Богослужения в Казанском соборе в Неделю 10-ю по Пятидесятнице и начало Успенского поста

13 августа 2017

13 августа 2017 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, в предпразднство Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и день памяти Санкт-Петербургских святых сщмч. Вениамина, митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных – преподобномученика архимандрита Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922), в Казанском кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии. Позднюю литургию совершил настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора.

После сугубой ектении протоиерей Павел вознес молитву о мире на Украине.

По запричастном стихе проповедь произнес протоиерей Сергий Кудряшов.

После заамвонной молитвы было совершено славление празднику.

В конце богослужения протоиерей Павел обратился к молящимся с назидательным словом.

 

13 августа — заговенье на Успенский пост, который начинается 14 августа празднованием «Происхождения (изнесения) древ Животворящего Креста» и «Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». Заговенье – это день перед постом, когда еще можно принимать в пищу мясо и молоко. Сам пост начинается на следующий день, а во время заговенья верующим следует провести большую часть в молитве, это время предназначено для того, чтобы подготовить душу и тело к посту.

Вечером 13 августа, согласно Богослужебному уставу Православной церкви, на утрени после великого славословия, в сослужении духовенства собора протоиерей Павел Красноцветов совершил для молитвенного поклонения вынесение Креста со престола на аналой, находящийся на середине храма.

Духовенство и все молящиеся, троекратно поклонившись Кресту при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим», затем с благоговением прикладывались ко Кресту Христову и помазывались освященным елеем.

Именно с этого праздника начинается многодневный Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы 28 августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, Ей суждено было перенести муку Матери, видящей поношения и гонения Её Сына во время Его земной жизни, и особенно мучения распятого Сына, не только Сына, а предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира. Конечно эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в Её земной жизни. Благочестивые воспоминания этого события возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня.

Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем больше Пречистая Богородица все Свои силы духа, души и тела направляла на исполнение воли Божией, жертвенно отвечая на призыв Божий – отвергнув личное, взять крест Свой и следовать тем путем, который Ей укажет Бог, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.16).

В напоминание о скорби Пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен Церковью этот Успенский пост.

Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15 по ст. стилю) августа.

Этот пост имеет фиксированную протяженность: он каждый год начинается 14 августа (1 августа по старому стилю) и завершается 27 числа, накануне Успения Пресвятой Богородицы, либо, если праздник Успения отмечается в среду или пятницу, 28 августа. В 2017 году праздник Успения Пресвятой Богородицы не входит в число постных дней, так как 28 августа выпадает на понедельник.

 

1/14 августа – начало Успенского поста.

Святая Церковь молитвенно совершает память: Происхождения (изнесения) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня; Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164);  Семи мучеников Маккавеев.  Богослужение  в Казанском кафедральном соборе 14 августа 2017 года совершил  протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора.

С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, через Крест стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история празднуемых Церковью 1/14 августа памятных событий. Начало этого празднования относится к IX веку, а в XII-XIII веках оно утвердилось во всех Православных церквях во всем мире.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено на Руси по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного великого князя Владимирского Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

У византийцев этот праздник связан со спасительным знамением от иконы Богородицы и Креста Христова, которые находились в войске императора Мануила I Комнина (1143-1180) перед его решающим сражением со своими врагами.  Личность Мануила I была очень популярна в средневековой Руси, память о нем сохранилась в летописях и сказаниях. По одному сообщению, 1 августа 1164 года, когда Андрей Боголюбский победил булгар, в этот же день Мануил совершил победоносный поход на сарацин. Узнав о таком совпадении, правители решили установить празднование этой даты. В Великом Новгороде базилевс стал героем сказания «О чудном видении Спасова образа Мануилу, царю греческому» («О Спасе Мануила») (И.Я. Фроянов. «Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть». Культурно-просветительный Русский издательский центр. 2012 год. См. Именной указатель).

Праздник Происхождение (изнесение) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня в Византии связан с избавлением Константинополя от страшной эпидемии. «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней» (греческий часослов 1897 года). Согласно этому обычаю в Константинополе ежегодно 1 августа по старому стилю часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся в церкви во дворце византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось освящение воды. Затем две недели эту святыню носили по городу и служили молебны «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа, а по новому стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В этот день полагалось совершать чин малого освящения воды, а также освящение меда.

К сожалению, несмотря на это указание Типикона, точная дата дня крещения Руси нам достоверно неизвестна, а потому ныне в день блаженного успения святого князя Владимира 15 (старого стиля) /28 (нового стиля) июля мы вспоминаем не только его как самого великого просветителя нашего, но и величайшее событие — просвещение Руси благодатью святого крещения, осуществленное в 988 году князем Владимиром на государственном уровне. Федеральным законом РФ перечень памятных дат Российской Федерации в 2010 году дополнился новой памятной датой: 28 июля (а по юлианскому календарю, т.е. по старому стилю, 15 июля) — День Крещения Руси.

Августовские празднества Всемилостивому Спасу (так по-церковнославянски кратко именуется Спаситель, Господь Иисус Христос), Животворящему Кресту Христову, Пресвятой Богородице установлены Церковью по случаю знамений от икон Спасителя (название «Спас» применяется и к иконам Господа Иисуса Христа, преимущественно к Нерукотворному Образу), от икон Пресвятой Богородицы и от Честного Креста.

Из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе, первый, в просторечии именуемый «Медовый Спас» (в этот день в храмах совершается благословение меда), совершается 1/14 августа.  Второй – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в просторечии именуемый «Яблочный Спас» (в храме совершается благословление плодов), совершается 6/19 августа, а третий – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, в просторечии именуемый «Хлебный или Ореховый Спас» (приходится на период окончания жатвы, сбора орехов), совершается 16/29 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост. Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость.

Смысл обычая освящать мёд, мак, яблоки, виноград и другие плоды нового урожая (даже не вкушать от этих плодов до дня их освящения, так как в Типиконе есть указание для монахов на «воздержание от вкушения плодов до их освящения») состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным. В раннехристианские времена, когда образ жизни человека был в основном земледельческий, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыты. В наше время Церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки, груши, сливы и т.п.).

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog