Митрополит Варсонофий совершил в Казанском соборе всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня

18 марта 2017

18 марта 2017 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в Казанском кафедральном соборе совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром и другие священнослужители.

После окончания шестопсалмия митрополит Варсонофий совершил в алтаре чин хиротесии - поставление ставленника чтеца Едесия Ткачева во иподиакона.

По завершении всенощного бдения правящий архиерей обратился к молящимся с архипастырским словом, а затем вручил прот. Павлу Красноцветову Патриаршую награду.

По представлению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за усердные труды во славу Святой Церкви и в связи с 85-летием наградил настоятеля Казанского кафедрального собора протоиерея Павла Красноцветова орденом преподобного Сергия Радонежского I степени.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr:

1) фотограф Андрей Петров: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157681470503676

2) фотограф Сергей Петров: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157681578549765

3) фотограф Димитрий Рябченков: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157679622946911

Неделя Крестопоклонная — название третьего воскресенья Великого поста, с которого начинается его четвертая седмица — Крестопоклонная. Название происходит по причине того, что в воскресенье (на утрени), а также в последующий понедельник и среду (на 1-м часе) и в пятницу (после отпуста Часов) молящимися в храме совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту. Всего поклонение Кресту Великим Постом совершается на богослужении четыре перечисленных раза. Чин поклонения Кресту на богослужении в саму Крестопоклонную Неделю совершается аналогично богослужению на Воздвижение Креста Господня и на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. После изнесения (выноса) из алтаря и поклонения Кресту украшенный цветами, он лежит на аналое посредине храма всю седмицу. Значение изнесения Креста и поклонение ему объясняется в богослужебных текстах: Синаксари, стихирах, каноне.

Синаксарь в неделю третью Великого поста, Крестопоклонную

Стихи: Пусть вся земля поклонится Кресту, через который пришла ко Христу.

Поскольку сорокадневным постом и мы неким образом распинаемся, умерщвляемые страстями и ощущающие горечь от нерадения и падений, то и предлагается Честной Животворящий Крест, как освежающий и укрепляющий нас, приводящий на память страдания Господа нашего Иисуса Христа и утешающий (ибо если Бог наш ради нас распялся, то сколь много и нам подобает для Него трудиться), облегчающий труды и скорби наши представлением Владычних скорбей, напоминанием и чаянием славы от Креста. 

Ибо как Спаситель наш, взойдя на него, чрез бесчестие и горечь прославился, так должно и нам поступать, чтобы прославиться, хотя бы и претерпели сперва некоторую тяготу. И еще: как проделавшие тяжкий и длинный путь и трудами изможденные, если найдут где тенистое дерево, то, усевшись ненадолго, отдыхают и, будто помолодев, остаток пути проходят – так и ныне, во время Поста, на трудном и тесном пути насажден святыми отцами посреди его Живоносный Крест, который доставляет облегчение и освежение, и нас, утомленных, на дальнейший труд легкими и подвижными устрояет. Или еще: как в пришествие царя следуют впереди его знамена и скипетры, а затем сам он является, радуясь и веселясь о победе, и тогда же веселятся подданные, – так и Господь наш Иисус Христос, намереваясь вскорости явить трофей и по дне Воскресения со славою прийти, предпослал Себе скипетр Свой и царское знамя – Животворящий Крест, который делает нас готовыми в скором времени принять и восхвалить Самого Царя, славно торжествующего победу. 

А посреди Святой Четыредесятницы предлагается это потому, что из-за сокрушения, огорчения и разленения, приключающихся в нас постом, Четыредесятница сия подобна бывает горькому  источнику Мерры. И как божественный Моисей в средину источника того древо вложил, сделав его сладким (см.: Исх.15,25), так и Бог, проведший нас чрез духовное Красное море прочь от фараона, древом Честного и Животворящего Креста горечь сорокадневного воздержания делает сладкой, утешая нас, как в пустыне пребывающих, доколе не возведет Воскресением Своим к духовному Иерусалиму. Или еще: поскольку Крест и по имени, и на деле есть древо жизни, а древо сие насаждено было посреди Эдема, то соответственно сему и божественнейшие отцы посреди святой Четыредесятницы древо крестное насадили, напоминая посредством его и об Адамовом невоздержании, и об упразднении древа того древом нынешним, ибо мы, от него происходя, уже не умираем, но наполняемся жизнью. 

Силою его, Христе Боже, и нас сохрани от поношений лукавого, и удостой поклониться Божественным страстям Твоим и живоносному Воскресению, когда благополучно пройдем сорокадневное поприще, и помилуй нас, ибо Ты один благ и человеколюбив.

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog