Часы Навечерия праздника Рождества Христова. Митрополит Варсонофий совершил молитву в Казанском кафедральном соборе

04 января 2019

В преддверии праздника Рождества Христова, в пятницу утром 4 января 2019 года, митрополит Варсонофий совершил молитву в Казанском кафедральном соборе на службе Великих (иначе — Царских) часов, в которой ясно прослеживается постепенное вхождение Церкви в Праздник.

Божественной литургии в этот день не положено. Навечерие (сочельник) — богослужение, предваряющее Рождество и Крещение Господне. Царские часы совершаются перед этими праздниками, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Поскольку навечерие Рождества Христова в текущем году приходится на воскресенье, совершение Царских часов с Рождественского сочельника переносится на пятницу. Часами называются службы, специально установленные для освящения определенных часов, чем-либо знаменательных в истории нашего спасения, в благодарность за происшедшие в них события. Так как спасение наше совершено страданиями Христовыми, служба каждого из часов носит и покаянный характер. Часы называются Царскими, потому что издавна на этом богослужении присутствовали цари, поклоняясь Царю царей. Царские часы совершаются при открытых Царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, знаменуя, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами Богомладенцу Христу. Читаемые на Царских часах псалмы содержат пророчества о грядущем родиться Спасителе, о Церкви, о вечном Царстве Христовом. Апостольские чтения ясно говорят о Христе, пришедшем, чтобы победить "имущего державу смерти" и избавить людей от рабства греху и диаволу. Помимо псалмов на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, зачало (часть текста) из Апостола и Евангелия. Кроме того, на часах поются особые тропари, раскрывающие смысл происходящего события. 

Это слышится и в избранных трёхпсалмиях каждого часа, и в певаемых здесь же стихирах, и в ветхозаветных пророчествах о Рождестве, и в апостольских чтениях — полноту же смысла своего обретают торжественные эти часы в Евангельских повествованиях о священном событии Праздника. Открывается это в едином и чудном тропаре всех часов и Навечерия: “Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время Рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ”.

О богословском содержании богослужения Царских часов вот что пишет протоиерей Илия Шапиро: «Великое достояние трёх величайших праздников богослужебного года — службы Великих (иначе — Царских) часов. Совершаются они, как известно, в Великую Пятницу Страстей Господних, под Рождество Христово и в канун Святого Богоявления. Скорбные дни эти, дни Божественного уничижения — кеносиса, сопровождаемые строжайшим постом, обращены не столько к покаянному переживанию священновоспоминаемых событий, сколько к действительному приобщению верных Господу — в богослужебно — и потому реально — осуществляющейся встрече неба и земли, вечности и времени. Такого рода приобщение в принципе заложено как в самой идее праздника духовного (“Седьмой день — Господу Богу твоему”), так и в смысле евхаристическом, ибо что, как не участие в Таинстве таинств — причащении, — являет нам праздник в возможной полноте? Мы же говорим ещё и об особой атмосфере великих дней, когда явственно блекнет, почти исчезает временное, уступая место вечному, однажды совершившемуся. Такие богослужения ожидаются целый год, мы стараемся приуготовиться к ним, чтобы слухом посильного смирения вновь услышать некогда слышанное, а если даст Господь, то и неуслышанное раньше. Как же бывает горько наблюдать, что именно эти преисполненные великих смыслов службы или скудны на молящихся, или — того хуже — и вовсе опускаются.

Если три богослужения Царских часов рассмотреть вместе, то заметим прежде всего определённую иерархию праздников, следующих за днями совершения этих служб. Она налицо: Пасха — Рождество — Крещение. Скорбь земли предваряющих дней растворяется радостью неба дней праздничных. Чем полнее радость праздника, тем глубже скорбь того великого дня, когда мы совершаем Царские часы. В центре боли земной в Великую Пятницу — Сам Господь. Накануне же Рождества богослужение свидетельствует нам о Деве Рождающей, Которой “места ни единаго бе обиталищу”… Накануне же явления Иоанну Бога на реке Иордан открывается Предтече и Крестителю великая бездна человеческого греха, призывающая, по псалмопевцу, бездну Троичного человеколюбия… Так составляется мысленный малый деисус Царских часов: в центре — Господь Иисус, а предстоящие — Матерь Божия и Креститель Иоанн…» (Протоиерей Илия Шапиро. Великие, они же — Царские — часы. Полный текст статьи см. в альманахе “Альфа и Омега”, № 60, 2011, а также в интернете:  https://www.pravmir.ru/velikie-oni-zhe-tsarskie-chasyi/).

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr:

1. Фотограф Александр Назаров:  https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157677354048768

 См. также просмотр этих фотогалерей в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)