Психологический семинар-практикум на тему границ и эмоций в лектории Казанского собора

30 апреля 2017

В лектории Культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора 29 апреля 2017 года состоялся семинар-практикум «Границы. Чувства. Эмоции в отношениях», который провела преподаватель ИСО РХГА, член Арт-терапевтической ассоциации, практикующий психолог Анжелика Михайловна Ефимова. Практикум прошел в рамках цикла семейных встреч Епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга во имя святителя Феофана Затворника.

Анжелика Ефимова предложила слушателям рассмотреть проблему межличностных коммуникаций, в том числе и в семье, с точки зрения эмоционального интеллекта – способности человека определять свою эмоциональную сферу, вступать с ней в разные формы взаимодействия и тем самым улучшать качество своей жизни. Часто бывает так, что у мужчины и женщины возникают трудности в выстраивании диалога друг с другом из-за того, что они обладают низкой эмоциональной грамотностью. Больше всего человек стремится себя реализовать с точки зрения знаний, развивает свой IQ, но не менее важно развивать и эмоциональный интеллект, который является фактором развития благоприятных отношений.

Способность человека к браку определяется 4 составляющими: способностью заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, делать деятельное добро; умением сочувствовать, сострадать, сопереживать, понимать радости и горести другого человека, находить духовное единение; способностью к кооперации и сотрудничеству, межличностному общению; умением быть терпимым, снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его недостатками, подавлять собственный эгоизм.

По словам Анжелики Михайловны, эмоциональное понимание между мужчиной и женщиной очень важно для полноценных качественных отношений и успешной семейной жизни. Эмоциональный интеллект в психологии трактуют как способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человека: понимать свои чувства и чувства других. Структура эмоционального интеллекта включает в себя четыре ступени: способность понимать собственные чувства; умение управлять своими эмоциями и сохранять состояние спокойствия; способность распознавать чувства и эмоции других; умение выстраивать коммуникации с людьми.

Психолог отметила, что для развития эмоционального интеллекта важно, во-первых, иметь эмоциональное самопознание, то есть понимать и принимать собственные эмоции, состояния, соотносить их с внутренними потребностями. При высокоэмоциональном интеллекте человек имеет реалистичную самооценку, уверен в себе и своих ресурсах, обладает самоиронией, адекватно описывает свои переживания. Обладать эмоциональной саморегуляцией необходимо, чтобы контролировать свои эмоциональные проявления и фиксировать их последствия. В этом случае человек готов испытывать противоречивые чувства (как радость, так и страх) и учиться работать с ними, развивать самообладание. Важной составляющей эмоционального интеллекта является эмпатия – способность принимать эмоции и чувства других людей и строить отношения с учетом их психоэмоционального реагирования и физического состояния. Человек с развитой эмпатией может заботиться о других, оказывать им поддержку и развивать дарования человека, способствовать развитию его потенциала. Еще одним компонентом эмоционального интеллекта являются социальные навыки – способность формировать и поддерживать отношения, находить общие точки соприкосновения с другими людьми, проявлять лидерские качества и организовывать различные мероприятия. Внутренняя мотивация дает человеку осознание смысла своей деятельности и отношений – это самый высокий уровень мотивации. Человек не теряет веры в себя и в лучшее, и каждая неудача воспринимается им как некий опыт, который позволяет чему-то научиться.

Существует четыре базовых эмоции (радость, гнев, грусть, страх) и пятая, которая дана человеку свыше, – любовь. Когда эмоции подавляются, это вызывает психосоматические отклонения: низкую самооценку, постоянное чувство вины, депрессию, тревоги, в результате человек становится неэффективным в социальном взаимодействии и переживает социальный неуспех.

Анжелика Ефимова предложила слушателям определить уровень своего эмоционального интеллекта, пройдя тест на художественное восприятие картин. Согласно этой арт-методике, нужно определить, какие из десяти базовых эмоций (вина, гнев, грусть, интерес, нежность, отвращение, радость, раскаяние, страх и восторг) соответствуют десяти различным картинам.

«Когда мы развиваем эмоциональный интеллект, очень важно не только управлять своими эмоциями, но и вступать в коммуникацию с другими людьми и реагировать на их эмоции, – отметила Анжелика Михайловна. – И здесь неизбежно появляются границы. Если границы нарушаются, возникают трудности с пониманием чувств другого человека. Навыки установления личных границ развивают эмоциональный интеллект». При конструктивном выстраивании границ важно иметь знание о себе самом (кем я являюсь? куда я направляюсь?), уметь говорить «нет» и устанавливать ограничения на агрессивное поведение других людей, не обвинять других и не играть роль жертвы, быть терпеливым, проявлять активность в собственной жизни, определить свои ценности, осознавать свою отдельность от других, быть честным, любить и принимать других людей.  

Анжелика Ефимова рассказала об основных правилах эмоциональной грамотности. Во-первых, важно сделать любовь центром своей эмоциональной жизни, а также не применять манипуляций и не позволять втягивать себя в них, не лгать, заявлять о том, что вы чувствуете и чего хотите, уважать мысли, чувства и желания других людей, признавать свои ошибки и заглаживать вину, не принимать ложных извинений, не жертвовать своей правдой ради правды другого.

«Смысл брака в том, чтобы приносить друг другу радость, поэтому в отношениях со второй половиной надо стараться формировать конструктивные, а не деструктивные эмоции, такие как радость и любовь», – сказала в заключение семинара Анжелика Ефимова.

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)