресенья от­меняются все богослужебные пос­товые особенности.

Наибольшей строгостью отли­чаются первая и Страстная неде­ли. Первая неделя заканчивается воскресеньем, которое имеет на­звание «Торжество Православия». Этот праздник установлен в честь победы Православия над ересью иконоборчества в 843 г.

Во второе воскресенье Велико­го поста празднуется память святи­теля Григория Паламы, закрепив­шего учение о Фаворском Свете.

Третье воскресенье является серединой Великого поста и назы­вается Крестопоклонным. На вос­кресном всенощном бдении выно­сится Честный Крест на поклоне­ние. Церковь, вспоминая крестные страдания Христа, призывает нас с большим усердием подвергать себя добровольным ограничениям.

Четвертое воскресенье посвящено памяти прп. Иоанна Лествичника, а на пятом мы вспоми­наем прп. Марию Египетскую. Преподобный Иоанн оставил нам написанную им «Лествицу» – кни­гу о том, как взойти к Богу через умерщвление страстей и стяжание добродетелей. Житие прп. Марии Египетской показывает нам вели­чайшую глубину покаяния.

Попробуем понять логику построения святой Четыредесятницы (Великого поста).

Подготовительные недели к посту – Мытаря и фарисея, Блуд­ного сына, Страшного суда, Из­гнание Адама из рая – должны нас взбодрить, пробудить к посту.

Начало поста, первые четыре дня – чтение канона прп. Андрея Критского, глубокое покаяние, настрой на весь Великий пост. Первое воскресенье – Торжество Православия – радость победы над лжеучением. Мы пони­маем, что истинная радость может быть только с Богом, в православ­ной вере.

Второе воскресенье – Григория Паламы – Бог живет в нас в Своих нетварных энергиях.

Третье воскресенье и четвертая неделя – Крестопоклонные. В сере­дине поста мы вспоминаем Крест Христов. В стихире праздника по­ется: «Днесь (сегодня) Владыка твари и Господь Славы на Кресте пригвождается… и вся терпит мене ради осужденного, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен».

Последние две недели Великого поста показывают нам глубину по­каяния святых, призывая нас очис­тить себя подвигом поста, чтобы в радости встретить Светлое Хрис­тово Воскресение. «Блаженны чис­тые сердцем, ибо они Бога узрят».

А теперь скажем кратко о суб­ботах Великого поста.

Первая суббота посвящена па­мяти вмч. Феодора Тирона. 2-я, 3-я и 4-я субботы – так называемые малые родительские субботы. Цер­ковь приглашает нас помолиться о своих усопших близких. 5-я суббота называется субботой Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы.

Упомянем еще об одном дне Великого поста – четверг 5-й сед­мицы, который имеет название «Стояние прп. Марии Египетской». Накануне на вечерней службе в среду полностью читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.

6-я неделя – Неделя Ваий – гото­вит нас к событию Входа Господня в Иерусалим. Суббота, предшествующая этому дню, называется Лазаревой, в этот день вспомина­ется воскрешение Христом четы­рехдневного Лазаря.

В пятницу заканчивается свя­тая Четыредесятница. В воскресе­нье празднуется Вход Господень в Иерусалим, другое название – Вербное воскресенье. Накануне на всенощной освящаются пальмовые ветви, у нас – вербы. Стоя в храме с вербами, мы реально пережива­ем встречу Христа.

За праздником Входа Господня в Иерусалим следует Страстная неделя. В понедельник, вторник и среду совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В эти дни читаются Евангелия, где говорится о событиях, предшествующих стра­даниям Господа, об обличении фа­рисеев, о проклятии смоковницы, а также притчи о злых виноградарях и двух сыновьях. Прочитывается все Четвероевангелие, до середи­ны 13-й главы от Иоанна.

Основные богослужебные темы понедельника: ветхозаветный прообраз Христа – Иосиф, невинный страдалец, проданный на поги­бель неправедными братьями; так и Христос предан иудеями. Вторая тема – проклятие смоковницы – кто не приносит плод духовный, будет отвергнут Богом.

Тема вторника – Страшный Суд: «Помни, душа, кончину свою и при­уготовляйся к встрече с Богом». Эта же тема и в притче о десяти девах.

В среду последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина, с это­го дня земные поклоны отменяются, кроме как перед святой Плащаницей.

Иерей Георгий Кобрин

P.S.             Христианство есть религия аскетическая, призванная врачевать человеческую поврежденность и возводить нас к совершенству. В христианстве аскеза понимается как устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Задача аскетической жизни – очищение сердца и ума для принятия Бога всем человеческим существом, богообщения и в конечном счете – обожения.

Аскетическое богословие – богословская дисциплина, изучающая и разрабатывающая принципы и методы тренировки человеческого тела и воли с целью очищения души от страстей и греховных помыслов и подчинения тела человека его воле, его духу, формирования целомудренной личности.

С авторским курсом «Введение в аскетику» можно ознакомиться на сайте строящегося храма Прмц. Марии Гатчинской в г. Санкт-Петербурге (Фрунзенский район) по ссылке:  http://mariyagatchinskaya.ru/category/news/

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog