Психологическая мастерская, посвященная теме прощения, прошла в лектории Казанского собора

10 июня 2017

В культурно-просветительском центре Казанского собора 10 июня 2017 состоялась психологическая мастерская на тему: «Прощение. Как примириться с собой и с другими». Ее провели заместитель директора Института психологического консультирования РХГА психолог-консультант Марина Архипова и филолог и катехизатор Марина Михайлова.

В рамках мастерской была представлена новая книга ведущих «Прощение: как примириться с собой и другими», вышедшая в издательстве «Никея». Марина Михайлова отметила, что прощение – одна из наиболее важных тем в жизни человека. «Самый большой дар, который мы получаем от Бога, – это дар свободы. Он является конструктивным для человека, – продолжила она. – Из свободы вытекают все другие наши способности, в том числе и творчество. Способность прощать – самое главное проявление человеческой свободы».

Писательница привела в пример описанную в книге реальную историю о маленьком мусульманском мальчике Джихаде. Во времена югославского конфликта его мать-мусульманку – учительницу сельской школы так называемые христиане били и истязали, но она выжила и, впоследствии родив сына, назвала его Джихадом, что в переводе означает священная война. «Здесь встает важный вопрос. Тому, что сделали с этой женщиной, не может быть никаких оправданий. Но если мать передаст сыну свою ненависть, которая вполне обоснована, кто может поручиться за то, что он в будущем не сделает то же самое с другой невинной женщиной, которая на этот раз окажется христианкой? Часто, руководствуясь в жизни логикой справедливости, люди только умножают зло. Им кажется, что они пытаются остановить зло, поставить ему пределы. Но единственное, что можно сделать, чтобы правда Божия восторжествовала на земле, – простить. Однако прощать трудно, это акт величайшей свободы человека. Иисус Христос говорит нам: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). Другого пути у христианина нет. Здесь стоит сказать о том, как принимать прощение. Дарование прощения не должно сопровождаться нотациями и разбором полетов, потому что это может дать новый виток ссоры. Когда в невыносимой жизненной ситуации мы делаем выбор в сторону прощения, то совершаем жизнетворческий акт. В этот момент раскрывается наше богоподобие. Сила человека и его свобода заключаются в том, чтобы простить и простить до конца. Именно такой пример нам дает Господь Иисус Христос», – отметила Марина Михайлова.

«Прощение – это очень важный путь. Я не встречала в жизни людей, которые бы не испытывали обид и не нуждались в том, чтобы простить кого-то или чтобы простили их. Часто бывает так, что в семье какая-то история откликается на уровне третьего или четвертого поколения. Например, когда женщина не может простить мужчину, который нанес ей обиду, и из побуждений справедливости воспитывает в своей дочери такое отношение к мужчинам, которое в будущем мешает ей создать благополучную семью. В дальнейшем это может отразиться на внуках и правнуках этой женщины. Продолжительная обида – это детское чувство. Свобода связана с ответственностью, поскольку это выбор. Когда мы обижены, часто мы не хотим выбирать свободу и нести ответственность за свой выбор», – добавила Марина Архипова.

Марина Михайлова обратила внимание на высказывание немецко-американского философа еврейского происхождения Ханны Аренд о том, прощение – это новое начало. «У людей нет власти над прошлым, мы не можем отменить то, что случилось. Но когда я прощаю кого-то, то полагаю новое начало. Это акт божественный, так как творится новая жизнь», – сказала она. Филолог затронула тему концентрационных лагерей на примере книги Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!». Из концлагерей вышло огромное количество людей в состоянии колоссальной ненависти и несвободы, с желанием отплатить за все свои страдания. Франкл говорит о том, что человек – это существо, которое всегда решает, кто он. «Если хочешь быть злым, злопамятным, жить в ненависти – можешь это делать. Но человек свободен сказать своей ненависти «нет». Страх – это то, что невозможно уничтожить. Но я могу жить так, чтобы страх не определял мою жизнь. Обиду тоже бывает сложно быстро искоренить, но она не должна определять жизнь человека. Он может жить не по обиде, а по любви. Прощение – это то, что превосходит меру человеческого, это божественный призыв и божественный дар. Всякий раз, когда вы кого-то простили, вы исполнили заповедь блаженства: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). В тот момент, когда вы принесли хотя бы крошечку мира в жизнь, вы – дети Божьи. Человек создан по образу и подобию Божиему. Насколько этот образ в нем не задушен, настолько он способен прощать», – заключила Марина Михайлова.

Марина Архипова указана на взаимосвязь обиды и чувства вины, которое возникает в результате внутреннего конфликта человека из-за того, что его ожидания по поводу самого себя, часто нереалистичные, не оправдываются. Ее коллега добавила, что обида и чувство вины рождаются в ответ на боль. Но человеческая жизнь на земле невозможна без боли. Прощение открывает для людей евангельский очень радостный путь абсолютного принятия жизни. «Когда возникает болевая реакция на что-то, то как падший, грешный человек я стараюсь эту боль устранить как можно скорее. Но есть другая возможность – Бог дал мне жизнь, чтобы я прошел этот путь. Он смотрит на меня с креста. Никогда нельзя сказать, что мы мучаемся, а Христос – нет. Он пострадал за всех нас и больше всех нас. Поэтому мы можем только принять свою боль, перестать тратить свою жизненную энергию на обезболивание, а начать жить. Вывести меня из состояния притеснения может только Бог – через смерть или через жизнь», – отметила Марина Михайлова.

Во время практического задания участники мастерской разделились на несколько малых групп, в которых обсудили личный опыт прощения. Затем представители каждой группы выступили перед аудиторией и рассказали о самых эффективных методиках и способах прощения. Важно осознать собственное несовершенство, попробовать принять чужой проступок как свой жизненный опыт, отнестись к нему с юмором. Стать адвокатом человека, попробовать понять его позицию, защитить его перед собой и посмотреть на ситуацию со стороны другого человека, проанализировать, мог ли он поступить иначе. Полезно проговаривать свои обиды, рассказывать другому человеку о своих чувствах и в ответ слушать его. С обидой можно также справиться волевым усилием: в момент зарождения чувства, когда оно еще не завладело нами, усилием воли погасить негативные эмоции. Помочь может также физическая разрядка, занятие спортом. Стоит обратиться к чужому опыту прощения, не замыкаться в своей ситуации, обратить внимание на то, как по-разному реагируют люди на обиду, вдохновляться положительным примером ближних.

Эффективную помощь оказывают современные методики психологической терапии, например, арт-терапия помогает дистанцироваться от обиды, понять: «я – это не обида и не чувство вины, а что-то другое»; тактильная терапия (обнять другого, пожать друг другу руки) помогает наладить контакт и сблизиться.

Мотивом к прощению могут послужить слова из молитвы «Отче наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Когда человек что-то просит у Бога, молит о прощении, то и сам должен прощать людей. Чтобы Бог исполнил просьбу и услышал человека, он точно так же должен услышать своего ближнего. Важно молиться за людей и просить прощения у Бога за свои злые чувства, всегда помнить о том, какой урок преподнес нам Иисус Христос. 

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog