В канун праздника Крещения Господня в Казанском кафедральном соборе совершено всенощное бдение

18 января 2018

 В канун праздника Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 18 января 2018 года, в Казанском кафедральном соборе совершено всенощное бдение, которое возглавил протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора.

Чин литии возглавил протоиерей Николай Преображенский.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr

Фотограф Сергей Петровhttps://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157668624014899

 См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

Богослужение на праздник Крещения Господня начинается великим повечерием, большую часть молитвословий которого вычитывают чтецы. Однако в этой части богослужения хор исполняет песнопение пророческих слов Исайи о том, что в мир является Спаситель, "Бог крепкий и Властитель", которого нарекут Еманнуил (это имя означает — "С нами Бог"). Само песнопение называется по первым словам пророчества — "С нами Бог". Из праздничных песнопений великого повечерия стоит выделить тропарь и кондак Крещения Господня.

Повечериие переходит в литию — часть богослужения, за которой священник читает молитву на освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея (растительного масла).

По окончании литии и праздничных стихир начинается утреня, отправляемая по обычному уставу бдения на великие православные праздники.

На утрени после троекратного пения тропаря и чтения псалтири хор исполняет гимн "Хвалите имя Господне", именуемый полиелеем. Само название "полиелей" с древнегреческого языка переводится "много милости". Это песнопение прославляет великие милости Бога к человеку. Далее духовенство и хор в особом песнопении (величании) воспевают ныне крестившегося Христа.

Затем следует чтение евангельского зачала о принятии Христом крещения от пророка Иоанна в Иордане, читается праздничный канон. В конце утрени хор исполняет праздничное великое славословие, которое принято петь по уставу на всех торжественных службах. По окончании утрени вычитывается первый час.

Из проповеди митр. Николая (Ярушевича) на Крещение Господне. ЖМП № 1, 1951 г.

Господь Иисус Христос Своим Крещением начал дело спасения людей от греха, Свой земной подвиг служения людям, чтобы, совершив его, через Свою Смерть, Воскресение и Вознесение на небо войти в Свою предвечную славу. Своим примером, а на конце Своего пребывания на земле и словом (см.: Мф. 28.19) Он установил таинство крещения, через которое и мы, как через некую дверь, вступаем на путь своей земной жизни, своего земного подвига. Через таинство крещения мы входим в семью детей Небесного Отца и приобретаем право на наследование вечного блаженства. И над нами в святые минуты крещения как бы разверзались небеса, и Дух Святый сходил на нас Своею благодатью, и Бог Отец усыновил нас Себе, соделав нас с этой священной минуты Своими детьми.

Таинство крещения, которое все мы, православные люди, приняли в детстве, омыло с нашей души и те следы прародительского греха, совершенного первыми людьми, с какими рождается каждый человек.

И каким чистым, святым и безгрешным был каждый из нас в дни своего младенчества! О, если бы мы сохранили эту чистоту, если бы мы пронесли эту святость через весь свой земной путь! Но мы не сохранили этой чистоты и этой святости.

Когда человек идет по болоту, пятна и брызги грязи прилипают к его одежде, и, чем дольше он идет по болотистой земле, тем все больше грязнится его одежда. Так происходит и с той белоснежной одеждой нашей души, с какой мы вышли из купели святого крещения: сначала грех лежит малыми пятнами, а потом покрывает ее целыми пластами. Когда мы проходим через колючие кусты, наша одежда рвется, и, если нам нужно много преодолеть колючего кустарника на своем пути, мы изорвем всю одежду. Так жало греховное и грязь наших пороков и страстей пачкают и рвут одежду нашей души. И что было бы с человеком, если бы у него не было средства очистить и исправить эту свою одежду или заменить ее новой!

Но Господь не оставил нас и в таком состоянии без Своей Божественной помощи. Для того Он и поручил Своей Церкви преподавать нам благодать покаяния, чтобы этой благодатью при наших слезах раскаяния наша душа облекалась в чистую, новую одежду, такую же, в какой она была в дни нашего младенчества.

