В канун праздника Успения Божией Матери в Казанском соборе совершено всенощное бдение

27 августа 2016

В канун праздника Успения Божией Матери в Казанском кафедральном соборе 27 августа 2016 года совершено всенощное бдение с литией, которое возглавил протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора. На полиелее из алтаря была вынесена плащаница с изображением Успения Божией Матери. После чтения Евангелия хор духовенства Казанского собора под руководством протодиакона Василия Маркова пропел полагающуюся по Уставу умилительную стихиру.

Евангелие полагается читать обычное в богородичные праздники на утрени — о посещении Пресвятой Богородицей праведной Елисаветы (Лк. 1:39—49, 56), как яснее всего изображающее словами прав. Елисаветы и самой Пресвятой Девы, вдохновенными Духом Святым, величие Богоматери.

 

Стихира после Евангелия

   Тогда как все другие песни праздника дышат радостью о успении Богоматери, которое было собственно Ее воскресением к будущей жизни, эта стихира, служащая припевом к покаянном у 50-му псалму, есть плач у одра умирающей Богоматери: она рисует картину Ее последних минут, как одр Ее окружали апостолы и плакали над ним во главе с апостолом Петром; и заключается стихира скорбной молитвою о сохранении Богородицею Ее паствы, которая, конечно, есть весь христианский мир, от всего угрожающего ей.

    По 50-м псалме стихира, глас 6.

    Византиево163.

   Егда́ преставлéние пречи́стаго Твоегó тéла готовля́шеся, тогда́ апóстоли обстоя́ще одр, с трéпетом зря́ху Тя; и óви ýбо взира́юще на тéло, ýжасом одержи́ми бя́ху, Петр же со слеза́ми вопия́ше Ти: о Дéво, ви́жду Тя я́сно простéрту прóсту, живота́ всéх, и удивля́юся в Нéйже всели́ся бýдущия жи́зни наслаждéние. Но, о Пречи́стая, моли́ся прилéжно Сы́ну и Бóгу Твоемý спасти́ся ста́ду Твоемý невреди́му.

    Когда подготовлялось преставление пречистого Твоего тела, тогда апостолы, окружая164 одр, с трепетом смотрели на Тебя, и одни, взирая на тело, были одержимы изумлением, а Петр со слезами восклицал Тебе: о Дева, явственно вижу Тебя прямо165 простертой166, жизнь всех167, и удивляюсь168(Той), в Которой вселилось наслаждение будущей жизнью169; но, о Пречистая, молись усердно Сыну и Богу Твоему о сохранении невредимым170 стада171 Твоего.

Примечание 1

163   Под явным псевдонимом «Византиец» скрывается, должно быть, император Лев VI Мудрый (†911 г.)

164    περικυκλόω — окружать со всех сторон.

165   ὕπτιος (от ὑπό под) — откинутый назад, на спину, навзничь, плоский, ровный (лат. supinus).

166   ἁπλόω — делать простым (LХХ Иов 22·3), протягивать, простирать; др.— поэт., в прозе поздн.

167   Богословски очень смелое наименование Пресвятой Богородицы; др.— слав. «живот всех».

168    καταπλήττω — поражать, устрашать, изумлять, смущать.

169    Τ.е. вселился Христос, Который для всех станет наслаждением в будущей жизни (точнее в греч.: Который есть вкушение будущей жизни). Поразительный контраст к смерти.

170    ἄτρωτος — нераненый, неуязвимый.

171   Греч. и др.-слав. «граду».

 

Тропарь

   Чтобы раскрыть саму сущность события, что обычно делается в тропаре, настоящий тропарь сопоставляет празднуемое событие — Успение Богоматери — с наиважнейшим событием в жизни Богоматери — с рождением Ею Сына Божия и находит прежде всего между ним соответствие в том, что то и другое совершенно выходили из границ природы, и первое было обусловлено вторым: став Матерью Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть в собственном смысле, а только перейти к настоящей жизни от этой призрачной и неполной; чрез это событие получает соответствующее значение и для нас: избавление молитвами Богоматери душ наших от смерти.

 

    Тропарь, глас 1

   В рождествé дéвство сохрани́ла еси́, во успéнии ми́ра не оста́вила еси́, Богорóдице; преста́вилася еси́ к животý, Ма́ти сýщи Живота́, и моли́твами Твои́ми избавля́еши от смéрти дýши на́ша.

