СОБОРНОЕ ЧТЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА В КАЗАНСКОМ СОБОРЕ
12 февраля 2018Соборное чтение Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, приуроченное к Неделе о Страшном Суде, состоялось 12 февраля 2018 года в Казанском кафедральном соборе.
В чтении участвовали протоиереи Сергий Клименко, Андрей Герасимов, Александр Пашков, Сергий Кудряшов, Михаил Шастин, Алексий Дорофеев, иереи Игорь Марчук, Георгий Христич, Георгий Кобрин, диаконы Илия Трифонов, Симеон Сорока, Кирилл Николаев и другие. Книга Откровения была прочитана полностью на современном русском языке в синодальном переводе. Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — последняя книга в Библии, принятая Церковью в качестве канонической (см. Толковую Библию под ред. А.П.Лопухина).
Это особая книга, она не читается за богослужением, потому что сложна в толковании и поэтому глубина этого текста полностью не осознана верующими. Апокалипсис — это особый жанр священной библейской письменности и древней письменности вообще. Слово это означает «откровение». Бог открывает нечто отдельным мудрым мужам, которые рассказывают миру о том, что совершается в глубинах истории, какие силы управляют миром, к чему идет человечество и вся Вселенная.
В допетровской Руси существовала традиция, в которой практиковалось соборное чтение Апокалипсиса представителями разных сословий в Москве на площади перед Успенским собором, а также в других крупных городах.
Как писал современный ведущий отечественный библеист, профессор СПб православной духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев, род. 9 дек.1943 – ум. 21 дек.2017) в своей книге «И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису» : «Апокалипсис, пожалуй, самая утонченная книга Нового Завета с точки зрения ее структуры и обилия образов, для понимания которых необходимо знание или по крайней мере знакомство со всеми книгами Ветхого Завета и не только. Мир Апокалипсиса — это настоящее море символов, которые должны быть не просто прочитанными, но понятыми и переосмысленными. Это — задача тщательной научной экзегезы».
Как писал другой современный проповедник и библеист прот. Александр Мень (22.01.1935-09.09.1990): «Эта книга проливает свет на самую загадочную часть Священного Писания и показывает, что символический язык Апокалипсиса может быть «достаточно прозрачен и понятен». Многочисленные символы, фантастические образы и видения раскрываются через образы пророческих книг Ветхого Завета».
Апокалипсис, кроме того, книга педагогическая, говорящая всем нам о том, что никакого «конца света» не будет, пока с нами Христос (вернее, пока мы будем пребывать со Христом, а не с антихристом – мнимым «благодетелем человечества»). Ибо Бог, наделив человека свободной волей, спасает нас, но не без нас. Апокалипсис – это книга-предупреждение о грозящей всему человечеству опасности при крайнем отсутствии в людях сострадания и покаяния, при полной потере веры, надежды и любви.
Архим. Ианнуарий, комментируя Апокалипсис в своих беседах, записанных на радио «Град Петров», в заключение отметил: «Как мы видели, в книге Откровения содержится в более или менее таинственной форме то, что встречается в разных других книгах Священного Писания, от книги Бытия до Апостольских посланий. Для чего же нам нужна эта последняя книга Библии? Ответ содержится уже в ее форме, о которой мы только что сказали или подумали. – Она как бы подводит черту под всем гигантским объемом канона Священного Писания. Она очень своеобразно переформулирует все сказанное прежде. Действительно, мы можем обойтись и без этой книги, быть спасенными, не зная ее: ведь Откровение не говорит нам ничего такого принципиального, чего мы не могли бы найти в других разделах Писания. Нигде в Новом Завете нельзя найти и намека на то, что Евангелие Христово, к концу I века проповеданное уже почти по всему римскому миру, было неполным, так что нуждалось еще и в дополнении в виде книги Откровения. Нет, конечно. Зачем же эта книга? Можно сказать, что она дана нам для того, чтобы мы не застывали в привычных формулировках. Она, как вряд ли какая другая книга Писания, пробуждает наше воображение и открывает простор для истолкования основных библейских истин применительно к постоянно изменяющимся жизненным ситуациям постоянно изменяющегося мира с его общественным устройством, наукой, культурой и идеологией. Откровение было написано в Римской империи в конце I века, и реагировало на окружающий мир в терминах того времени, которые сегодня нам чужды по форме. Но сущности, стоящие за этими терминами, остались неизменными. Мир по-прежнему зол, наполнен идолами и борьбой. По-прежнему в этом мире существует Церковь Христова, перед которой стоят те же самые задачи, что и прежде. И вот книга Откровения учит нас, как мы можем реагировать на окружающий нас в XXI веке мир в терминах современности. Перевод образов и терминов культуры I века на язык современной нам культуры – дело толкования, очень трудное дело. Оно не каждому по плечу и требует искусства, вдохновенного Святым Духом. Но… книга, как в ней и сказано, – не запечатана и потому взывает к нашему внимательному прочтению, научному пониманию и мудрому истолкованию».