Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе в день престольного праздника

21 июля 2017

В день празднования явления Казанской иконы Божией Матери, 21 июля 2017 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Сервийский и Козанский Павел (Элладская Православная Церковь), архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протосеншел Сервийской и Козанской митрополии (Элладская Православная Церковь) архимандрит Христофор (Ангелопулос), настоятель Николо-Богоявленского собора протоиерей Богдан Сойко, настоятель Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Геннадий Бартов, настоятель Сампсониевского собора архимандрит Серафим (Шкредь), духовенство кафедрального собора и Санкт-Петербургской митрополии.

На малом входе за усердные труды во благо Святой Церкви клирик храма Богоявления на Гутуевском острове и настоятель храма преподобного Герасима Иорданского в Купчино протоиерей Павел Ковальчук был награжден крестом с украшениями.

После сугубой ектении митрополит Варсонофий вознес молитву о мире на Украине.

Чтец собора Святых апостолов Петра и Павла в Петергофе Владимир Тарасов был рукоположен во диакона к собору Святого апостола Андрея Первозванного в Кронштадте, который планируется воссоздать.

Проповедь после запричастного стиха произнес протоиерей Александр Пашков.

После заамвонной молитвы вокруг собора был совершен крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. Затем перед святыней было совершено славление.

По окончании богослужения митрополит Варсонофий поздравил молящихся с праздником и обратился к ним с архипастырским словом.

"Почитание Божией Матери началось еще до рождения Спасителя, — сказал владыка, — мы помним, как приветствовал Ее архангел Гавриил, как Она пришла к сроднице Елисавете, и та приветствовала Ее как Мать Господа. Во время земной жизни Спасителя Матерь Божию прославляли, но настоящее почитание началось в IV-V веках. Дух Святой подсказал христианам, что нужно обращаться в молитвах к Пресвятой Богородице, потому что находится Она ближе всех к Своему Сыну, и Ее молитва, ходатайство и предстательство всегда действенны. Тогда же начинают составляться службы, гимны в Ее честь, а в ответ Царица Небесная являет Себя в иконах. Сколько икон прославлено в Византии, а потом в России! Это все — свидетельства заступничества Божией Матери за род человеческий. Она всех слышит, особенно когда нас так много, когда мы приходим в храм Божий в праздник и потоком льются наши молитвы к Ней! Она всем внимает, все знает и готова оказать помощь в том, в чем мы нуждаемся".

"Сегодня мы прославляем Ее образ Казанский, историю которого знаем хорошо, — продолжил архипастырь. — Он был явлен в 1579 году, в трудное время, когда Русская Церковь направила свою миссию на Восток. С большим трудом шла христианизация восточных земель. И в подтверждение, что наша вера — истинная, появилась икона в Казани. И сразу по своем явлении стала чудодействовать: в основном, от нее исцелялись слепые, это показывало, что Матерь Божия явила Свою силу для просвещения находящихся во тьме людей. Она не раз оказывала помощь нашему Отечеству: в XV, в XVI, в XVII и XIX веках, когда у нас были трудные времена, и Божия Матерь Своей иконой всегда присутствовала на всех сражениях, укрепляла воинов".

"Наш собор построен в честь Казанской иконы Божией Матери. Мы знаем, что Матерь Божия любит Санкт-Петербург, здесь есть немало чтимых Ее образов, мы с любовью к ним припадаем и просим Ее о помощи. Конечно, нужно не только обращаться к Ней с просьбами, но и петь Ей акафисты, другие хвалебные песнопения. Когда мы находимся в общении с Пресвятой Богородицей, мы в безопасности — так ребенок чувствует: когда он на руках у матери, ему ничто не грозит. Когда мы молимся Царице Небесной, покров Ее простирается над нами, поэтому будем чаще Ей молиться. У всех нас дома есть иконы Божией Матери, будем перед ними просить помощи Божией в делах спасения", — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Митрополит Варсонофий пожелал присутствовавшим архиереям помощи Божией в архипастырских трудах ради спасения их паствы.

Настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов приветствовал владыку, гостей и напомнил некоторые эпизоды из недавней истории собора.

 

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr:

1) Фото Андрея Петрова: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157684307257090

2) Фото Александра Сетракова: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157683851195734

3) Фото Димитрия Рябченкова: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157683945899713

См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА: http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

 

Краткие исторические сведения 
       (составлено по материалам Интернета)

Праздник явления Казанской иконы Божией Матери установлен в память о событиях в Казани летом 1579 года, когда после страшного городского июньского пожара там явился 8 июля (ныне 21 по новому стилю) образ Богородицы. Тогда этот город еще трудно было назвать русским, ибо немного лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году и со дня основания в нем в 1553 году отдельной епархии Русской Православной Церкви. Местное население, которое преимущественно было мусульманским, мало располагало к столь великому событию. Многие местные жители посчитали пожар злоумышлением христиан. Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.

Если обратиться к предшествующим событиям, 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 тысяч русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Дело проповеди Евангелия трудно шло в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила в эти трудные времена послать им Небесную помощь, явив в городе Казани 8 июля 1579 года Свою чудотворную икону, что особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан.

Девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне Божия Матерь и повелела найти на пепелище Ее икону. На слова девочки поначалу не обратили внимания. Трижды являлась Богородица Матроне и указывала место, где укрыта икона. Наконец отроковица с матерью стали копать в указанном месте и обрели икону, которая вскоре была перенесена в Благовещенский собор Казани.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно явленный Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), относящийся по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

Царь Иоанн IV Грозный повелел устроить на месте явления храм Казанской иконы Божией Матери и основать женский монастырь. Матрона и ее мать приняли постриг в этой обители. Впоследствии будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский, бывший в ту пору священником в Казани, составил сказание о событиях, очевидцем и участником которых был, "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани".

