Лекторий 10 марта 2018: «ПОХВАЛА И НАКАЗАНИЕ: ИСКАЖЕННЫЕ И ПРАВИЛЬНЫЕ ФОРМЫ»

10 марта 2018

В лектории Культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора 10 марта 2018 года состоялась психологическая мастерская «Похвала и наказание: искаженные и правильные формы» в рамках проекта «Психологические мастерские» ИПКиП РХГА. Ведущим мастерской стал председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, руководитель Санкт-Петербургского епархиального центра «Супружеские встречи» протоиерей Александр Дягилев.

«За чувства в человеческом мозге отвечает лимбическая система. Она была открыта лишь в 1952 году, – начал мастер-класс отец Александр. – Если между корой головного мозга, которая ответственна за наше сознание, нашу личность, и лимбической системой нет связи, то у человека начинается расстройство, которое называется алекситимия – неспособность осознать свои чувства. Первый признак этого расстройства – когда человек на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?» отвечает так, как если бы его спросили: «О чем ты сейчас думаешь?».

«Преподобный Максим Исповедник писал, что чувства пересылают уму представление о видимом бытии, это средство перехода ума к бытию умопостигаемому. Иисус Христос имел волю Божественную и человеческую, которая была подчинена Божественной. Господь имел человеческие чувства – Он скорбел, гневался, радовался, плакал, терзался и даже испытал на кресте чувство богооставленности. Чувства не бывают плохими или хорошими, греховными или негреховными, а бывают приятными или неприятными. Люди часто совершают ошибку, когда на исповеди каются в чувствах. Чувства не могут быть греховными, потому что мы не можем отвечать перед Богом за то, что от нас не зависит, что существует помимо нашего сознания. Греховными или негреховными бывают те или иные способы выражения чувств, способы достижения приятных чувств или ухода от неприятных чувств, помыслы, слова и поступки. Состояние – это чувство, которое мною осознано и которое мне выгодно чувствовать, я его в себе культивирую. Обычно чувство не длится дольше 10-20 минут, если человек пребывает в каком-то чувстве день, два или неделю – это уже не чувство, а состояние. Состояния бывают греховными или негреховными. Чувство уныния грехом не является, а состояние уныния – один из смертных грехов», – пояснил протоиерей Александр Дягилев.

«За чувствами стоят потребности – физические (в пище, тепле, сне, интимных отношениях, телесной целостности и неприкосновенности) и психические (в безопасности, уважении и одобрении, принятии, автономии и принадлежности и другие), – продолжил ведущий. – Если потребность нарушена, то возникают неприятные чувства, если удовлетворена – то приятные. Потребности удовлетворяются либо через ценности, либо через суррогаты – в этом случае возникает иллюзия удовлетворения потребности».

«Когда то, что я делаю хорошо, вообще никак не подчеркивается окружающими, то нарушается потребность в принятии и уважении, потребность любить и быть любимым, теряется смысл, – отметил отец Александр. – Когда испытываете неприятные чувства, используйте «я-сообщения» – расскажите, что вы чувствуете, опишите свои чувства без слова «ты», назовите их конкретно. Настоящее сочувствие – это когда называешь чувства другого человека. Активное слушание позволяет правильно выразить сочувствие». Так, в медицине эмпатией (Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания) часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания.

«При наказании нельзя вешать на личность ярлыки. Всякий раз, когда человек нас унижает, – он решает свою проблему. Классическое наказание, прежде всего физическое, подобно лекарству, которое быстро и эффективно достигает цели, но имеет огромное количество побочных эффектов. В результате наказания мы не достигаем всех целей. Последствие отличается от наказания тем, что, когда человек предупрежден, его поступок является его выбором. Когда человек что-то нарушает из оговоренных условий, то происходит лишение привилегий, но ни в коем случае не ущемление основных базовых потребностей. Человек должен чувствовать себя в безопасности, должны удовлетворяться потребности в принятии и уважении, автономии, потребности любить и быть любимым, ощущение смысла того, что происходит, должны оставаться всегда, даже если наступают последствия. Человек должен понимать, что последствия – это закономерный итог его действий. Поэтому хвалить – это значит называть свои чувства в связи с конкретным действием и проявлять внимательность к этому действию. Наказывать – значит формулировать последствия как лишение привилегий. Важно разделять личность и действия – личность плохой не бывает, действия бывают плохими. За наступившее действие должно наступать последствие, которое оговорено заранее», – подытожил протоиерей Александр Дягилев.

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Информация | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)