В Крещенский сочельник митрополит Варсонофий совершил литургию и чин великого освящения воды в Казанском кафедральном соборе
18 января 2017В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января 2017 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков.
После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.
Проповедь после запричастного стиха произнес иерей Кирилл Дашевский.
По заамвонной молитве митрополит Варсонофий совершил чин великого освящение воды.
После отпуста Божественной литургии митрополит Варсонофий и сослужащее духовенство в центре храма перед зажженной свечой пропели тропарь и кондак Крещению Господню.
Владыка митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом.
"По окончании Божественной литургии во время освящения воды мы слышали голос Церкви, которая призывает нас идти на Иордан, где сегодня раздается особая благодать — дар духа премудрости, разума, страха Божия явившегося Христа, — сказал владыка. — Господь пришел на Иордан во плоти и благодати, погрузился в воды и освятил их. Мы знаем, что сошествие Спасителя во Иордан является образом Его смерти и погребения. Когда мы принимаем крещение, нас тоже окунают в воду, где наш ветхий человек со страстями и пороками умирает. Взамен рождается новый — для Царствия Божия".
"Господь после Иордана пошел в Иудейскую пустыню, где боролся с диаволом, который искушал Его, чтобы свернуть с правильного пути. Так же каждый из нас проходит свою духовную пустыню, — продолжил архипастырь. — В ней он сталкивается со злом мира сего. Редкий человек выходит из нее победителем. Чаще всего мы теряем благодать Божию, которую получаем при крещении. Когда мы приобретаем склонность к каким-то грехам, благодать Божия покидает нас. Мы остаемся одни. Поэтому если мы согрешили после крещения, то должны покаяться и начать исправление".
"Кроме того, Спаситель дал в помощь святую воду, которую мы должны употреблять с благоговением в течение года, освящать жилище, пить натощак для очищения души и тела", — заключил правящий архиерей, поздравив верующих с наступающим праздником Крещения Господня и пожелав в эти дни вкусить обильной благодати Божией.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января старого стиля и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало святкам, праздничным дням «от звезды и до воды», означающим период между праздником Рождества Христова и праздником Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником праздника Крещения Господня. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво. В крещенский сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Этот обряд особенной торжественности проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.
НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr:
1. фотограф Ю. Костыгов: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157679396273465
2. фотограф А. Назаров: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157675794402343
3. фотограф Д. Рябченков: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157675667973664