Психологическая мастерская «Хаос в доме. Дышать свободно» прошла в лектории Казанского собора

08 июля 2017

В лектории Культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора 8 июля 2017 года состоялась психологическая мастерская на тему «Хаос в доме. Дышать свободно», которую провела психолог и преподаватель Института психологического консультирования и психотерапии РХГА Наталия Матвеева.

Ведущая обозначила распространенную в современных семьях проблему, когда количество вещей с каждым годом увеличивается, а дом больше не становится. Эпоха потребления накладывает свой отпечаток на нашу жизнь, в результате происходит захламление, возникает беспорядок, хаос в доме. Наталия Матвеева отметила: «Тема мастерской интересна тем, что в ней можно проследить взаимосвязь психического, духовного и физического. Дом – это метафорическое изображение собственного «я». Человек подобен дому, он – отражение нашей личности. И только мы способны сделать свой дом и свою жизнь открытыми светлыми и радостными. Невозможно наводить порядок в доме, не понимая, почему происходит постоянное захламление. Беспорядок бывает разный, и к наведению порядка надо быть готовым на психологическом и духовном уровне. Когда наводишь порядок в доме, меняется что-то в душе и в жизни. Главное, делать это планомерно и постепенно».

«Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3, 16). В другой раз он говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои?» (1Кор. 6, 19). В храме мы видим безукоризненный порядок, но не всегда мы отдаем себе отчет в том, что Дух Святой живет везде и в наших домах тоже. Почему-то считается, что в храме должен быть идеальный порядок, а в доме как получится», – подчеркнула психолог.

Наталия Владимировна указала на то, что у дома могут быть открытые, закрытые и проницаемые границы. Открытый дом наполнен друзьями, гостями и родными, хозяева с радостью их принимают, угощают и размещают. Открытый дом – это всегда свежий ветер, при этом важно, чтобы все члены семьи придерживались этого принципа. Закрытый дом – это крепость, туда не попадает никто, кроме самых близких людей. Однако замкнутая система семьи рискует стать болотом, в котором свежего ветра нет совсем. Наиболее оптимальным вариантом является дом с проницаемыми границами, когда домочадцы совместно решают, хотят ли они открывать свой дом, для кого и в какое время; могут ли они сказать «нет» в момент, когда не готовы к этому.

«Порядок начинается в голове. Важно убрать то, что мешает, освободить дом для чего-то важного, Любое развитие начинается там, где есть некое пространство вокруг и время. Невозможно создать что-то прекрасное там, где что-то не функционирует и стоит мертвым грузом. Однако и идеальный порядок в доме часто свидетельствует о том, что хозяин не хочет меняться, его личностные характеристики таковы, что он не может принимать чужого мнения. Хорошие перемены начинаются там, где мы позволяем чему-то новому входить в нашу жизнь. Только когда мы выходим из зоны комфорта, возможно развитие», – пояснила Наталия Матвеева.

«Каждая вещь, которую мы приносим домой, – это часть нашей истории, – продолжила она. – Очень нелегко расставаться с прошлым, особенно когда кажется, что нет настоящего или будущего. Трудно избавиться от ненужного в доме, например, детских рисунков, которые мы храним годами, подарков, одежды, которая нам уже не подходит, и т. д. Если человек так поступает, то, скорее всего, и на психическом уровне присутствует страх избавиться от личного: обид, сомнений, отношений с людьми, которые тянут нас назад или используют нас. Но если мы не отпускаем старое, новое не может прийти. Нам нужно значительно меньше, чем мы предполагаем. Слишком много мы не можем вместить – если мы говорим чему-то «да», то другому говорим «нет». Во многом трудно разглядеть главное. Пока мы усилием воли не станем от чего-то освобождаться, трудно найти простор для основного в жизни, наших истинных ценностей. Настанет время, и всем нам придется отсюда уходить. Поэтому тренироваться отпускать – это хорошая привычка».

Психолог предложила проанализировать, какие бывают беспорядки. Часто они возникают тогда, когда нам трудно довести начатое дело до конца или мы не можем сказать «нет» вещам, негативным эмоциям, от которых стали зависимыми, и людям из-за того, что боимся стать плохими в их глазах. Беспорядок также может быть связан с бытовыми вопросами, когда принижается что-то материальное, бытовое, а интеллектуальное, душевное возвышается. Еще один вид беспорядка – там, где его не видно. Когда человек убирает только фасад, расставляет все по местам, чтобы было красиво. На самом деле он это делает не для себя и членов семьи, а для того, чтобы никто не осудил его, не подумал о нем ничего плохого. Беспорядок может быть связан с вещами или действиями кого-то одного из членов семьи. В этом случае важно помнить, что человек мог это сделать из-за усталости, плохого настроения, и настоящая любовь может покрыть эти изъяны. Беспорядок также возникает тогда, когда человек в спешке и суете жизни накапливает много нерешенных дел. Это может быть стилем жизни – создавать себе авралы, а потом «разгребать» их.

«Дом предназначен для того, чтобы удовлетворять наши потребности. Не мы служим дому, а он служит нам. Не мы должны туда все тащить и драить его, а в нем должно быть место силы, где вы находитесь один на один с собой, слушаете себя и общаетесь с Богом», – отметила ведущая.  

В заключение мастерской Наталия Владимировна обратилась к религиозному понятию «мшелоимство» (порочная страсть к собиранию ненужных вещей) и отметила, что оно содержится в каждом виде беспорядка. «Святые отцы говорили о том, что это страсть к собиранию имущества, стяжание и накопительство излишних ненужных вещей, а также мздоимство, корыстолюбие, вид страсти к сребролюбию. Этим грехом могут страдать даже весьма бедные люди, которые приобретают одежду и посуду, заполняют ими все шкафы, полки и кладовки. Старец Паисий Святогорец так объяснил пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа?». Святитель Тихон Задонский говорил: «Великое безумие — любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога, любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного», – подытожила Наталия Матвеева.

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog