Молебен в крипте Казанского собора в храме во имя священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца

01 марта 2019

В связи с Вселенской родительской (мясопустной) субботой, приходящейся на 2 марта 2019 года, служба священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, согласно Типикону, была перенесена на пятницу, 1 марта 2019 года.  После совершения поздней Божественной литургии в центральном приделе Казанского кафедрального собора ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов совершил праздничный молебен в нижнем храме Казанского собора, который освящен во имя священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Рядом с иконой сщмч. Ермогена, лежащей на аналое посредине храма, стоял принесенный сюда из центрального нефа Казанского собора ковчежец с частицей мощей сщмч. Ермогена. Сам ковчежец создан недавно на средства Казанского собора и представляет внешне собою копию ковчежца, подаренного летом 1918 года св. патриархом Московским и всея Руси Тихоном именно для этого нижнего храма, который в то время только начал созидаться трудами настоятеля Казанского собора сщмч.  Философа Орнатского.

Краткая история создания пещерного храма в крипте Казанского собора

Создание этого храма в крипте Казанского собора связано с трудами сщмч. Философа Орнатского, настоятеля Казанского собора в 1913-1918 гг., расстрелянного вместе с своими сыновьями сщмчч. Борисом и Николаем вскоре после их ареста вечером 1 августа (по новому стилю) 1918 года.

В результате осуществлённого большевиками в 1917 году Октябрьского вооружённого восстания начался с октября 1917 года по ноябрь 1918 года первоначальный этап гражданской войны. С 25 октября 1917 года по март 1918 года, по выражению В.И. Ленина, началось «Триумфальное шествие Советской власти». Один из лидеров Октябрьской революции Л. Д. Троцкий, тогда говорил: «Советская власть — это организованная гражданская война против помещиков, буржуазии и кулаков». Как известно, хотя Поместный собор Православной Российской Церкви (15/28 авг. 1917— 7/20 сент.1918) не признал законности советской власти, Православная Церковь не стала вести политическую борьбу и не перешла открыто в начавшейся гражданской войне на сторону какой-либо из противоборствующих сил, призывая их не осквернять себя пролитием братской крови. Однако роспуск Всероссийского учредительного собрания (Декрет ВЦИК от 6 (19) января 1918 года) автоматически отменил предложенную Собором модель мирных отношений Церкви и государства.

Уже 31 октября (13 ноября) 1917 года был зверски убит священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский пресвитер. 19 января (1 февраля) в Александро-Невской лавре был убит священномученик Петр Скипетров, Петроградский пресвитер.

19 января (1 февраля) 1918 года, в канун начала работы второй сессии Собора, как раз перед появлением декрета о свободе совести, появилось послание Патриарха Тихона (с анафемой безбожникам).

В субботу, 20 января (2 февраля) 1918 г., во время вечернего богослужения в Казанском соборе было впервые оглашено воззвание Святейшего Патриарха Тихона от 19 января: "Зовем вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери вашей… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою…".

Настоятелю собора отцу Философу Орнатскому удалось размножить послание и разослать по всем церквям Петрограда для прочтения за литургией после Евангелия в воскресенье 21 января. Результатом этого был невиданный еще по своей массовости крестный ход 21 января (3 февраля) 1918 г. от всех храмов Петрограда к Александро-Невской лавре. Этот общегородской крестный ход помог сплотиться и почувствовать свою силу многим верующим людям пред новыми испытаниями, т.к. в это время появляется Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви (нормативно-правовой акт, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 года и вступивший в силу 23 января (5 февраля) того же года, в день официальной публикации в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства»), которым устанавливался светский характер государственной власти и хотя провозглашались свобода совести и вероисповедания, но религиозные организации лишались каких-либо прав собственности и прав юридического лица. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Этим декретом закладывались основы для развёртывания в стране атеистической пропаганды и атеистического воспитания. 

25 января (7 февраля) 1918 года был опубликован «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», которым предписывалось после 31 января старого стиля 1918 г. считать не 1 февраля старого стиля, а 14 февраля нового стиля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

25 января (7 февраля) 1918 года в Киеве был зверски убит сщмч. Владимир (Богоявленский), Киевский митрополит. На Церковь надвигались гонения, неслыханные со времен преследования христиан в Римской империи. Церковная недвижимость и утварь, созданные десятками поколений русских православных людей, все православные святыни, находившиеся в храмах, в любой момент могли быть изъяты из них и использоваться большевиками в любых целях.

Это же угрожало и святыням Казанского собора. В эти трудные дни мысли настоятеля Казанского собора прот. Философа Орнатского обращаются к светлому образу священномученика патриарха Московского и всея России Ермогена (1612), написавшего тропарь "Заступнице Усердная", составившего службу в честь Казанской иконы Божией Матери и сплотившего Русь в годы вражеского нашествия Смутного времени.

Во время своего пребывания в Москве отец Философ Орнатский посетил пещерный храм во имя священномученика патриарха Ермогена в Чудовом монастыре, где молился митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) во время штурма Кремля (с 25 октября (7 ноября) до 2 (15) ноября 1917 года), предпринятого большевиками, и комнату, из которой владыка Вениамин чудом вышел за несколько минут до начала обстрела Кремля. В ней отец Философ подобрал осколок снаряда и привез его в Петербург.

Решено было соорудить в подклети Казанского собора пещерный храм во имя священномученика Патриарха Ермогена, имя которого неразрывно связано с Казанской иконой Божией Матери. В этом храме предполагалось поместить Казанский образ Пресвятой Богородицы и иконы святых, имена которых носили мученически погибшие митрополит Киевский Владимир и петроградские протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров, с соответствующими надписями в память об их кончине. Осколок снаряда, от которого чудом спасся митрополит Вениамин, должен был служить лампадой перед иконой Заступницы Усердной. На рапорте протоиерея Философа Орнатского от 24 марта 1918 г. митрополит Вениамин начертал: "Господь да благословит благое начинание. Митрополит Вениамин". Принятое решение начали осуществлять.

Летом 1918 года, с 11 по 16 июня по новому стилю, Петроград посетил патриарх Тихон. Он совершает в четверг 13 июня, в праздник Вознесения Господня, в Казанском соборе Божественную литургию. После Литургии был совершен крестный ход с Казанской иконой Божией Матери и с ковчегом со святыми мощами сщмч. Ермогена, привезенными Патриархом из Москвы для вновь устраиваемого подземного храма.

Протоиерей Философ Орнатский не дожил до осуществления своего замысла (был расстрелян в начале осени 1918), но храм в подклети собора был все же создан. Уже в тяжелую холодную зиму 1918/1919 гг. именно в нем, маленьком нижнем храме во имя сщмч. Ермогена, совершались службы, т. к. в промерзшем Казанском соборе служить было невозможно.

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)