Митрополит Варсонофий совершил вечерню с чином прощения в Казанском кафедральном соборе

18 февраля 2018

Вечером в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, 18 февраля 2018 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню с чином прощения в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром.

В алтаре молился секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.

После отпуста вечерни митрополит Варсонофий прочитал молитвы на начало поста Святой Четыредесятницы.

Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. 

"Великий пост никогда не бывает в тягость, это укрепление души и тела, — начал владыка. — Вступая в пост, мы должны по обычаю испросить друг у друга прощения. Пост немыслим без молитвы и покаяния. Чтобы правильно молиться, нужно быть примиренным. Часто мы обижаемся на людей. Обида начинает кровоточить в нашем сердце. Это должно быть излечено перед постом. Если у нас есть рана на теле, мы идем к врачу, он лечит, рана затягивается, боль проходит. То же происходит с душой — пока мы не примиримся с тем, с кем поссорились, рана будет кровоточить. Как только примиримся, боль не будет ощущаться. Нельзя перед постом к кому-то чувствовать неприязнь. Когда мы каемся, просим прощения у Бога. Он готов нас простить, если мы прощаем ближних. Молитва, покаяние и пост связаны, все надо делать одновременно".

"Мы устаем от ближних, но мы — одна семья, у нас один Отец — Бог, а мы -братья и сестры, — продолжил архипастырь. — Тех, кого дал нам Господь, мы должны не только терпеть, но и любить. У нас нет любви к Богу и ближнему, а это главная заповедь, по которой узнают, что мы ученики Христовы. Есть другие признаки — кротость и смирение. Господь говорит: научитесь этому от Меня. Мы привыкаем наблюдать за недостатками, грехами других. В пост это запрещено. Нужно зреть свои прегрешения, как говорится в молитве преподобного Ефрема Сирина. Когда мы наблюдаем за чужими грехами, не видим своих, когда начинаем наблюдать за своими, не видим чужих. Пост приятен, если стараться не грешить. Если грешить — осуждать и злиться, пост пройдет впустую. А лукавый нас все время настраивает на это".

"Как только мы начнем поститься, появляется раздражение. Бес понимает, что мы кланяемся Богу, но привык, чтобы мы ему клали поклоны, его волю исполняли. А постом и молитвой бес изгоняется. И он делает все, чтобы энергию поста мы направили на ближнего, начали злиться на него. Человек начинает ругаться, гневаться, гордиться, пост идет впустую. Нужно внимательно наблюдать, как мы живем в эти дни, стараться сохранять душевный мир. В противном случае окружающие о нас подумают: что за пост у них — не едят скоромного, а людей не любят. Когда пройдет Страстная седмица, мы встретим Светлое Христово Воскресенье. Когда с нами Бог, с нами вечность. Господь совершил Свой искупительный подвиг за всех людей. Но участь каждого будет зависеть от того, как он настроится на Бога", — заключил митрополит Варсонофий.

Он пожелал верующим приступить к посту в хорошем настроении и прожить его как лучшее время года, упражняясь в добродетели.

Затем был совершен чин прощения, за которым владыка митрополит и духовенство испросили друг у друга и у народа прощение.

 

Самый долгий в году пост — Великий пост — предваряется днём, который именуется Прощёным воскресеньем.

В этот день все верующие просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, чтобы очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Иисуса Христа.

В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на Земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr:

1. Фотограф Станислав Марченкоhttps://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157665894322398

 2. Фотограф Димитрий Рябченков: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157665900823768

 См. также просмотр этих фотогалерей в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Информация | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)