    При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила129 мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь130 от смерти души наши.

Примечание 2

129    καταλείπτω — оставлять, покидать, предоставлять.

130   Наст. вр. общ. з. прич.

     Кондак и икос

   Кондак изображает событие, в дополнение к тропарю, по его практическому значению для нас, указывая в Преставившейся неусыпную молитвенницу за нас. Икос, в древности открывавший собою ряд такого же рода песней, просит у Христа содействия к достойному воспеванию Его Матери, именно как (соотв. кондаку) «стены мира».

   Составлены преп. Космою Маюмским в VIII в.  

 Кондак, глас 2

   В моли́твах Неусыпа́ющую Богорóдицу и в предста́тельствах непрелóжное Упова́ние гроб и умерщвлéние не удержа́ста: я́коже бо Живота́ Ма́терь к животý преста́ви во утрóбу Всели́выйся приснодéвственную.

    Богородицу, неусыпную292 в молитвах и необманчивую293 надежду в защите, не удержали гроб и смертность; ибо Ее как Мать Жизни преставил к жизни Поселившийся в (Ее) всегда девственной294 утробе.  

 Икос

   Огради́ моя́ помышлéния, Хри́сте мой: и́бо стéну ми́ра воспéти дерза́ю, чи́стую Ма́терь Твою́; на столпé глагóл укрепи́ мя и в тя́жких мы́слех заступи́ мя: Ты бо взыва́ющих и прося́щих вéрою молéния исполня́еши. Ты мне ýбо да́руй язы́к принóсен и пóмысл непосты́ден: вся́ко бо дая́ние сия́ния от Тебé низпосыла́ется, Светопода́телю, во утрóбу всели́выйся Приснодéвственную.

    Огради295 мои мысли, Христе296 мой, ибо я дерзаю воспеть стену мира — Пречистую Твою Мать; на башне297 слов укрепи меня  дай мне мощную речь, чтобы она покоряла других. и в полновесных298 мыслях помоги299 мне  внуши мне основательные (солидные) мысли., ибо Ты взывающим (к Тебе)300 и просящим с верою исполняешь прошения; подай же мне язык301 богатый302 и мысль безупречную303; ибо всякий дар304 просвещения посылается от Тебя, Светоподатель305, поселившийся во всегда девственной306 утробе.

Примечание 3

292    ἀκοίμητος — неусыпный; поэт, контраст к наименованию праздника.

293    ἀμετάθετος — неизменный, твердый; у LХХ (3 Макк 5:1), Поливия II в. доΡ.Χ. и поздн.

294    αειπάρθενος — всегда девственная (у Софокла V в. до Ρ.Χ. так называется Эринния — богиня мести, у Филона I в. — суббота, у Диона Кассия III в. — весталки; о Богородице у Ипполита, Петра Алекс. III в., Дидима IV в., Енифания IV-V в. и поздн.; о христианских девственницах у Евсевия Кес., Пахомия IV в. и др.). — Здесь ненарушимое (нетленное) девство ставится в связь с жизнью вечною.

295   От неблагоговейного размышления о чистейшей Деве и от сомнения в силе Ее молитв.

296   Греч. и др.-слав. «Спасе».

297    πύργος — башня, перен. — защита, оплот (еще значит: мезонин, на др.-поэт. яз. — стена, строй войска — карре).

298    βαρύς — тяжелый, тягостный, трудный, о войске — тяжеловооруженный, о звуке — сильный.

299    ὀχυρόω — укреплять.

300   Греч. и др.-слав. «Ты бо в(о)зываеши», т.е. «говоришь», «обещаешь исполнить» (греч. неопр. накл., др.-слав. «исполняя — моления...»).

301   Греч. и др.-слав. «языка (приношение)».

302    προφορά — произнесение, произношение; поздн. (с III в.).

303    ἀκαταίσχυντος — непосрамимый, неунижаемый; редк. сл.

304    δόσις — давание, дарение, даяние, дар, подарок, доза (процесс дара, а дар, как предмет — δω̑ρον).

305    φωταγωγός — (пр)освещающий, освещение, озарение; у Варнавы I в. (об ангелах), Климента Ал. III в. (о солнце) и поздн. — По Иак. 1.17.

306   Приснодевство ставится в связь со светом Божественным.

 http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/uspenie-presvjatoj-bogoroditsy/

 

Наша фотогалерея на Flickr:  https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157671849108400

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog