Встреча с методистами Центрального района состоялась в Казанском соборе

26 сентября 2016

В Казанском соборе 26 сентября 2016 года состоялась встреча сотрудников Информационно-методического центра Центрального района в рамках программы «Православный путь веры».

Руководитель программы протоиерей Михаил Шастин на простом и понятном языке рассказал слушателям о сущности православной веры, значении Святых Христовых Тайн и возможностях реализации личного чувства веры. Подобные встречи в формате беседы помогают педагогам встать на путь личного воцерковления, повысить профессиональную квалификацию и общекультурный уровень.

«Встречи в Казанском соборе посвящены в первую очередь той практике и традиции христианской веры, которую мы во многом потеряли за годы советской атеистической власти, – пояснил отец Михаил. – Мы стремимся к тому, чтобы люди, приходя в храм, понимали смысл происходящих там действий и суть православных традиций».

Протоиерей Михаил Шастин предложил гостям поразмышлять о том, что такое вера. В ходе беседы было достигнуто понимание того, что вера – это внутреннее состояние человека, часть нашей души. И поскольку душевное состояние человека первичнее по отношению к разуму и наши чувства определяют жизнь, формирование мира своей души, своих чувств – это первостепенная задача в жизни человека.

«Среди всех наших чувств наиболее ярким, значащим и всеобъемлющим является любовь, – продолжил отец Михаил. – Чувство любви связывает нас с окружающим миром, выражает наше отношение к нему. Поиск состояния радости и мира в душе во многом ассоциируется именно с чувством любви. А самым глубоким и искренним его проявлением является чувство веры, ведь мы в полноте своего сердца доверяем тем, кого любим. Именно поэтому отношения человека с Богом называются верой. Вера – есть в первую очередь любовь человека к Богу».

По словам отца Михаила, каждый человек стремится выразить свое чувство любви. Оно не может не выражаться в действии, глубокое чувство не бывает совершенно невыражаемым: «Вера без дел мертва…» (Иак. 2:17–26). И когда человек говорит, что он верит в Бога, но его вера находится глубоко в сердце – это не является искренним глубоким чувством, которое созидает нашу жизнь и наполняет ее смыслом. Выражения нашего глубокого чувства складываются в целую традицию передачи веры и культуру, которая формирует наше сознание.

Отец Михаил рассказал слушателям о христианской традиции, которую оставил нам Иисус Христос: «Бог в христианстве – это, в первую очередь, личность. Именно поэтому мы говорим об отношениях человека с Богом. Каждый человек лично выстраивает свои отношения с Богом и несет ответственность за то, чего он достиг и как смог выразить свое чувство. Будучи единой личностью, Бог предстает перед нами в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог – Дух Святой. Данная истина была утверждена в IV веке на Вселенском соборе». Протоиерей Михаил Шастин подробно остановился на истории утверждения Символа Веры – молитве, которая в Таинстве Крещения является присягой веры. Он указал на то, что Господь проявил силу, чтобы сохранить истину и предание в условиях, когда большинство людей противостояло Его учению.

Слушатели узнали о предназначении Иисуса Христа быть спасителем человечества. Его роль заключается не в утверждении нравственных ценностей, которые есть не только в христианстве. Христос показал новое именно в факте Воскресения – продолжение жизни является новой и главной целью христианства. Смысл христианства заключается в том, чтобы снова и снова иметь надежду на продолжение жизни с Богом.

Человек может верить в Бога или не верить, это его свободный выбор, заставить верить нельзя. Вся жизнь человека, по сути, является ответом на вопрос «Хочет он быть с Богом или нет?». Смысл веры – желание быть с Богом, а целью христианской жизни является одно-единственное утверждение: «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (1 Кор. 15:1–19).

«Как мы можем выразить свое желание быть с Богом здесь, на земле? – задается вопросом отец Михаил. – Накануне своей смерти Иисус Христос встречается с двенадцатью своими самыми близкими учениками на Тайной вечере. Там Он сотворил преломление хлеба и раздал вино, то есть утвердил Таинство Причастия – прямое общение с Богом. И сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Сама Церковь выросла именно из этого Таинства, и по сей день христиане совершают его за богослужением. Таинство Литургии – это повторение той самой Тайной вечери. Именно так мы подчеркиваем свое желание быть с Богом и, принимая Пречистые Тело и Кровь Христовы, становимся сопричастниками Его Божества. В этом заключается главный смысл существования Церкви».

«Традиция выражения и совершения этого Таинства берет свое начало с самых первых веков христианства. Христианская традиция – это опыт живых людей, которые запечатлели выражение своих чувств и эмоций по отношению к Богу. Ими созданы иконы, песнопения и большая часть той традиции, которая существует в храме», – подвел итог своих рассуждений отец Михаил.

В завершение встречи для сотрудников ИМЦ была проведена экскурсия по Казанскому собору. Особое внимание было уделено Казанской иконе Божией Матери – главной святыне Казанского собора, хранительнице города на Неве. История святыни была представлена как пример живого выражения чувств верующих людей, которое формирует благоговейное отношение к православным реликвиям.

Программа «Православный путь веры», открытая в культурно-просветительском центре Казанского собора в 2014 году, предоставляет ее участникам возможность личностного осознанного воцерковления. В рамках программы проходит три беседы со священником, в ходе которых он, выстраивая диалог с аудиторией в неформальной обстановке, доступно излагает правильное понимание православного учения, свободное от неверных и устоявшихся стереотипов. Беседы дополняются экскурсиями по храмам, иллюстрирующими обсуждаемые темы.

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)