Третья лекция в Казанском соборе прот. Кирилла Копейкина «Библейские представления о сотворении мира и современная наука»

27 октября 2017

В крипте Казанского кафедрального собора в рамках курса лекций «Библейские представления о сотворении мира и современная наука» 27 октября 2017 года состоялась третья встреча с протоиереем Кириллом Копейкиным. В этот раз он рассказал об образе космоса, который возник в результате появления классической физики и достаточно далеко отстоял от библейского образа.

«Звездное небо над головой удивляло людей на протяжении всего времени их существования, потому что они чувствовали, что за всем этим есть какая-то тайна. Одним из первых людей, кто по-настоящему начал проникать в эту тайну Вселенной, был немецкий ученый Иоганн Кеплер. Именно он положил начало тому мышлению, которое сегодня мы называем научным. Идеи Кеплера знаменуют важный промежуточный этап между прежним магико-символическим и современным количественно-математическим описанием природы. До него считалось, что задача ученого – пережить мир в себе и понять внутренние причины его движений. Пафос науки Нового времени заключается в том, что она исследует синтаксис книги природы, отношение одних элементов к другим. Ярчайший пример этого – взвешивание. И хотя сегодня многим кажется, что наука противостоит религии, большинство деятелей научной революции были религиозными людьми, для которых главный пафос их исследований заключался в познании Бога через рассмотрение творений природы, мира. Кеплер стремился в такой законосообразной структуре универсума распознать Творца. Поскольку человек сотворен по образу и подобию Бога, то, творя свои модели мироздания, он может понять замысел Бога», – произнес протоиерей Кирилл Копейкин.

Отец Кирилл отметил, что Кеплер был убежденным гелиоцентристом. Он полагал, что именно солнце находится в центре мироздания, а Земля вращается вокруг него. До Кеплера все люди были убеждены: поскольку небо совершенно, то планеты должны двигаться по окружности, потому что это совершенная фигура, которая при всех поворотах равна самой себе. Открытые Кеплером три закона движения планет объясняют видимую неравномерность их движений. Согласно первому закону Кеплера (закону эллипсов), каждая планета Солнечной системы движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Второй закон Кеплера (закон площадей) гласит, что радиус-вектор планеты описывает в равные промежутки времени равные площади. В третьем законе Кеплера (гармоническом законе) говорится о том, что квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей их орбит.

«Одна из принципиальных проблем современной науки заключается в том, что мы не знаем, как психика вписывается в физическую модель мира. Мы очень точно описываем физический мир, но не понимаем, где находится место для психической реальности. Получается парадокс: с одной стороны, знание о внешней физической реальности мы получаем из нашей внутренней психической реальности, с другой стороны, эта психическая реальность в картину мира не попадает», – подчеркнул лектор.

«Итальянский ученый Галилео Галилей выдвинул предположение, которое радикально меняет философские взгляды на природу. Для античных мыслителей главный закон – это закон существования. Человеческая сущность – это принцип, закон, которому подчинены все люди, сущность – это то, чем вещь укоренена в бытии, она неподвижна, просто есть. Галилей же описывает закон движения, динамический закон – это нечто принципиально отличное от того, что было в античности. Тогда считалось, что движение непознаваемо, потому что оно не обладает эйдосом (законом, формой), которым обладает только само бытие, существование, сущность. Движение – это всегда переход от одного бытия к другому, становление, поэтому динамических законов в античности не было. Когда приходит Галилей, он говорит, что движение обладает эйдосом и оно может быть познано на языке математики. Это означает, что все рассуждения о сущности, которые были в античности, можно забыть, потому что если есть сущности, то нет динамического закона. Если есть динамический закон, значит мир устроен принципиально по-другому», – пояснил отец Кирилл.

Он отметил, что принципиальная революция взглядов Галилея заключалась в том, что он сообразил, что телескоп можно направить на небо. В античности считалось, что небо – другая сущность, мир надлунный радикально отличается от мира подлунного, и приборы, которые люди используют для исследования подлунного мира, не подходят для исследования сверхъестественного надлунного мира. Галилей же показал, что с помощью приборов можно посмотреть в небо, что было шоком для людей той эпохи. Однако Снятие принципиального различия между надлунным и подлунным миром, которое историки науки считали одним из революционных открытий Галилея, готовилось, исходя из богословских предпосылок. На излете Средневековья возникло такое направление в богословии, как волюнтативная теология, приверженцы которой считали, что неправильно говорить о сущности Бога и сущности вещей, потому что сущность – это категория, заимствованная из языческой философии. Бог – сверхсущный, всемогущий, и перед ним все сущности – ничто. Поэтому говорить о разных сущностях надлунного и подлунного мира – наивно. Все сотворенное отделено столь громадной пропастью от Творца, что границы между небесным и земным мирами уже не носят онтологического характера и для теолога не имеют существенного значения. Языческие представления о сущности оказались опрокинутыми в христианском контексте.

Исаак Ньютон, с которым связан расцвет классической физики, считал, что его задача заключается в том, чтобы вернуть людей к подлинному богопочитательству. Он полагал, что есть одна абсолютная система отсчета – чувствилище Бога ("Пространство — это чувствилище Бога". И.Ньютон), относительно которой осуществляются истинные движения. Поскольку чувствилище одно, то это аргумент в пользу единства, а не троичности Бога. По словам преп. Максима Исповедника: «Триада поистине есть Монада, ибо так существует, и Монада поистине есть Триада, ибо так неизреченно ипостазировалась».

«К началу XX века в науке сложились окончательные представления о Вселенной – она бесконечная, вечная, состоит из материи, никакого отношения к библейскому тексту не имеет. Творение мира отрицалось, и фактически Вселенная наделялась атрибутами Бога. «Бог философов» странен, ибо в материальном мире растущей энтропии наибольшая приспособленность означает наибольшую примитивность, а не упорядоченность. Дольше всех «живут» камни.

 Парадоксальным образом в начале XX века в науке происходят изменения, которые радикально меняют картину мира. Тот образ мира, который мы имеем сегодня, гораздо ближе к библейскому Откровению, чем то, что было в XVII, XVIII, XIX веках. Если тогда можно было говорить о научном атеизме, то сегодня это выражение является анахронизмом. Все прежние представления о пространстве, времени и телах, которые нас окружают, просто рухнули», – подытожил протоиерей Кирилл Копейкин. 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)