Лекторий 27 января 2018: СОЗАВИСИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

27 января 2018

В крипте Казанского кафедрального собора 27 января 2018 года состоялся мастер-класс практикующего психолога, члена Епархиального общества православных психологов Марии Василенко под названием «Созависимые отношения в семье». Мероприятие прошло в рамках фестиваля «Православная психология на практике»

«Институт семьи и брака претерпевает сегодня не лучшие изменения – растет число незарегистрированных браков и разводов. Все это вызывает у людей состояние стресса и часто приводит к алкоголизму, наркомании и другим видам зависимостей, – начала свой мастер-класс Мария Евгеньевна. – Кроме химических зависимостей сейчас появляется большое количество поведенческих зависимостей, когда человек зависит от какого-то процесса, например, игромания, интернет-серфинг, расстройство пищевого поведения. Механизм химической и поведенческой зависимостей абсолютно одинаковый».

«Существует два полюса в зависимых отношениях. Созависимый зависит от другого человека и не может без него жить, даже если не любит его. Это можно назвать еще слиянием. Созависимость – это аддикция отношений, то есть зависимость от отношений. Среди созависимых больше женщин, потому что у них есть потребность любить, отдавать, жертвовать. Созависимый утрачивает ощущение своей личной жизни, обесценивает себя. Внешне успешный, независимый и закрытый человек, который живет по принципу «мне никто не нужен, я все могу сделать сам», зависит от своего одиночества – это называется контрзависимостью. Оба этих психологических типа живут без Бога, так как отказались от образа Божиего в себе, того потенциала, который им дал Господь. Посередине между этими двумя типами есть взаимозависимые люди, которые могут быть одни, в том числе и в общении с Богом, и спокойно контактировать с людьми, выстраивая искренние доверительные отношения. Взаимозависимость условно в психологии считается нормой. Когда человек может плавно двигаться от людей и внутрь себя, это является взаимозависимостью. Но, к сожалению, большинство людей выбирает себе путь созависимых отношений, потому что «прилепиться», слиться с другим и отказаться от себя, уйти от тревог им легче», – пояснила Мария Василенко.

«Созависимость – это рабство. Апостол Павел сказал: «Вы куплены дорогой ценой, так не будьте рабами людей!» Созависимый – это раб, отказавшийся от себя, ценности своей жизни и того промысла, который определил ему Господь. Американский экзистенциальный психолог Ирвин Ялом писал о созависимости: человек избавляется от тревоги, теряя самого себя. Его одинокое сомневаюшееся «я», порождающее страх изоляции, растворяется в «мы». Растворение в «мы» – это и есть утрата образа и подобия Божиего», – отметила Мария Евгеньевна.

Психолог определила основные признаки созависимости – слияние, отказ от себя, контролирующее поведение. Свою внутреннюю пустоту созависимый пытается заполнить чем угодно: удовольствиями, работой, покупками. Пустота требует заполнения, душа – христианка, она требует общения с Богом. Но человек этого еще не понимает, и все его попытки заполнить пустоту приносят облегчение на очень короткое время. Что-то мешает человеку признать свой внутренний потенциал, дарованный Богом, и почувствовать радость бытия и свой промысел. Причинами созависимостей являются тяжелые детские травмы, отсутствие эмоциональных привязанностей. Признаки созависимости в когнитивной сфере – низкая самооценка, чувствительность к критике, навязчивые мысли, мифологическое мышление, неопределенность психологических границ, склонность к резким суждениям, поражение в духовной сфере. Созависимость в эмоциональной сфере выражается в преобладании негативных эмоций (вина, стыд, страх, гнев), в поведенческой сфере – в повышенном контроле над окружающими, манипуляциях для получения власти над человеком, неразборчивости в связях.

«Созависимыми являются те люди, которые находятся в браке или в близких отношениях с зависимыми, имели одного или двоих родителей-зависимых и которые выросли в деструктивных семьях. Созависимые люди часто выступают жертвами, но это не жертва ради другого, а жертва за власть, то есть эгоизм. В этом состоит отличие созависимой жертвы от христианской, которая является осознанной. Христос понимал, ради чего жертвует Собой, и оставил нам свободу выбора принимать Его жертву или нет. Если мы пойдем за Ним, то Он нас примет в Свое лоно и будет с нами. Его жертва проистекает из любви. У созависимой жертвы нет любви, есть только эгоистическое стремление к власти. Христианская жертва бескорыстная, созависимая жертва всегда преследует корысть. Любовь – это воплощенное добро, а созависимость – насилие, которое приводит к страданию», – подчеркнула Мария Василенко.

Психолог указала на то, что скорректировать созависимые отношения можно, если встать на путь преодоления страсти, направленный на восстановление человека в образе и подобии Божием. Проводить коррекцию можно только системно – психологическими методами (горизонталь) и духовным возрастанием, аскетическими методами (вертикаль). Мария Евгеньевна закончила лекционную часть своего мастер-класса словами американского психолога Вирджинии Сатир: «Я хочу любить тебя, но не держать тебя; я хочу ценить тебя без рассуждений; я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя; я хочу просить, но не требовать; я хочу помогать, но не упрекать неумением. Если мы оба будем хотеть этого, то мы можем встретиться». «Прежде чем встретиться с другими людьми, мы должны встретиться с собой и принять свою жизнь», – заключила Мария Евгеньевна.

В конце лекции слушатели смогли задать все интересующие их вопросу ведущей и высказать свою точку зрения на обсуждаемую тему.

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)