Богослужение в Казанском соборе в 9-й день после смерти ктитора собора протодиакона Василия Маркова

04 июля 2017

В седмицу 5-ю по Пятидесятнице, во вторник 4 июля 2017 года, в 9-й день после смерти ктитора Казанского кафедрального собора протодиакона Василия Маркова, в Казанском соборе позднюю литургию совершил протоиерей Сергий Кудряшов в сослужении диакона Симеона Сороки.

На литургии, после сугубой ектении, протоиерей Сергий вознес молитву о мире на Украине, а на заупокойной ектении возглашалось имя новопреставленного протодиакона Василия Маркова.

По окончании Божественной литургии настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора совершил панихиду по протодиакону Василию Маркову.

Из 17-ой кафизмы (поминальной), читаемой в дни особого поминовения усопших:

Помяни́, Го́споди, Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего протодиакона Василия, и я́ко Благ и Человеколю́бец отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся́ во́льная его́ согреше́ния и нево́льная, изба́ви его́ ве́чная му́ки и огня́ гее́нскаго и да́руй ему́ прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящим Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да. Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми, я́ко Щедр, упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Причиной проведения поминальной службы в этот день можно считать молитвенное обращение к девяти чинам ангелов, которые выступают в роли просящих перед Господом о снисхождении и помиловании грешной души усопшего человека. Церковь и родственники молят Вседержителя о причислении преставившейся души к девяти ликам ангельским. Чтобы в оставшееся время до частного суда, наступающего в 40-ой день по смерти, душа усопшего, испытываемая терзаниями ада со всеми его муками,  осененная божественной благодатью, узрела премудрость и силу Божию в том, что Божий суд и Божия милость являются союзниками, в отличии от человеческого правосудия, устраняющего милость, и человеческой милости или немилости, почти всегда нарушающей правосудие. Ни у людей, ни у ангелов нет средств к исправлению человечества, поврежденного грехом — это под силу только Богу, Который спасает нас, но не без нас!

«Однако даже в аду у человека сохраняется способность направлять свою волю на тот или иной объект, свобода выбирать между различными возможностями, в том числе между добром и злом. Хотя грешники не могут изменить своего состояния, не могут сделать никакого добра, тем не менее они могут возжелать освободиться от зла и обратиться к добру. Наши молитвы, молитвы Церкви помогают в этом обращении, потому что Бог не хочет смерти грешников, а желает спасения всех людей. Но для того, чтобы Бог мог освободить человека от греха, необходимо по крайней мере, чтобы человек искренне обратился к Богу и пожелал расстаться со злом. Это сделать очень непросто, потому что человек переступает порог вечности с определенным жизненным багажом и расстаться с ним ему очень тяжело. Если человек всю жизнь жил во грехе, если он отождествился с грехом и грех стал его внутренним содержанием, то человеку очень трудно возжелать освободиться от зла и обратиться к Богу. Наши молитвы и подвиги, призывающие благодать на душу усопшего, помогают ему в этом обращении от зла к добру. И по мере того, как это обращение совершается, возможно очищение души человека Богом от греха и, следовательно, изменение его посмертного состояния.

Даже если бы наши молитвы не могли изменить загробного состояния умерших, их все же никак нельзя назвать бессмысленными, поскольку они являются выражением любви. Если можно молиться за человека во время его земной жизни, почему нельзя делать это после его смерти? Во-первых, душа человека после смерти субстанционально не изменяется; во-вторых, это уместно и нравственно. Молитвы за усопших — это не просто религиозный долг, но прежде всего потребность человеческой души, и если человек этой потребности в себе не чувствует, то это свидетельствует о недостатке любви. Например, если близкого нам человека посадили в тюрьму, и мы знаем, что наши усилия не могут никоим образом ни сократить срок его заключения, ни изменить меру пресечения, все же вряд ли это можно считать основанием для того, чтобы не писать ему писем и не посылать передач. К тому же молитвы за усопших имеют значение не только для самих умерших, но и для живых. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Всякий подвизающий о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела». Таким образом, даже если бы наши молитвы за умерших никак не могли изменить произнесенного над ними Божиего суда, то никак нельзя назвать их бессмысленными, и уж совсем не оправдана практика запрета молитв за усопших, которая имеет место у многих протестантов.

Мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Человек, оправданный на частном суде, не может быть осужденным при Втором Пришествии Христа на Страшном суде, но человек, осужденный на частном суде, может быть оправдан на Страшном суде. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например, посты, которые приносятся за усопших, «исхищают от уз ада их души» (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществует им в достижении блаженного воскресения (Пространный Катихизис, чл. 11).

В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники, как ущербная и травмированная часть Единой Вселенской Церкви, в той или иной степени принадлежат к одному и тому же Телу Христову. Пока последним судом не разделены верующие христиане, все они, и живые, и умершие — составляют единую Церковь. И хотя сами грешники не могут освободиться от последствий своих грехов, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю…» (Ин. 14, 13); «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). Христос имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18).

О возможности отпущения грехов в будущей жизни мы узнаем из слов Спасителя: «…если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). (См.: Свящ. Олег Давыденков. Догматическое богословие. Молитвы Церкви за усопших). «Тот, кто не привык жить с Богом здесь, будет шарахаться и пугаться в непривычной новизне будущей жизни. Грех хулы на Духа – это не сомнение в неясном; это грех сопротивления явному. Если бы наш, человеческий, мир был безопасен, Богу не нужно было бы жертвовать Своим Сыном. В безопасном мире нет смысла идти на Крест. Если же путь Бога в нашем мире – это путь Креста, значит, наш мир болен. Христос предложил лекарство. Мы, распявшие его, обвинили Его за это в жестокости: “Почему Ты не спасаешь всех, даже неверов?”. Просто потому, что спасти – значит соединить Бога и человека. Спасти – значит Богу войти внутрь человеческой души. Спасти – значит человеку научиться жить в Боге. Для этого надо принять явное свидетельство Духа о Сыне, таинственно соединившего Божественное и человеческое. Сын соединил в Себе Бога и человека затем, чтобы потом эту нерасторжимую соединенность передать нам. Не хотим? Что ж – в таком случае и будет Бог – отдельно, а мы – отдельно. Что же может быть более печальным, чем “будущий век”, проводимый в отдельности от Бога? А, значит, Христос, предупреждающий, “если кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” не жесток. Он просто честен». (См.: ГРЕХ БЕЗ ПРОЩЕНИЯ. http://pravbeseda.ru/library/?id=343&page=book).

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)