Кинолекторий. Лекция проф.-прот. Георгия Митрофанова 16 сентября 2016

16 сентября 2016

В культурно-просветительском центре Казанского кафедрального собора 16 сентября 2016 года возобновил свою работу кинолекторий профессора СПб Духовной Академии, доктора богословия протоиерея Георгия Митрофанова «Историческая судьба России в отечественном кинематографе».

На примере фильма Павла Чухрая «Вор», вышедшего на экраны в 1997 году, состоялось обсуждение темы «Крестный отец в советском интерьере».

Участники встречи посмотрели фрагменты картины, после чего отец Георгий проанализировал их, разъясняя смысл и историческую подоплеку.

«Вор» — одна из лучших кинокартин 1990-х годов. Лента создана Павлом Чухраем в определенном контрапункте с фильмами его отца, режиссера Григория Чухрая, в частности с «Балладой о солдате». Однако в высшей степени актуальный для своего времени «Вор» снят в иной, далеко не романтической манере. Настоящим прорывом в кинокарьере стала работа в фильме актеров Владимира Машкова и Екатерины Редниковой.

Прежде чем говорить о теме фильма, в центре которого трагическая история маленького мальчика и его мамы, встретивших на своем пути вора, который изменил их жизнь, нужно сделать небольшой исторический комментарий. 

«Ни в одной стране мира столько людей (в процентном отношении к общему числу населения и за столь короткий срок) не прошло лагеря и тюрьмы, как у нас, — отметил отец Георгий. — И большая часть тех, кто попал в заключение или стал спецпереселенцем, были безвинны. Они испытали на себе весь ужас карательной системы и террора уголовников. И если до революции на каторге политические заключенные пользовались определенными привилегиями по сравнению с уголовниками, в советской системе наказания все было наоборот. Эта приобщенность десятка миллионов людей к теме лагерной жизни, привела к тому, что блатной язык и стилистика отношений укоренились в обычной жизни. Более того, возник феномен: в послевоенное время образ блатного становится своеобразным архетипом сознания советской молодежи. Фильм “Вор” во многом помогает объяснить, почему для нескольких поколений в качестве идеала выступает уголовник».

Причин тому несколько. Во-первых, дети 40-х годов ХХ века — это поколение безотцовщины. После Великой Отечественной войны огромное количество молодых активных мужчин было выброшено из жизни, а одинокие женщины, попавшие в тяжелейший водоворот советского времени, должны были воспитывать своих детей в неполных семьях. Любой ребенок должен формироваться в нормальной, полноценной семье, которых в то время было немного. И в качестве псевдоотца, примера для подражания для многих становится именно блатной, уголовник.

Но для более глубокого понимания этого процесса нужно увидеть, почувствовать атмосферу жизни того времени. Выразительная по содержанию сцена фильма: мать с 6-летним сыном едут в поезде и встречают главного героя, который представляется военным офицером.

«Никогда советские люди так много не перемещались в поисках лучшей доли, как в послевоенное время, — отмечает отец Георгий. — Везде человеку живется плохо, он срывается с места, а отсутствие дома, корней губительно сказывается на семейной жизни. Показателен и эпизод с заселением в коммунальную квартиру. Это целый пласт сознания. В советском союзе люди жили в местах заключения, но с разным режимом: от лагерного барака до казенной квартиры. Только те, кто жил в условиях коммуналки, могут понять слова французского философа Жана-Поля Сартра “Ад – это другие”. В таком общежитии сталкивались люди совершенно разного социального положения, культуры, чуждые друг другу, но вынужденные жить бок о бок. Нельзя спрятаться, расслабиться даже в стенах собственного дома: приходится подстраиваться, согласовывать свои действия. В этом перманентном “Ноевом ковчеге” постоянно возникают враждебные отношения».

О советском времени часто говорят: жили бедно, стесненно, но высокодуховно. Какой пример мы видим в фильме? В условиях общего сосуществования многих семей, родителей и детей у взрослых часто не было возможности нормально построить свою жизнь, интимные отношения. Детвора большую часть своего времени проводит во дворе, где их ждет встреча с жестокими законами и коллективом сверстников, в котором необходимо себя утвердить.

«Обратите внимание, как дети во дворе принимают главного героя – вора Толяна, они чувствуют его грубую физическую силу. Он вызывает у них ощущение, что это некий новый хозяин двора. Даже взрослые – свидетели сцены разборки, не участвуют в ней, а лишь наблюдают. По своему горькому опыту они знают, как легко можно осложнить себе жизнь, вмешавшись во что-то», — заключает лектор.

