НАЧАЛО УСПЕНСКОГО ПОСТА

14 августа 2016

Всенощная и литургия 13-14 августа, открывающие Успенский пост, посвящены трем праздникам: Происхождению (изнесению) Честных Древ Животворящего Креста Господня; празднеству Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (Медовый Спас); семи мученикам Макавейским. На всенощной выносится Крест для поклонения, на литургии – освящается вода и мед. Поется тропарь Кресту: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство. Праздничные всенощное бдение и позднюю Божественную  литургию в Казанском кафедральном соборе совершил настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора.

 С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история праздника. Празднование было установлено в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе.

Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях во всем мире. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 1 августа по старому стилю, а ныне по новому 14 августа, часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся в церкви во дворце византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось освящение воды.

Затем две недели эту святыню носили по городу и служили молебны «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа, а по новому стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских булгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись Святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе утверждение и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Булгары были разбиты и обращены в бегство.

По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Празднование в честь Всемилостивого Спаса гораздо глубже, чем воспоминание о военных победах. Это прежде всего праздник веры в безграничное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей благости необычайно близок к человеку и готов защитить его от всяких бед и напастей. Эта мысль оказалась весьма близка верующим сердцам русских людей. Отсюда и убеждение, что нравственная, духовная сила превосходит силу грубую физическую. С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия, и заповедь о милосердии старались сделать законом жизни.

Совершая празднество в честь креста Господня, Святая Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего и нас ограждал от всех врагов видимых и невидимых на всех путях нашей жизни.                 См.: http://przd.ru/

 P.S.   Согласно Типикону (Богослужебному Уставу) в Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».  К сожалению, несмотря на указание Типикона, точная дата дня крещения Руси нам достоверно неизвестна, а потому в день блаженного успения святого князя Владимира 15 июля (старого стиля) мы вспоминаем не только его как самого великого просветителя нашего, но и величайшее событие - просвещение Руси благодатью святого крещения, осуществленное в 988 году князем Владимиром на государственном уровне.

В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника (по Типикону этот праздник относился сначала к малым, позднее к средним праздникам), а также обратился к государственному руководству России, Украины и Беларуси «с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (Определение «О единстве Церкви»). В июле 2008 года указом Президента Украины был учрежден праздник, именуемый Днем Крещения Киевской Руси — Украины, который отныне отмечается ежегодно 28 июля — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В России законопроект о включении Дня Крещения Руси в число памятных дат был разработан Министерством культуры во исполнение поручений Президента РФ Д.А. Медведева от 14 августа 2009 года и председателя Правительства РФ В.В. Путина от 27 августа того же года. Проект закона был рассмотрен на заседании Президиума Правительства РФ 16 февраля 2010 г. 21 мая 2010 г. законопроект был принят Государственной Думой ФС РФ и 26 мая 2010 года одобрен Советом Федерации ФС РФ. «Федеральный закон направлен на юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности". Федеральным законом РФ перечень памятных дат Российской Федерации в 2010 году дополнился новой памятной датой: 28 июля (а по юлианскому календарю, т.е. по старому стилю, 15 июля) — День Крещения Руси.

Наша фотогалерея на Flickr:    https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157672449082605

 

 

 

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog