14 января 2017 - Первая встреча из цикла «Психологические мастерские» в лектории Казанского собора

14 января 2017

В лектории Культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора 14 января 2017 года состоялась первая встреча из цикла «Психологические мастерские», организованная совместно с Институтом психологического консультирования и психотерапии РХГА. Руководителями проекта являются директор ИПКиП протоиерей Григорий Григорьев и его заместитель психолог Марина Архипова.

Мастерскую под названием «Встреча с собой: разные грани целостности», состоящую из лекции и интерактивной практики, провела Марина Архипова вместе со студентом психологического факультета Валерием Вертинским и другими помощниками. На мастер-классе подробно разобрали вопросы самооценки и самоуважения, искажения представлений о самом себе и механизм формирования образа себя.

С напутственным словом к собравшимся обратился руководитель культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора протоиерей Михаил Шастин: «Формирование личности и души человека – это важная часть христианской работы над собой, которая необходима для того, чтобы соответствовать званию христианина и приблизиться к Образу Божиему. В чем заключается Образ Божий для человека, в чем заключается возможность и необходимость работы над собой? Эти вопросы волнуют каждого человека, который внимательно следит за своей жизнью. Поэтому очень важно обратиться к опыту людей, которые профессионально занимаются изучением психологии человека. Православные психологи – это люди, которые, с одной стороны, занимаются наукой о человеке, изучением свойств его души, с другой стороны, сами являются христианами. Занимаясь изучением христианского наследия по вопросам формирования личности человека, они могут ответить на эти вопросы искренне и правильно, сделать очень важные акценты и помочь в этом значимом деле формирования души человека».

Заместитель директора ИПКиП, старший преподаватель кафедры психологии Марина Архипова рассказала о работе института и задачах проекта «Психологические мастерские». По ее словам, проект создан с целью открыть психологические знания для широкой аудитории, прежде всего православных христиан. Свою лекцию Марина Вениаминовна начала с размышления над евангельской заповедью: «Возлюби ближнего твоего как самого себя…» (Мф. 12:31). «Ответить на вопрос: «Что значит возлюбить себя?» помогают накопленные в психологии знания. Очень важными психологическими категориями являются уважение, достоинство, принятие себя. Все эти понятия складываются в сознании и психике человека постепенно – мы рождаемся и приходим в этот мир, не знакомые с собой и другими людьми. Постепенно в процессе социализации и взросления у нас складывается образ самого себя», – пояснила Марина Архипова.

Основными компонентами представления о самом себе психолог назвала познание и самопознание (наши мысли и знания о самом себе, мыслительный образ себя), поведение и оценку (эмоционально-ценностный элемент). «Иногда наши знания о себе противоречат нашему поведению. Очень важно, чтобы эти характеристики были согласованы. Оценка всегда подразумевает шкалу» хуже – лучше» и расстановку приоритетов. Самооценка – значимый компонент нашей личности, поскольку показывает, как мы относимся к себе, своим отдельным проявлениям, сознанию. Она бывает общая (как я себя оцениваю в целом) и частная (как я себя оцениваю в конкретной деятельности). Самооценка складывается с момента рождения человека и базируется на таком важном понятии, как общее доверие, которое формируется в первые годы жизни ребенка. Общее доверие или недоверие к миру во многом зависит от взаимодействия с матерью – если мама и значимые взрослые, которые находятся рядом с ребенком, внимательно, тонко и аккуратно реагируют на его потребности, то у малыша складывается очень хорошее, доверительное отношение к миру. Такую установку психологи называют «я хороший – ты хороший». В ситуации, когда потребности ребенка удовлетворяются неравномерно и неадекватно, у него формируется завышенная самооценка и психологическая установка «я хороший – ты плохой». Когда ребенок обделен вниманием, родители замедленно реагируют на его потребности или не удовлетворяют их полностью, у него развивается заниженная самооценка и установка «я плохой – ты хороший». Самый печальный вариант «я плохой – ты плохой» возникает тогда, когда родители неадекватно реагируют на ребенка и не удовлетворяют его потребности. Это уже патологическая ситуация», – отметила Марина Вениаминовна.

Были также рассмотрены три вида самооценки: высокая (когда человек оценивает себя выше, чем большинство окружающих людей), средняя (когда человек оценивает себя так же, как большинство окружающих людей) и низкая (когда человек оценивает себя ниже, чем большинство окружающих людей). Самооценка также бывает адекватной, когда она соответствует реальному положению дел, и неадекватной, когда не соответствует реальному положению дел. Например, люди думают о себе одно, а по результатам их деятельности выходит совсем другое.

«Самооценка – очень важная категория, потому что именно она позволяет нам быть успешными или неуспешными в жизни. Самооценка делегирует нас в следующую деятельность. Заниженная самооценка приводит к тому, что мы не раскрываем всех своих возможностей в данной области. Очень важно, чтобы самооценка была немного выше средней, потому что когда человек о себе думает, что он может немножко больше, чем на самом деле, это дает ему возможность для саморазвития», – подчеркнула Марина Архипова.

По ее словам, деятельностью человека руководят два мотива: мотив достижения успеха, когда человек стремится делать свое дело хорошо и радуется как результату, так и процессу своей деятельности, и мотив избегания неудач, когда человек уклоняется от ответственности, ему не нравится его работа и он не нацелен выполнить ее хорошо. Первым мотивом в основном руководствуются люди с высокой самооценкой, а вторым – люди, которые оценивают себя низко.

Особое внимание Марина Вениаминовна уделила рассмотрению феномена выученной беспомощности, описанного американским психологом Мартином Селигманом. Его суть заключается в том, что человек ведет себя пассивно даже тогда, когда может что-то изменить в своей жизни. Такое поведение часто встречается в школьной практике – ребенок думает: «Что бы я ни делал, от меня ничего не зависит». Люди с низкой самооценкой редко берут ответственность на себя и часто перекладывают ее на других. Когда у человека адекватная самооценка, он более инициативен и берет ответственность за свою жизнь на себя.

«Целостная личность складывается тогда, когда познание, поведение и самооценка согласованы между собой. Их рассогласование нарушает нашу целостность. Важно, чтобы наше эмоциональное состояние (самооценка) соответствовало нашему поведению и знанию о себе. Самооценка, образ себя – это подвижный компонент психики. В течение жизни меняемся мы и наша успешность в разных видах деятельности. Мы – не стабильные на физическом и психологическом уровне существа: мы либо развиваемся, либо откатываемся назад. Мы не можем стоять на месте, у нас нет иного пути, кроме как развиваться. Наш единственный путь – духовное возрастание!» – подытожила Марина Архипова. Она предложила слушателям выполнить упражнение, которое задает вектор движения к целостности личности. Участники встречи при помощи арт-методики смогли составить свои психологические портреты: «я реальный», «я идеальный» и «я глазами другого».

В конце мастер-класса слушатели смогли задать интересующие их вопросы психологу. Одним из важных вопросов, прозвучавших на встрече, был такой: «Как совместить адекватную самооценку и знаменитый завет преподобного Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде…»?» На него помог ответить аспирант Санкт-Петербургской духовной академии Антоний Мурадов: «Согласно святоотеческой традиции, у смирения есть три грани: смирение по отношению к самому себе, к людям и к Богу. Самая важная грань этой добродетели – смирение по отношению к Богу, когда человек не замыкается  на себе. С годами люди стали путать смирение и терпение. В святоотеческой аскетической литературе, смирение по отношению к Богу понимается как принятие всего без внутреннего роптания на обстоятельства и условия, смирение по отношению к человеку – как уважение, а не самовозвышение, смирение по отношению к себе – это понимание того, что, все что я ни делаю, делается посредством Бога и подключения Его благодати, Его помощи. Важно еще различать монашеский и мирской уклад жизни, принципы евангельской жизни одинаковы там и там, но степень их выполнения совершенно различна. Смирение не отменяет и не умаляет активности человека. Активная социальная позиция вполне разумна, нет ничего греховного в том, чтобы человек шел к своим целям и добивался их».

Встречи из цикла «Психологические мастерские» будут проходить в крипте Казанского собора каждую вторую субботу месяца с 11.00 до 13.30.

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog