Митрополит Варсонофий совершил Пассию в Казанском кафедральном соборе
14 апреля 2019Вечером в Неделю 5-ю Великого поста, 14 апреля 2019 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Пассию в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, духовенство кафедрального собора и другие священнослужители.
При пении стихиры «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка митрополит и сослужащее духовенство прочли акафист Страстям Христовым.
По возглашении прокимна «Разделиша ризы» был прочитал отрывок из Евангелия от Иоанна, повествующий о Страстях Христовых.
После чтения Евангелия проповедь произнес иерей Игорь Марчук.
При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" митрополит Варсонофий, сослужащее духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.
По окончании богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.
"Мы вступаем в шестую седмицу Великого поста, Господь уже направляется в Иерусалим, где произойдут события, описанные в Евангелии, сказал владыка в проповеди. В Законе Моисеевом было сказано, что нельзя убивать ягненка на глазах матери, иудеи его забирали у нее на десятый день и уже после приносили в жертву. А мы сегодня слушали чтение из Евангелия от Иоанна, где рассказывается, как на глазах Матери Божией убивают Ее Сына. Происходит беззаконие. Что же Спаситель такое сделал и кому перешел дорогу? Первосвященникам, фарисеям, начальствующим иудейского общества всем, кто завладел достоянием Божиим, как своим, исполняя волю сатаны. Господь же пришел спасти Свой народ, забрать людей из этого племени. Они построили себе храм, и Спаситель назвал его домом Отца Своего. Они же превратили его в вертеп разбойников. И вы думаете, меняется что-то в наше время? Нет, все то же самое. Ведь отобрали когда-то и у нас храмы. Сейчас просим, чтобы вернули их верующим, ведь храм достояние Божие. В ответ лишь возмущение. А Господь просил Свой храм, и Ему его не отдали. Тогда Он этот храм разрушил".
"Так вот, Господа убивают на Голгофе на глазах у Матери, продолжил архипастырь. Обычно, если казнили простого человека, родственникам было дозволено попрощаться с ним, обнять в последний раз. Матери Божией не позволили подойти ко Христу. Она не может даже по-человечески Его обнять, лишь смотрит издали, как распинают Ее Сына, и Сама вместе с Ним распинается. Он с Креста видел страдания и муки Своей Матери и, указав на Иоанна, сказал: "Жено! се, сын Твой" (Ин. 19:26). А потом сказал ученику Своему Иоанну: "се, Матерь твоя!" (Ин. 19:27). Тем самым, уходя в мир иной, Христос в лице ученика отдал Своей Матери всех сыновей и дочерей. Теперь мы, кроме матери, которая нас родила, имеем духовную Матерь, нашу покровительницу и молитвенницу перед Богом. Сегодня мы стоим у Креста, и как было бы хорошо услышать те слова, которые Христос произнес на Голгофе, о том, что Его Мать и наша тоже, что к Ней мы можем обращаться в молитвах. Ведь Господь внемлет Ее ходатайствам за нас. Она имеет великую благодать и просит у Него помощи всем, кто искренне кается в грехах, стараясь жить благочестиво".
"Нужно пройти шестую седмицу так, чтобы к Страстной седмице уже быть очищенными от греха. Ничего лишнего не нужно брать в эту дорогу, думать следует лишь об одном как достойно прожить эту неделю, чтобы встретить грядущего Господа в Вербное воскресенье, а потом проследовать вместе с Ним до конца, сострадая Ему в Его искупительном подвиге. И вместе со Христом прийти к Его Воскресению", завершил проповедь митрополит Варсонофий.
НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr:
1. Фотограф Станислав Марченко: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157708168667944
См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:
http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/
Пассия - (лат. "страдание") — особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.