В канун праздника Успения Божией Матери в Казанском соборе совершено всенощное бдение
27 августа 2016В канун праздника Успения Божией Матери в Казанском кафедральном соборе 27 августа 2016 года совершено всенощное бдение с литией, которое возглавил протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора. На полиелее из алтаря была вынесена плащаница с изображением Успения Божией Матери. После чтения Евангелия хор духовенства Казанского собора под руководством протодиакона Василия Маркова пропел полагающуюся по Уставу умилительную стихиру.
Евангелие полагается читать обычное в богородичные праздники на утрени — о посещении Пресвятой Богородицей праведной Елисаветы (Лк. 1:39—49, 56), как яснее всего изображающее словами прав. Елисаветы и самой Пресвятой Девы, вдохновенными Духом Святым, величие Богоматери.
Стихира после Евангелия
Тогда как все другие песни праздника дышат радостью о успении Богоматери, которое было собственно Ее воскресением к будущей жизни, эта стихира, служащая припевом к покаянном у 50-му псалму, есть плач у одра умирающей Богоматери: она рисует картину Ее последних минут, как одр Ее окружали апостолы и плакали над ним во главе с апостолом Петром; и заключается стихира скорбной молитвою о сохранении Богородицею Ее паствы, которая, конечно, есть весь христианский мир, от всего угрожающего ей.
По 50-м псалме стихира, глас 6.
Византиево163.
Егда́ преставлéние пречи́стаго Твоегó тéла готовля́шеся, тогда́ апóстоли обстоя́ще одр, с трéпетом зря́ху Тя; и óви ýбо взира́юще на тéло, ýжасом одержи́ми бя́ху, Петр же со слеза́ми вопия́ше Ти: о Дéво, ви́жду Тя я́сно простéрту прóсту, живота́ всéх, и удивля́юся в Нéйже всели́ся бýдущия жи́зни наслаждéние. Но, о Пречи́стая, моли́ся прилéжно Сы́ну и Бóгу Твоемý спасти́ся ста́ду Твоемý невреди́му.
Когда подготовлялось преставление пречистого Твоего тела, тогда апостолы, окружая164 одр, с трепетом смотрели на Тебя, и одни, взирая на тело, были одержимы изумлением, а Петр со слезами восклицал Тебе: о Дева, явственно вижу Тебя прямо165 простертой166, жизнь всех167, и удивляюсь168(Той), в Которой вселилось наслаждение будущей жизнью169; но, о Пречистая, молись усердно Сыну и Богу Твоему о сохранении невредимым170 стада171 Твоего.
Примечание 1
163 Под явным псевдонимом «Византиец» скрывается, должно быть, император Лев VI Мудрый (†911 г.)
164 περικυκλόω — окружать со всех сторон.
165 ὕπτιος (от ὑπό под) — откинутый назад, на спину, навзничь, плоский, ровный (лат. supinus).
166 ἁπλόω — делать простым (LХХ Иов 22·3), протягивать, простирать; др.— поэт., в прозе поздн.
167 Богословски очень смелое наименование Пресвятой Богородицы; др.— слав. «живот всех».
168 καταπλήττω — поражать, устрашать, изумлять, смущать.
169 Τ.е. вселился Христос, Который для всех станет наслаждением в будущей жизни (точнее в греч.: Который есть вкушение будущей жизни). Поразительный контраст к смерти.
170 ἄτρωτος — нераненый, неуязвимый.
171 Греч. и др.-слав. «граду».
Тропарь
Чтобы раскрыть саму сущность события, что обычно делается в тропаре, настоящий тропарь сопоставляет празднуемое событие — Успение Богоматери — с наиважнейшим событием в жизни Богоматери — с рождением Ею Сына Божия и находит прежде всего между ним соответствие в том, что то и другое совершенно выходили из границ природы, и первое было обусловлено вторым: став Матерью Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть в собственном смысле, а только перейти к настоящей жизни от этой призрачной и неполной; чрез это событие получает соответствующее значение и для нас: избавление молитвами Богоматери душ наших от смерти.
Тропарь, глас 1
В рождествé дéвство сохрани́ла еси́, во успéнии ми́ра не оста́вила еси́, Богорóдице; преста́вилася еси́ к животý, Ма́ти сýщи Живота́, и моли́твами Твои́ми избавля́еши от смéрти дýши на́ша.