В год явления иконы Божией Матери в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, "встречь солнца" многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам. 
Православные русские воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" внешние и внутренние враги старались затопить Русь в начале ХVII столетия. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (†17 февраля 1612), почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о Ней и службы Ей. Святитель Ермоген одним из первых встал на защиту России и православной веры от нашествия польских интервентов, а в равной степени и от внутренних раздоров, которые, быть может, даже в большей мере угрожали тогда стране.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество святитель Ермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем".

Одна из грамот патриарха Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина (Сухорука, †21 мая 1616). Был он простым мясником, происхождения невысокого, но человеком был набожным, умным и энергичным. А главное – был большим патриотом. Призыв церкви к ополчению был им услышан, он немедленно приступил к делу и стал собирать людей. «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Минин собирал пожертвования, объясняя народу, куда пойдут их деньги, став практически финансовым директором ополчения.

Командующим ополчением был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский (†20 апреля 1642), принадлежавший к потомкам Рюрика. Князь верно служил и Борису Годунову, и Василию Шуйскому, и взошедшему потом на престол шестнадцатилетнему князю Михаилу Романову. Пожарский всегда занимал высокие должности, имел опыт успешного руководства несколькими военными операциями. Именно этим двум людям предстояло сыграть центральную роль в освобождении страны от иноземных захватчиков.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с явленной Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию.

За зиму 1611-1612 гг. к ополченцам Нижнего Новгорода присоединились многие другие из отечественных городов и весей, недовольные засильем иноземцев. До того, как идти на Москву, Пожарскому пришлось усмирить бунты в Поволжье. На это ушло все лето 1612 года. Зимой Пожарский собрал Земский Собор в Ярославле и передал ему управление всей Московской землей. На Собор прибыли представители всех сословий почти из всех русских городов, чтобы обсудить план дальнейших действий. В том числе и похода на Москву. Но вскоре стало известно, что польский король Сигизмунд уже выслал большое войско, и Пожарский решил не откладывая, сразу же выступать в поход. Под знамена Пожарского и Минина собралось более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

В Москве накануне решающей битвы трехдневный пост и усердная молитва ополченцев пред Казанской иконой Божией Матери, а также молитвы Церкви Небесной и Земной за страждущую Русь, приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках, осаждающих и Россия спасена".

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года (ныне, по новому стилю, 4 ноября), русские войска, воодушевленные молитвой перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери и этим видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль: командование гарнизона интервентов сначала подписало капитуляцию и выпустило из Кремля московских бояр и других знатных лиц, на следующий день сам гарнизон сдался.

В воскресенье, 25 октября (ныне, по новому стилю, 7 ноября), русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. Пресвятая Владычица, взявшая ополчение под Свое покровительство, Своим заступлением вновь спасла Россию.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота в Москве на Красной площади был воздвигнут деревянный Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм (в 1620–1634 — храм этот был деревянный, с 1636 — каменный, построен был уже на средства царя Михаила Федоровича Романова; в 1918 году древняя святыня в дорогом окладе была похищена, следы этой иконы затерялись; в 1930 — храм был закрыт, а святой список, близкий к оригальному московскому списку Казанского образа Богоматери, перенесли затем в Богоявленский собор Москвы; в 1936 — Казанский собор в Москве был снесен, в 1990–1993 этот собор был восстановлен).

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской иконой Божией Матери (эта икона из села Каплуновка, расположенного в 86 верстах от Харькова).

При императоре Петре I в Санкт-Петербург, основанный в 1703 году и ставший столицей России с 1712 года, был привезен один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший царице Прасковии Федоровне (вдове царя Иоанна Алексеевича (+1696), брата Петра I), переехавшей по настоянию Петра Великого в 1708 году из Москвы в Санкт-Петербург. Икона вначале была поставлена в часовне и затем в храмах около домика Петра I, а с 1737 года в каменном храме в честь Рождества Богородицы, воздвигнутого на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы была перенесена в новосозданный Казанский собор на Невском проспекте, который специально построили взамен стоящего рядом, ближе к Невскому проспекту, храма Рождества Богородицы и после этого события разобранного.

История этих петербургских святынь (Казанской иконы Божией Матери и Казанского собора) связана с Отечественной войной 1812 года, во время которой снова проявилась милость Матери Божией к русскому народу, явленную через Свой честной Казанский образ. Известно, что перед отбытием в действующую русскую армию в Санкт-Петербурге в соборе перед Казанским образом Богородицы молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью Богоматери русским войскам, является сражение под Вязьмой 22 октября. В этот день, который был историческим днем празднования в честь Казанского образа Божией Матери, русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву. В этом бою, в котором французы потеряли около 7–8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода 19 октября из Москвы. В день этого сражения выпал снег, начались сильные морозы, и армия покорителя Европы начала постепенно таять.

Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год — как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из более ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году у французов церковное серебро, награбленное ими в России.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в Казанский собор, который после войны 1812 года стал храмом-памятником русской армии, начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Михаила Кутузова и Михаила Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь. Несомненно, что место для увековечивания славы русской армии было выбрано не случайно, так как в войне 1812 года Пресвятая Богородица, как и в годы Смутного времени, стала духовной водительницей русского народа.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)