В Неделю 1-ю Великого поста митрополит Варсонофий совершил Божественную Литургию в Казанском кафедральном соборе

25 февраля 2018

В Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, 25 февраля 2018 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов, духовенство кафедрального собора.

После сугубой ектении митрополит Варсонофий вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь после запричастного стиха произнес протоиерей Алексий Дорофеев.

После отпуста Божественной Литургии митрополит Варсонофий совершил чин Торжества Православия.

В завершении богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

"Торжество православия — это праздник победы Святой Православной Церкви, — начал владыка. — Мы знаем из Евангелия, что как только Спаситель появился на земле, тьма начала борьбу с Ним. Как только Господом была устроена Церковь на земле, начались страшные гонения и три века Церковь была гонима — сначала от иудеев, потом от римских императоров. Получив в IV веке свободу, оградив себя от внешних угроз, Церковь получила внутри себя страшные ереси и расколы. Но соборным разумом удалось выработать догматы о Святой Троице, о соединении двух природ, Божественной и человеческой, во Христе Спасителе. И последний догмат — об иконопочитании, который был зафиксирован на VII Вселенском Соборе".
"Мы имеем возможность прикладываться к иконам, — продолжил архипастырь. — Поклоняясь образу, мы поклоняемся первообразу Спасителя, который так Себя упростил в воплощении. Мы поклоняемся кресту, на котором Господь совершил наше спасение, чтим Божию Матерь, святых, мощи, пронизанные Духом Святым. Наши храмы и дома немыслимы без икон. Прикладываясь к ним, мы открываем для себя окно в вечный мир, откуда изливаются благодать, радость, любовь Божия. Народ чувствует благодать, которая исходит от этих образов".
"Господь предупреждает нас в Евангелии, чтобы мы относились благоговейно не только к иконам, но и к людям, потому что каждый человек — это образ Божий. Человек носит в себе печать Божию. Если мы кого-то презираем, ненавидим, то поступаем, как иконоборцы. Нужно внимательно относиться к каждому человеку. Ввести ближнего в грех — равносильно тому, чтобы бросить иконы в грязь. Невозможно различать человека и икону, потому что и там, и там — печать образа Божия. Святая Церковь победила все ереси и расколы, утвердила православие. Господь дал нам спасение, и теперь мы должны в своем сердце одержать победу над грехами и страстями, в чем да поможет нам Великий пост", — заключил митрополит Варсонофий.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr:

1. Фотограф Андрей Петров: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157664094542357

 2. Фотограф Сергей Петров:  https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157692118868481

 См. также просмотр этих фотогалерей в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами.

Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.

К XI веку, возможно и раньше, сложился особый чин Торжества православия (Последование в неделю Православия, иначе Сино́дик), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению церкви, тяжкие прегрешения перед Православной церковью.

На Руси чин Торжества православия был введён в XI веке преподобным Феодосием Печерским, который вводил в своей обители ктиторский устав по образцу типика Алексеевского монастыря (один из уставов так называемой Студийской группы) в Константинополе. Сначала в него добавлены были имена почивших князей, святителей, монахов, а позже в него были добавлены имена русских еретиков. Чин неоднократно изменялся и не был единообразным на Руси, рукописные списки в разных местах отличались друг от друга. Первое печатное издание было изготовлено в Малой России (в составе Речи Посполитой) в 1627 году в составе Триоди Постной при архимандрите Захарии Копыстенском и под наблюдением «архитипографа» Памвы Берынды. В Москве первое печатное издание в Триоди Постной в 1656 году при патриархе Никоне. Всего к XVIII веку в нём было 20 анафемствований и до 4000 имён людей, объявленных еретиками. В 1767 году был напечатан чин Торжества православия, отредактированный архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким), который исключил из него многие имена лиц, кому возглашалась «вечная память», а также имена многих гражданских преступников и расколоучителей, которым провозглашалась анафема. Чин ежегодно совершался в кафедральных соборах на середине храма перед иконами Христа и Богородицы. В 1801 году чин был заметно сокращён, в нём стали только перечисляться ереси без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников остались только Григорий Отрепьев и Иван Мазепа. В 1869 году из текста чина были убраны имена государственных преступников. К 1917 году чин Православия включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания имён конкретных лиц.

Во времена советской власти в России во время совершения чина Торжества православия не провозглашались анафемы. В 90-е годы XX века провозглашение анафем было допущено только на архиерейском богослужении.

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Информация | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)