Следующая показательная сцена – празднование, в котором участвуют все жильцы коммуналки. Она пропитана фальшью: и праздник, устроенный вором Толяном, чтобы обмануть соседей (позднее он обворовывает квартиру), и фронтовая песня, звучащая из уст этого человека, который никогда не воевал, и сосед Давид Соломонович, произносящий формальный тост за Сталина. Но эта фальшь, ложь помогает людям выживать, адаптироваться в быту.

Кроме того, люди живут в атмосфере нескончаемой борьбы с врагами, их поиска. Здесь показательно то, как вор объясняет ребенку, зачем ему нужно залезть в квартиру. Это квартира врага, а с врагом можно действовать без правил и принципов.

«Атмосферу тотальной лжи и страха, которая пронизывала жизнь советских людей, хорошо иллюстрирует анекдот. При Сталине, как в трамвае: одни сидят, остальные стоят и трясутся, — комментирует отец Георгий. — Эта уязвимость человека, его обреченность, возможность быть арестованным ни за что формировала закомплексованных, запуганных людей. Дети, не понимая этих обстоятельств, видели своих трусливых, постоянно лгущих родителей. И вдруг подростки, росшие без отцов и проводившие время во дворах, встречали совсем иных людей. Чаще всего это были старшие сверстники, приобщенные к блатному миру, начинающие уголовники. Это была единственная категория людей, которая, в отличие от остальных, не боялась противопоставить себя окружающему миру, не боялась попасть в тюрьму. Их дерзость, храбрость, напор вызывали расположение. К таким людям тянулись».

Для детей блатной стал настоящим героем, живущим по принципу «хоть день да мой». И это заведомо губительный путь развития. Парадокс состоял в том, что те, кто боялся и лгал, пресмыкался, пытались слабыми силами, но созидать, а философия сильных и уверенных в себе блатных состояла в бесконечном потреблении, разрушении и жизни за счет других.

«Покажи, что за это эскимо ты порвешь любого», — наставляет вор Толян мальчика в фильме. И ребенок готов воспринимать ту звероподобную мораль, которую предлагает ему псевдоотец-уголовник, выдающий себя за военного. На груди этого антигероя красуется татуировка Сталина. По сути, это духовный собрат Толяна, дореволюционный уголовник, утвердивший в стране вопреки вековым законам свои понятия, свою мораль, с которой живут и обычные люди, и руководители, и представители закона и госбезопасности.

В фильме мы постоянно сталкиваемся с интонациями уголовников, сегодня они слышны в самых разных слоях общества. В свое время Солженицын с ужасом констатировал, оказавшись в Московском университете в конце 1950-х годов, огромное количество блатных выражений в речи обычных студентов. Употребление фени, ненормативной лексики стало нормой.

Еще одна важная деталь, которую подметил отец Георгий в картине: в качестве тюрьмы, в которую попадает вор Толян, мы видим бывший монастырь. Последние монастыри в СССР были закрыты в 1934 году, в это самое время начинает разрастаться система ГУЛАГа. Монастыри  часто использовались как колонии, психиатрические, венерологические больницы. «И здесь можно усмотреть дьявольскую пародию, — объясняет отец Георгий. — В монастырь человек приходит свободно, в лагерь его приводят силой, в монастыре он совершенствует себя через послушания и ограничения в пище, а в лагере все эти атрибуты — лишение сна, голод, тяжелый труд навязывают ему, чтобы он деградировал».

Возвращаясь к сюжету фильма, надо отметить глубокую трагедию мальчика. Мы видим его уже подросшим, потерявшим мать и живущим в детдоме. При случайной встрече с вором Толяном он решает отмстить ему за растоптанную жизнь матери, за свои обманутые ожидания. Подросток убивает главного героя, тем самым предопределяя свою дальнейшую судьбу. Далее мы переносимся в его взрослую жизнь и видим уже крепкого мужчину, военного офицера, воюющего в одной из горячих точек. В душе героя нет мира. На его плече каинова печать – татуировка барса, точно такая же красовалась на плече вора Толяна. И это знак принадлежности героя к подобным людям.

«Фильм рождает трагическое ощущение нашего духовного неблагополучия, невозможности прервать череду грехов, совершаемых отцами в отношении детей. А зловещее название фильма приобретает более мрачный, тотальный характер. Воровской взгляд на мир с успехом тиражируется и в наше время», — подвел итог своих размышлений о фильме «Вор» отец Георгий.

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)