Хиротония во епископы архим. Маркелла (Ветрова) патриархом Московском и всея Руси Алексием II на Крестовоздвижение (27 сентября 2006 г.)

27 сентября 2006

     В заседании Священного Синода 19 июля 2006 года архимандрит Маркелл (Ветров), настоятель собора Феодоровской иконы Божией Матери в Пушкине (Царское Село), преподаватель Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, избран епископом Петергофским, викарием Санкт-Петербургской епархии.

       26 сентября 2006 года, в препразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Золотом зале митрополичьих покоев Александро-Невской лавры в Петербурге было совершено наречение архимандрита Маркелла (Ветрова) во епископа Петергофского, викария Санкт-Петербургской епархии.

       Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Брюссельский и Бельгийский Симон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Новгородский и Старорусский Лев, Тверской и Кашинский Виктор, Тихвинский Константин, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон.

       При наречении во епископа архимандрит Маркелл (Ветров) произнес речь:

       «Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!

       В этот знаменательный для меня день я со смирением и трепетом предстою перед вами, приемля святую волю Господа нашего Иисуса Христа, указанную мне через ваше решение о моем избрании епископом достославного града Петергофа с послушанием митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру.

       Сознавая, что еще недостаточно потрудился над собой и мало послужил Матери-Церкви, я в то же время вспоминаю слова святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна о том, что Господь силен восставить Себе служителей и из камней в пустыне, и с покорностью и надеждой на помощь Божию принимаю нелегкий крест епископского служения.

       Всем беспокойным эпохам, в том числе и той, которую мы ныне переживаем, свойственно сближать умы, содействовать диалогу между труждающимися и мыслителями всех направлений и привлекать внимание людей более к тому, что их соединяет, чем к тому, что их разделяет. Эта встреча умов и сердец составляет огромное благо для человечества.

       Тем не менее христианин, проявляя всемерную готовность понимать других и ведя себя примирительно, ни на йоту не должен поступаться своим собственным православным мировоззрением. Впадение в ложный “иренизм”, в примиренчество, было бы плохой услугой как делу веры, так и делу гуманизма, поскольку нивелировка всегда означает обеднение. Ибо лишь уповая на всеукрепляющую благодать Святого Духа, на живое учение Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, мы можем созидать пастырское служение во всей его полноте.

       Уже на протяжении многих лет Вы, Ваше Святейшество, являетесь примером такого служения, питаемого незыблемым словом Христовым. В своем первосвятительском служении Вы черпаете духовные силы в Источнике жизни, питавшем Апостолов, свидетелей Христовых. Будучи их преемником в наши дни, Вы отдаете все свои силы и здоровье на благо Церкви, отечества и народа, всей своей жизнью свидетельствуя о евангельской истине. Ваши мудрость и справедливость снискали заслуженное уважение в гражданском обществе и всеобщее почитание верных чад Русской Православной Церкви.

       В Санкт-Петербургской епархии, где проходило и Ваше архипастырское служение, имеются все возможности для воспитания будущих служителей Церкви. Ныне под отеческим руководством Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира клир и миряне нашей епархии достойно осуществляют миссию Церкви Христовой. Сознавая высочайшую степень предстоящей мне ответственности, со смирением и духовным трепетом выражаю благодарность Его Высокопреосвященству за оказанное мне доверие быть его помощником на новом для меня поприще.

       С юных лет посещая Псково-Печерский монастырь, пребывая вблизи святынь и внимая трепетным молитвам монашеской братии, я проникался любовью к монашескому подвигу. Господь судил мне быть свидетелем беззаветного служения приснопамятного митрополита Никодима, для которого Церковь деревенского прихода российской провинции и Церковь Вселенская были в одинаковой степени проявлением богочеловеческого единения в любви, ибо там, где он совершал Божественную Евхаристию и причащался Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, был для него рай и реальное присутствие Царства Божия на земле. Этот неисчерпаемый благодатный опыт навсегда остался в моем сердце и целил мои немощи в самые сложные моменты жизни.

       В этот чрезвычайно трудный и безмерно ответственный для меня день хочется воскликнуть словами святителя Илария Пиктавийского: “Господи, сохрани же в неприкосновенности мою благоговейную веру и даруй мне прояснение о знании моем, дабы я твердо хранил обретенное и соблюдал исповедание Символа веры в возрождение мое”.

       Но главное для епископа даже не собственное спасение, а служение во спасение того стада Христова, которое он получает в духовное водительство от Бога. “Пусть будет угоднее Небу, чтобы вы спаслись, – восклицает святой Иоанн Златоуст в своей пламенной проповеди, – а я был обвинен в дурном исполнении своего долга, вместо того, чтобы я увидел вас погибающими...” Для святителя не важно было, сколько человек и с каким вниманием слушают его поучения, ведь даже Христос проповедовал одной самарянке, да и вода бежит из источника вне зависимости от того, сколько людей из него черпают. И все же учитель Церкви напоминает об ответственности проповедника за конечный результат своих поучений: “Проповедуй этому народу, и если он не отверзет ушей, ты сам не будешь безвинен”.

       Служение епископа в сегодняшнем мире представляется мне особенно сложным, ибо практика современной общественной жизни весьма далека от основ, донесенных до нас Церковным Преданием. Церковь не может быть изъята из этого мира, но она и не должна в этом мире растворяться, смирившись с его грехами и безверием. Церковь должна прорастать в этом мире среди буйного цветения плевел, должна остаться способной духовно оживотворять этот мир.