При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила129 мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь130 от смерти души наши.
Примечание 2
129 καταλείπτω — оставлять, покидать, предоставлять.
130 Наст. вр. общ. з. прич.
Кондак и икос
Кондак изображает событие, в дополнение к тропарю, по его практическому значению для нас, указывая в Преставившейся неусыпную молитвенницу за нас. Икос, в древности открывавший собою ряд такого же рода песней, просит у Христа содействия к достойному воспеванию Его Матери, именно как (соотв. кондаку) «стены мира».
Составлены преп. Космою Маюмским в VIII в.
Кондак, глас 2
В моли́твах Неусыпа́ющую Богорóдицу и в предста́тельствах непрелóжное Упова́ние гроб и умерщвлéние не удержа́ста: я́коже бо Живота́ Ма́терь к животý преста́ви во утрóбу Всели́выйся приснодéвственную.
Богородицу, неусыпную292 в молитвах и необманчивую293 надежду в защите, не удержали гроб и смертность; ибо Ее как Мать Жизни преставил к жизни Поселившийся в (Ее) всегда девственной294 утробе.
Икос
Огради́ моя́ помышлéния, Хри́сте мой: и́бо стéну ми́ра воспéти дерза́ю, чи́стую Ма́терь Твою́; на столпé глагóл укрепи́ мя и в тя́жких мы́слех заступи́ мя: Ты бо взыва́ющих и прося́щих вéрою молéния исполня́еши. Ты мне ýбо да́руй язы́к принóсен и пóмысл непосты́ден: вся́ко бо дая́ние сия́ния от Тебé низпосыла́ется, Светопода́телю, во утрóбу всели́выйся Приснодéвственную.
Огради295 мои мысли, Христе296 мой, ибо я дерзаю воспеть стену мира — Пречистую Твою Мать; на башне297 слов укрепи меня дай мне мощную речь, чтобы она покоряла других. и в полновесных298 мыслях помоги299 мне внуши мне основательные (солидные) мысли., ибо Ты взывающим (к Тебе)300 и просящим с верою исполняешь прошения; подай же мне язык301 богатый302 и мысль безупречную303; ибо всякий дар304 просвещения посылается от Тебя, Светоподатель305, поселившийся во всегда девственной306 утробе.
Примечание 3
292 ἀκοίμητος — неусыпный; поэт, контраст к наименованию праздника.
293 ἀμετάθετος — неизменный, твердый; у LХХ (3 Макк 5:1), Поливия II в. доΡ.Χ. и поздн.
294 αειπάρθενος — всегда девственная (у Софокла V в. до Ρ.Χ. так называется Эринния — богиня мести, у Филона I в. — суббота, у Диона Кассия III в. — весталки; о Богородице у Ипполита, Петра Алекс. III в., Дидима IV в., Енифания IV-V в. и поздн.; о христианских девственницах у Евсевия Кес., Пахомия IV в. и др.). — Здесь ненарушимое (нетленное) девство ставится в связь с жизнью вечною.
295 От неблагоговейного размышления о чистейшей Деве и от сомнения в силе Ее молитв.
296 Греч. и др.-слав. «Спасе».
297 πύργος — башня, перен. — защита, оплот (еще значит: мезонин, на др.-поэт. яз. — стена, строй войска — карре).
298 βαρύς — тяжелый, тягостный, трудный, о войске — тяжеловооруженный, о звуке — сильный.
299 ὀχυρόω — укреплять.
300 Греч. и др.-слав. «Ты бо в(о)зываеши», т.е. «говоришь», «обещаешь исполнить» (греч. неопр. накл., др.-слав. «исполняя — моления...»).
301 Греч. и др.-слав. «языка (приношение)».
302 προφορά — произнесение, произношение; поздн. (с III в.).
303 ἀκαταίσχυντος — непосрамимый, неунижаемый; редк. сл.
304 δόσις — давание, дарение, даяние, дар, подарок, доза (процесс дара, а дар, как предмет — δω̑ρον).
305 φωταγωγός — (пр)освещающий, освещение, озарение; у Варнавы I в. (об ангелах), Климента Ал. III в. (о солнце) и поздн. — По Иак. 1.17.
306 Приснодевство ставится в связь со светом Божественным.
http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/uspenie-presvjatoj-bogoroditsy/
Наша фотогалерея на Flickr: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157671849108400