Выставка в Казанском соборе "Символы славянского письма и славянской культуры"

29 апреля 2017

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1)

В начале было Слово... Этими словами евангелист Иоанн обозначает вечность Слова. Чтобы познать Слово, нужно его прочитать. Как шел процесс формирования славянской письменности? С чего он начался?  Кто заложил основы нашей грамоты?

На эти вопросы отвечает выставка, которая по благословению настоятеля Казанского кафедрального собора протоиерея Павла Красноцветова открылась в крипте собора (Культурно-просветительском центре собора) 30 апреля 2017 года.

Выставка приурочена ко дню памяти святых равноапостольных первоучителей и просветителей, создателей славянской азбуки братьев Кирилла и Мефодия.  На выставочных стендах фрагментарно рассказывается о создателях и об истоках  славянской письменности, о ее влиянии на русскую культуру,  представлены иллюстрации, знакомящие с процессом становления письменности и книжности на Руси.


СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Кирилл и Мефодий — святые равноапостольные славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг.

Кирилл родился около 827 г., умер 14 февраля 869 г. До принятия монашества в начале 869 г. носил имя Константин. Его старший брат Мефодий родился около 820 г., умер 6 апреля 885 г. Родом оба брата были из г. Фессалоники (Солунь). В 863 г. Константин и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу, в этом же году они начали свою миссию по созданию славянской письменности. О ней говорится в главной русской летописи «Повести временных лет»: «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке».

Константин и Мефодий на богослужениях читали Евангелие по-славянски, и народ потянулся к братьям и к христианству. Константин и Мефодий усердно обучали учеников славянской азбуке, богослужению, продолжали переводческую деятельность.

В 863 г. появилась на свет кириллица, а в 988 г. князь Владимир официально ввел христианство в великом Древнерусском государстве.

РУССКИЕ АЗБУКИ

Славяне использовали две азбуки. Одну из них называют кириллицей (по имени ее создателя — Кирилла), другую — глаголицей (от старославянского «глаголать» — говорить). Обе эти азбуки по начертанию букв и по характеру письма не похожи одна на другую.

Древнейшая недатированная рукопись выполнена глаголицей и относится к X в. Это знаменитые Киевские листки — тексты из западнославянской книги «Мискал». Значительное число глаголических западнославянских памятников дошло до нас с XI в. Среди них — Ассеманиево Евангелие, Клоцов кодекс, Синайская псалтырь.

Глаголица — более древняя система письма, чем кириллица, но просуществовала на Руси недолго.

 

Кириллицей первоначально пользовались часть южных славян, восточные славяне, а также румыны; со временем их алфавиты стали несколько различаться, хотя начертание букв и принципы орфографии оставались в целом единым.

Буквы кириллицы используются для записи чисел в точности по греческой системе. Это отличает кириллицу от глаголицы, где числовые значения не соответствовали греческим.

Проникновение письменности на Русь стало массовым после Крещения Руси князем Владимиром в 988 г. Начинается централизованное «учение книжное».

В начертании кириллицы известны несколько исторических форм, изменяясь, они трансформировались одна в другую и существовали одновременно. Это устав, полуустав, скоропись и вязь.

Устав — медленное, торжественное письмо, буквы строго вертикальны, тяжелая прочная основная стойка, тонкие дополнительные штрихи и засечки. Пропорции букв приближены к квадрату.

Полуустав — новая форма кириллицы, сложившаяся в XV–XVII вв. В это время возрастает потребность в книгах, писцы вынуждены писать быстрее и плотнее, сокращая интервалы между буквами. Буквы приобретают наклон, вытягиваются.

Скоропись — само название определяет характер письма. Появляются петли и росчерки. Ярка выражена индивидуальность почерка писца.

 

Вязь — декоративное письмо, в котором буквы сплетены в непрерывный орнамент. Буквы часто были соединены в лигатуры (слияние нескольких знаков), слова сокращены и идут без пауз в строке, а пустоты заплетены орнаментом. 

 

В 1708 г. был создан русский гражданский шрифт, причем в изготовлении эскизов букв принимал активное участие сам Петр I. В 1710 г. был утвержден образец нового шрифта азбуки. Это была первая реформа русской типографики. Реформа азбуки касалась не только облика букв, был изменен состав и количество знаков алфавита, заменено обозначение чисел буквами на арабские цифры, введены новые буквы, такие как «э», «я».

Реформа Петра I повернула развитие славянского шрифта в общеевропейское русло. С этого момента все дальнейшие изменения формы кириллического письма соответствовали европейским стилям.

В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы.

 

Буква «й» (и краткое) была введена Академией наук в 1735 г. Букву «ё» впервые применил Н. М. Карамзин в 1797 г. для обозначения звука [о] под ударением после мягких согласных, например: «нёбо», «тёмный».