О, какое это чудодейственное средство! Святые отцы Церкви называли покаяние вторым крещением, или спасительной доской после кораблекрушения. Благодать покаяния всегда, в каждом храме, каждый день ожидает нас, чтобы снизойти в наше кающееся сердце. Нужно только одно: чтобы наше покаяние было не только произнесено нашими устами, но чтобы участвовало в нем все наше сердце, все наше внутреннее существо.

Каким должно быть и наше раскаяние в грехах?

Когда хорошее, неиспорченное дитя провинится в чем-либо перед своими родителями, оно спешит рассказать об этом отцу или матери и говорит не иначе, как с горькими слезами и с чувством стыда. Это образец нашего покаяния: горькие слезы от сознания своей вины и стыд за совершенный проступок.

Вспомните блудного сына, который не только принес сокрушенное покаяние перед лицом встретившего его отца, но еще по пути к отцу, когда в его сердце еще только зародилась мысль о покаянии, он уже сокрушался словами: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк.15:21). Приносимое нами покаяние должно начинаться у нас, как только мы сознаем, что совершили греховное преступление перед Богом и Его заповедями.

Все вы знаете о великом подвижнике IV века преподобном Ефреме Сирине, который в своих подвигах достиг высших ступеней чистоты и смирения. И вот какие слова этого подвижника, записанные его учениками, исторгались из его сердца: «Однажды вдруг пришел мне на память страшный день пришествия Христова. Все кости мои вострепетали, ужас объял тело и душу мою, от скорби сердца начал я плакать и, стеная, говорил: как я, грешный, явлюсь в этот страшный день? Мученики покажут свои язвы, подвижники — добродетели, а я что покажу, кроме нерадения и лености?» Вот как надо каяться в своих грехах. Чем чище душа человека, тем яснее его духовному взору и самые малые греховные пятна на бессмертной душе.

Вот так и событие Крещения Господня, напоминая нам о нашем крещении, о нашем безгрешном младенчестве и о наших многочисленных грехопадениях, зовет нас, если мы хотим быть верными детьми своего Небесного Отца, поборать в себе все скверное, смрадное, греховное и очищать от этого свою душу, зовет никогда не забывать, что не войдет в Царство Небесное «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27).

Грех — это страшная зараза. Если человек, уколов себе палец, внесет через этот укол в свое тело заразу, то у него начинает болеть, лихорадить все тело. И грех, как бы он ни вошел в нашу душу — через зрение, через слух, через руки или ноги, — заражает все наше внутреннее духовное существо: и сердце пленяется грехом, и думает человек о грехе, и воля его хочет повторения греха.

Грех — это яд, которым отравляется наша богоподобная, бессмертная душа, и если этого яда мы не извлечем из сердца, то душа будет обречена на вечную смерть.

Грех — это сети, в которых запутывается наша душа, как птица, попавшая в сети ловца, лишаясь свободы и проявления своей воли.

Грех — это стена, которая создается между нами и между Богом, ибо «мерзость пред Господом — путь нечестивого» (Притч. 15.9), и разрушить эту стену может только наше покаяние.

Грех — это камни, закрывающие нам вход в Царствие Небесное, потому что нераскаянный грешник лишается счастья наследовать то, что Господом приготовлено для Его детей.

Итак, дорогие мои, видя в грехе своего самого страшного врага, какой только может встретиться человеку в его земной жизни, будем бороться с ним. Пока мы еще живы, ходим, видим, пока в груди не перестало биться живое сердце, надо спешить очищать себя покаянием и приобретать вместо гордости — смирение, вместо злобы и жестокости — сострадание и любовь, вместо плотской нечистоты — целомудрие и воздержание.

Для того и совершил Свой земной подвиг Господь Иисус Христос, начав его Крещением в реке Иордане, чтобы открыть нам двери Царства Небесного, научить нас идти к этим дверям и через Свою Святую Церковь подавать нам помощь в борьбе с грехами на всем нашем земном пути.

Пусть будет страшно каждому из нас оттолкнуть эту любящую руку Небесного Отца, простертую к нам с Его Божественной помощью, и умереть для вечной жизни.

 

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Информация | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)