Пятая лекция в Казанском соборе прот. Кирилла Копейкина «Библейские представления о сотворении мира и современная наука»

24 ноября 2017

В крипте Казанского кафедрального собора в рамках курса лекций «Библейские представления о сотворении мира и современная наука» 24 ноября 2017 года состоялась последняя встреча с протоиереем Кириллом Копейкиным.

Свою лекцию отец Кирилл начал с обсуждения миниатюры из французской Библии XIII века: «Уже в то время существовало представление, что Бог творит мир с помощью каких-то закономерностей. Это не спонтанное творение, а творение, подчиненное некоторым закономерностям. Представление о том, что сотворение мироздания подчиняется некоторым законам, сформировалось в контексте европейской интеллектуальной традиции, где бытовало утверждение о том, что Бог дает Откровение в двух видах. Первое и самое главное Откровение – Библия, но мир тоже является книгой Творца. И между этими двумя книгами противоречия нет, поскольку они созданы одним и тем же Автором. Если же мы видим какое-то противоречие, то это результат нашего недопонимания либо одной, либо другой книги. Впервые по-настоящему четко этот тезис сформулировал Фрэнсис Бэкон в первой четверти XVII века. Он говорит как раз о двух книгах Бога, причем книга природы является ключом к пониманию Библии. Прочтение книги природы позволяет нам углубить наше понимание Священного Писания».

Один из крупнейших физиков XX века и создателей квантовой механики, Эрвин Шрёдингер писал о том, что каждая наука изучает определенную область знания, но смысл не в том, чтобы достичь конкретного результата в какой-то определенной науке, цель исследований должна подчиняться заповеди Дельфийского оракула «Познай самого себя». Высшая цель науки – это познание человека и смысла его существования в этом мире. Кто мы, откуда, куда идем? На эти вопросы пытаются ответить естественные науки. Задача теологии заключается в том, чтобы осмыслить все достижения отдельных конкретных областей знания для того, чтобы сформулировать ответ на вопрос о смысле жизни.

«Современная наука началась с того, что Галилей сформулировал важный тезис: книга природы, которая дает ключи к уразумению Библии, написана на языке математики. Когда он, занимаясь наукой, описывает мир при помощи математики, то его познание по достоверности равно божественному. Именно из-за этого и произошел конфликт между Галилеем и католической Церковью. Галилей утверждал, что его математическая наука прикасается к самой реальности, так как она создана Богом. И он оказался прав. Казалось бы, математика – самая абстрактная наука. С одной стороны, математические конструкции – идеальны, они не существуют в реальности, а есть только в нашем сознании. С другой стороны, они – универсальны, математика одна на всех. Открытие математики связано с именем Пифагора, он дал доказательство в общем случае. Математика сложилась как наука в религиозном союзе пифагорейцев и была частью их религии. Она имела ясную цель – это был путь слияния с Божеством через постижение гармонии мира, выраженной в гармонии чисел», – отметил протоиерей Кирилл Копейкин. 

«Когда Бог дает Откровение, Он открывает Свою точку зрения на мир. Это не просто рассказ о событиях. Если мы хотим адекватно понять Его, то должны пытаться встать на Его точку зрения. Поскольку человек сотворен по образу и подобию Божиему, у него есть возможность хотя бы отчасти понять это. Ученый может этого и не осознавать, но он живет верой в то, что человек может постигнуть законы Вселенной. Наука – это конкретный пример религиозной веры. В истории человечества нет опыта веры более величественного и одновременно совершенно объективного, чем опыт фундаментальной науки. Сама наука с космической силой свидетельствует о богосыновстве как действительном отношении между человеком и Богом», – пояснил отец Константин.

«Французский физик Оливье Коста де Борегар писал, что Вселенная является стороной подсознательной психической вселенной. Физика – это одна из сторон психики, – продолжил он. – Согласно библейскому взгляду, человек состоит из тела и души. Что такое тело и душа в библейском контексте? Это не две субстанции, а два разных взгляда на одно и то же. Взгляд снаружи и взгляд изнутри. Сегодня наука приходит к пониманию, что то же самое справедливо и по отношению к Вселенной. Эйнштейн писал, что каждый человек, серьезно вовлеченный в научные поиски, убеждается, что законы природы демонстрируют существование духа, невообразимо превосходящего человеческий. Если допустить психичность мироздания, это позволяет разрешить ключевую для современной науки проблему сознания человека». 

«Обращение к евангельскому Шестодневу в контексте математического понимания книги природы позволяет расширить и наше понимание библейского Откровения. Бог вначале творит небо и землю. Отец Василий Зеньковский обращает внимание на то, что христианская мысль была занята прежде всего раскрытием понимания укорененности космоса в Боге. В результате представление о том, что мир обладает своим собственным бытием, оказалось оттеснено на периферию христианской мысли. Подчиненность закону дает возможность сегодня по-новому говорить о том, в каком смысле слова воля Бога осуществляется здесь на земле. Очень часто возникают споры о том, как понимать библейский рассказ о сотворении человека и сотворении всех других живых существ. Мы поняли, что есть фундаментальная структура бытия – небо и земля, разделенные законом. Бог творит закон, который управляет всем живым. Он творит род птиц, род зверей, род травы. Творится принцип, по которому уже начинается дальше внизу, под законом, движение всего. Небо, вода и земля, по указанию Бога, производят сами. Когда мы говорим, что Таинства реальны, это означает, что материя этого мира (хлеб, вино, сами причащающиеся) такова, что она способна к единению с Богом. У человек есть пространство свободы, в котором он может выбирать, что ему делать. Апостол Павел пишет: Мы – Его творения, буквально поэма, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Именно в Нем мы живем, движемся и существуем», – подытожил отец Кирилл.

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)