К XVIII в. в разговорном языке звук, обозначавшийся буквой «ять», совпал со звуком [э] (в литературном языке до конца XVIII в. на месте «ять» полагалось произносить дифтонг «иэ», такое произношение сохранялось в начале XIX в. в ряде провинциальных диалектов). Буква Ѣ, ѣ (ять), таким образом, оказалась излишней, но по традиции она еще длительное время удерживалась в русской азбуке, вплоть до 1917–1918 гг.

Эволюция русских алфавитов знала несколько этапов, первый — замена глаголицы кириллицей, второй — южнославянское влияние, третий — замена кириллицы гражданским шрифтом. Эти этапы истории развития русского шрифта — временные отрезки, длящиеся столетия.

 

КНИГИ

 

Самая древнейшая рукописная книга — Новгородский кодекс или «Новгородская псалтырь» обнаруженная в 2000 г.. Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса. Внешние стороны первой и последней дощечек играют роль обложек кодекса.

Остромирово Евангелие — хорошо сохранившаяся рукопись середины XI в., памятник древнерусского извода старославянского языка, считался древнейшим памятником древнерусского языка до обнаружения в 2000 г. Новгородского кодекса. Многочисленные многокрасочные буквицы, заставки, изображения евангелистов; в тексте употребляется киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества. Написана дьяконом Григорием в 1056–1057 гг. для новгородского посадника Остромира. Рукопись особо интересна тем, что в ее конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах ее изготовления и о времени работы. В 1701 г. рукопись упомянута в описи имущества Воскресенской церкви в составе Верхоспасского собора. В 1720 г. по приказу Петра I Евангелие было отослано наряду с другими старыми книгами в Санкт-Петербург. После кончины Екатерины II в ее покоях рукопись нашел служивший при императрице Я. А. Дружинин, который в 1806 г. поднес ее в дар Александру I. Император распорядился передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека), где она хранится и поныне. 

В 1553 г. государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор — неподалеку от Кремля, на Никольской улице. «По приказу государеву изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, — часть Нового Завета.

Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI в. — некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

 

В марте 1564 г. вышла первая печатная датированная книга — «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России.

В ней было 534 страницы, на каждой — 25 строк. «Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Тираж по тем временам был внушительным — около 2000 экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Букварь Кариона Истомина — первая иллюстрированная русская азбука (1694). Карион Истомин (1640–1722) — иеромонах московского Чудова монастыря, писатель, придворный поэт, с 1679 г. — глава Московского печатного двора. Его перу принадлежит иллюстрированный букварь, ставший лучшим учебным пособием того времени. Сначала это была рукописная книга, расписанная золотом и красками. 

В 1694 г. Карион Истомин напечатал эту азбуку в количестве 106 экземпляров. Книга содержит 43 гравированных на меди и сброшюрованных листа, на каждом из которых изображена буквица и рядом предметы на эту букву, нравоучительные стихи и пояснения. Одна из этих книг хранится в Российской национальной библиотеке  в Санкт-Петербурге.

Окончательный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром I в 1710 г. Не смотря на петровскую реформу, церковные книги продолжали печататься традиционным полууставом и на церковнославянском языке.

 

СОВРЕМЕННАЯ КАЛЛИГРАФИЯ

Работа каллиграфа Алексея Чекаля

Сегодня каллиграфия — вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Конечно компьютер вытеснил ручное письмо, но все же, что сделано вручную, а не с применением компьютерной графики, оценивается дороже.

Церковь бережно сохраняет традиции каллиграфии в книгах, предметах быта, одежде, росписи стен и икон.

Обучают этому мастерству на различных творческих курсах и обязательно на кафедре Станковой и книжной графики в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица— одном из авторитетнейших российских вузов, ведущий подготовку специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Студенческие работы по каллиграфии представлены на выставке, которая продлится до 28 мая 2017 г..

Каждый год 24 мая празднуют «День славянской письменности и культуры» в Российской Федерации. Торжественное празднование памяти святых Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. День славянской письменности и культуры стал единственным в нашей стране церковно-государственным праздником.

 
В Дни славянской письменности и культуры во многих городах проводятся научные конференции, чтения, выставки и концерты. В храмах Русской Православной Церкви совершаются праздничные Богослужения и торжественные крестные ходы.

В этот день в крипте собора (Культурно-просветительском центре Казанского кафедрального собора)  с  16.00 начнется трехчасовой мастер-класс по каллиграфии, который проведут ведущие преподаватели «Санкт-Петербургской государственной  художественно-промышленной  академии имени А. Л. Штиглица» – и. о. зав. кафедрой книжной и станковой графики профессор Пожванов Александр Трофимович, доцент кафедры Куршева Юлия Николаевна, а также  и  студенты этой кафедры.  Будет проведено практическое  занятие с теми, кто захочет научиться некоторым приемам написания  текста вязью и скорописью.

 

Приглашаются все желающие посетить выставку и мастер-класс.

 

 

 Просветительский отдел Казанского кафедрального собора

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)