       Епископ – носитель благодати апостольской. Слова Апостола Павла из его послания к Тимофею обращены к каждому архипастырю: Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15). В другом послании Апостол дает совет, как этого достичь: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16). Все остальное – дело спасающей благодати Божией. За этим кратким увещанием Апостола – вся жизнь архипастыря, без остатка. Ради дела спасения хотя бы немногих нужно сораспяться Христу, со Христом умереть за свою паству, чтобы иметь надежду на воскресение с Ним.

       Потому, возлюбленные богомудрые иерархи, хочется обратиться к Вам со словами молитвы из последования погребения: Прошу всех и молю, непрестанно о мне молитеся Христу Богу... да вчинит мя, идеже свет животный. Умереть для этого суетного мира, чтобы отблески невечернего света Небесного Царства коснулись человеческих сердец, – это и есть дело епископа Церкви, чтобы этим Божественным светом всеисцеляющей благодати пастырь добрый мог поделиться с теми, кого поручает Господь его попечению. Помолитесь же, отцы всечестные, чтобы все труды мои были во славу Божию и на благо Церкви Христовой. Аминь».

       27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Казанском кафедральном соборе в Петербурге за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Маркелла (Ветрова) во епископа Петергофского, викария Санкт-Петербургской епархии.

       Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Брюссельский и Бельгийский Симон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Новгородский и Старорусский Лев, Тверской и Кашинский Виктор, Петрозаводский и Карельский Мануил, Тихвинский Константин, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон.

       По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, вручая епископу Маркеллу архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.

      

       Преосвященный епископ Маркелл!

       Благоволением Божиим и избранием Священного Синода ты призван ныне к высшему служению в сане епископа, ты сподобился принять жребий апостольства в Святой Церкви.

       В час твоей епископской хиротонии, возлагая на тебя свои святительские руки, мы возносили молитвенный глас к Пастыреначальнику Христу – «Первосвященнику будущих благ» (Евр. 9, 11), да приидет на тебя благодать Всесвятого Духа и исполнит тебя своей Божественной силы.

       Сорок пять лет назад я вступил на крестный, жертвенный путь епископского служения. На память приходят слова братских пожеланий митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, которому Бог судил тебе послужить в годы твоей юности. «Если твой свет, возлюбленный брат, – напутствовал он меня тогда, – “просветится пред человеки”, если пастыри твоего стада будут подобны горящим светильникам, то, несомненно, будут зримы и плоды трудов твоих, а люди будут познавать и славить Отца нашего Небесного.

       “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий” (1 Кор. 13, 1) – это наставление и предостережение апостольское мы всегда должны помнить, благовествуя миру о Божественной любви, воплотившейся и восшедшей на Крест нашего ради спасения».

       «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), и Святой Крест, Воздвижение которого мы сегодня празднуем, есть не что иное, как Божия любовь. Любовь жертвенна и крестна, потому что крест – это жертва. Сила истинной любви в ее жертвенности, в крестоношении, в самоотречении, в вольном истощании, в полной самоотдаче ради других.

       Крестный подвиг Господа, труды святых Апостолов, ревность великих святителей, в том числе и святителей Церкви Русской, являют нам примеры того, как надлежит епископу любить свою паству, заботиться о ней, неустанно проповедовать слово Божие, обличать, запрещать, увещевать «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2). Преуспеешь в этом, если сам будешь «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).

       Источник благодати – огонь великой Пятидесятницы соделал тебя сегодня соработником у Бога (см.: 1 Кор. 3, 9). Что может быть радостнее и спасительнее соучастия в домостроительстве Таин Божиих (1 Кор. 4, 1)? Что может быть прекраснее благовествования евангельской истины, которая несет людям вожделенный мир, любовь, «обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4, 8).

       В благоговейном трепете прими сей дар как небесное призвание, потому что «Господом утверждаются стопы... человека» (Пс. 36, 23) и «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5, 4). Верю и надеюсь, что неложно будет твое обещание хранить веру православную, святые каноны, быть преданным Матери-Церкви и ее Священноначалию.

       Свое церковное послушание ты нес на приходах и в Духовных школах Петербурга под руководством известнейших иерархов нашей Церкви, а ныне ты призываешься разделить труды маститого архипастыря – митрополита Владимира, который имеет богатый опыт епархиальной деятельности, приобретенный за долгие годы епископского служения.

       Благим знамением для тебя является то, что «обетование Святого Духа» ты получил в стенах Казанского кафедрального собора, благолепие которого украшает нынешнее церковное торжество.

       Прими этот жезл как знак духовной опоры и благослови верующий народ града Святого Петра, который знает тебя и разделяет с тобой и с нами молитву о тебе и о предстоящем твоем служении.

* * *

       Архимандрит Маркелл (в миру – Герман Геннадьевич Ветров) родился в 1952 году в городе Минеральные Воды. В 1970 году поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, затем обучался в Ленинградской Духовной академии, которую окончил в 1978 году. Во время обучения был иподиаконом у митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова, † 1978).

       В 1973 году пострижен в монашество, в том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1976 году – во иеромонаха. В 1976–1977 годах обучался на Богословском факультете в институте Боссе в Швейцарии. Имеет степень кандидата богословия. С 1978 года по настоящее время преподает в Санкт-Петербургских Духовных школах.

       9 октября 1988 года в академическом храме во имя святого Апостола Иоанна Богослова митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (ныне – Святейший Патриарх всея Руси) был возведен в сан игумена.

       С 1995 года является настоятелем Феодоровского Государева собора в Царском Селе.

       20 апреля 1999 года в Феодоровском соборе в Царском Селе митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был возведен в сан архимандрита.

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

 https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/14511661391/in/set-72157645330282346

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog