Первая лекция в Казанском соборе прот. Кирилла Копейкина «Библейские представления о сотворении мира и современная наука»

29 сентября 2017

В крипте Казанского кафедрального собора 29 сентября 2017 года в рамках курса лекций «Библейские представления о сотворении мира и современная наука» состоялась первая встреча с кандидатом физ.-мат. наук, кандидатом богословия, преподавателем СПбДА, СПбГУ, НИЯУ МИФИ протоиереем Кириллом Копейкиным.

Отец Кирилл указал на актуальность темы курса лекций, отметив, что в последнее время эти темы широко обсуждаются, поскольку теология стала научной специальностью. «В связи с этим у многих возникает вопрос: что это означает? Теперь в школу придут теологи и начнут рассказывать детям, что мир произошел за шесть дней и Бог сотворил Адама из глины, а в это время на астрономии будут рассказывать о миллиардах лет, а на биологии – о теории эволюции? Как одно соотносится с другим?» – задался вопросом протоиерей Кирилл Копейкин.

Он напомнил, что в 2009 году в Русской Православной Церкви был создан новый орган – Межсоборное присутствие, задачей которого является подготовка материалов для Архиерейских соборов. Этот орган поделен на комиссии, одна из которых – комиссия по вопросам богословия. В 2009 году перед ней было поставлено несколько вопросов, в частности вопрос о богословском осмыслении современных представлений о происхождении мира и человека, и вопрос о соотношении науки и веры. С момента создания комиссии прошло восемь лет, но до сих пор эти вопросы не разрешены. Отец Кирилл предупредил слушателей, что курс его лекций не нужно рассматривать как точку зрения всей Церкви, поскольку в настоящее время общецерковной сформулированной позиции не существует, хотя работа над этим ведется.

На своей первой лекции отец Кирилл рассказал об особенностях библейского мировосприятия, отметив, что библейский текст очень сложно устроен при кажущейся простоте. Изначально он существовал совершенно в другой культурной среде, был рассчитан совершенно на других людей, а сегодня мы читаем его на другом языке в другой системе понятийных категорий, и потому неизбежно искажаем или упрощаем. В результате от его глубинного содержания мало чего остается.

В своем выступлении протоиерей Кирилл Копейкин опирался на исследования филолога Сергея Аверинцева, американского лингвиста Джорджа Лакоффа, немецких философов Готфрида Лейбница, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса и других. «Библейский текст представляет собой то, что называется гипертекстом. Мы привыкли воспринимать его как линейное повествование, рассказанную историю. Но разные куски библейского текста связаны между собой множеством смыслов, библейский текст весь пронизан множеством связей, которые могут быть даже не видны нам сегодня. Неправильно было бы думать, что можно просто взять и подобрать «ключик» к этому тексту, расшифровать его. Он представляет собой тайну, в которую невозможно проникнуть, ею можно только проникнуться. Тайна не может быть просто раскрыта, она требует сопричастности и соучастия. Наша задача состоит в том, чтобы к этой тайне прикоснуться. Это не всегда может быть четко выражено и сформулировано. Изначально подразумевалось, что этот сакральный текст не должен быть прозрачным, он должен быть дистанцирован от нашего обыденного языка», – отметил отец Кирилл.

«Священный текст устроен так, чтобы обращаться ко всей целостности человеческого естества. Если мы встречаем в тексте Священного Писания какое-то преткновение и несообразность, это не просто случайность, это Промыслом Божиим вошло в текст Библии, чтобы, споткнувшись на этом, мы не остались на уровне буквального и формального понимания смысла текста, а старались проникнуть в его более глубокий смысл. Священное Писание в контексте христианской традиции воспринималось не просто как история о жизни Иисуса, это то, к чему надо приобщаться, чтобы это меняло внутреннюю жизнь человека. Эта энергия, которая проявлена в слове, воплощается, в частности, в литургической музыке. Библейский текст организован таким образом, чтобы передавать эту энергию, это воздействие на человека, а не просто доносить информацию. Соотносить библейский текст с нашими современными представлениями о том, как устроен мир, и пытаться напрямую соотнести библейское повествование о творении мира с современными космологическими воззрениями, на мой взгляд, отчасти возможно, но это нужно делать очень бережно и осторожно, всегда памятуя о том, что возникло это в очень разных контекстах. Современная наука возникла из представлений о том, что природа – это вторая книга Бога, взаимодополнительная по отношению к Библии. Она помогает нам глубже понять первый текст. Современная наука, как ни странно, помогает нам увидеть в библейском тексте те глубины, которые мы, может быть, по-другому не увидели бы», – заключил протоиерей Кирилл Копейкин. 

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog