Богослужения Недели 7-ой по Пасхе совершены в Казанском кафедральном соборе

09 июня 2019

В канун Недели 7-ой по Пасхе, 8 июня 2019 года, в Казанском кафедральном соборе совершено всенощное бдение, которое возглавил протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства собора.

В саму Неделю 7-ю по Пасхе, память святых отцов I-го Вселенского собора, 9 июня 2019 года, в Казанском кафедральном соборе совершены две Божественные литургии: раннюю литургию совершил прот. Андрей Герасимов в сослужении диакона Артемия Дмитриева; позднюю литургию совершил протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства собора.

На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении протоиерей Николай совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь после запричастного стиха произнес иерей Георгий Кобрин.

После отпуста Божественной литургии протоиерей Николай обратился к молящимся с проповедью.

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (325 год, г. Никея)

Первый Вселенский Никейский Собор.  Художник Суриков Василий Иванович 

Первый Никейский собор — собор Церкви, созванный императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства. На соборе был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.

Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.

Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.

Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».

Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто, и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия (Пасха в 325 году праздновалась, как исключение, прямо в день весеннего равноденствия, которое приходилось тогда на воскресенье 21 марта).

P.S.

Архиепископ Аверкий (Таушев). Семь Вселенских Соборов. https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/sem-vselenskih-soborov/#0_1

Протоиерей Ливерий Воронов. Календарная проблема. Ее изучение в свете решения Первого Вселенского Собора о пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе. https://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Voronov/kalendarnaja-problema/

Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — 478 с. https://avidreaders.ru/download/kalendar-i-hronologiya.html?f=pdf

Александр Дубов. Все врут календари. Зачем сто лет назад Россия начала отсчитывать даты по новому стилю. https://nplus1.ru/material/2018/02/14/calendar-centenary

Церковный календарь. Старый и новый стиль. https://school.orthpatr.ru/sites/default/files/sites/default/files/image/hb7%2014%20content.pdf

Юлианский календарь постепенно запаздывает по сравнению с астрономическими сменами времен года и в 128 лет это запоздание достигает почти целых суток. Это соображение побудило папу Григория XIII в 1582 году отбросить лишние, набежавшие с 323 года, десять дней и считать в 1582 году после 4 октября следующим днём не 5 октября, а 15 октября! Так начался новый стиль.

Католические страны перешли на Григорианский календарь.  В России в 1582 году григорианский календарь, в отличие от Европы, не приняли, не принимали его и позже – ни в 1700, ни в 1800 годах. В России (на территории, находившейся под контролем Советской власти) григорианский календарь был введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля. В настоящее время Григорианский календарь используется в большинстве государств и стран мира.

В Русской Православной Церкви и некоторых других православных Церквах до сих пор используется календарь юлианский. Пользуясь старым стилем, православные, согласно правилу Первого Вселенского Собора, никогда не празднуют Пасху ни одновременно с евреями, ни ранее их, но всегда позднее их, по крайней мере на один день, как требует того и Апостольское правило. В этом отношении, с чисто церковной точки зрения, юлианский календарь имеет преимущество перед григорианским счислением, в котором избежать нарушения этого правила становится невозможным.

Поэтому-то, когда мы берём в руки православный календарь, в нём обычно каждый день обозначен двумя датами – и по новому стилю, и по старому стилю. Если, например, вы заинтересуетесь, почему в Западной Европе Рождество Христово празднуют 25 декабря, то просто откройте наш православный календарь, и увидите, что празднуемое нами 7 января Рождество, на самом деле, и есть 25 декабря, только по старому стилю. Правда в 2101 году Рождество Христово по старому стилю празднуемое 25 декабря, по новому стилю придется праздновать 8 января.

Весеннее равноденствие — одно из уникальнейших явлений природы, суть которого, говоря научным языком, сводится к тому, что «в момент равноденствия центр Солнца в своем видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор».

Говоря проще, в этот день Земля, вращаясь вокруг своей воображаемой оси, проходящей через полюса, одновременно двигаясь вокруг Солнца, находится в таком положении по отношению к светилу, что солнечные лучи, несущие тепловую энергию, падают отвесно на экватор. Солнце переходит из южного полушария в северное, и в эти дни во всех странах день почти равен ночи. 

Весеннее и осеннее равноденствия считаются астрономическим началом соответствующих времен года. Промежуток времени между двумя одноименными равноденствиями называют тропическим годом. Этот год сегодня и принят для измерения времени. В тропическом году приблизительно 365,2422 солнечных суток. Вот из-за этого «приблизительно» равноденствие каждый год приходится на разное время суток, каждый год продвигаясь вперед примерно на 6 часов.

Вообще официальной датой весеннего равноденствия еще в давние времена было объявлено 21 марта. В этот день было весеннее равноденствие в 325 году во время Первого Никейского собора, на котором была определена дата ежегодного празднования Пасхи.

Однако из-за различия между календарным и астрономическим годом, весеннее равноденствие не имеет фиксированной даты и ежегодно может сдвигаться на несколько часов. Оно может выпадать на 20, а также 19 и 21 марта. Зато в високосный год получается корректировка времени, и равноденствие возвращается на исходную дату. Поэтому самые ранние даты равноденствий приходятся на високосные годы, а самые поздние – на годы, предшествующие високосным.

Разница между общеевропейским календарём и календарём юлианским («православным») в настоящее время влечёт за собой сдвиг в расчёте на 13 дней вперёд (когда-то было 12, когда-нибудь будет 14 и т. д.). То есть если по юлианскому («православному», старому стилю) календарю Пасха выпадает на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля, то в современном календаре это период с 4 апреля по 8 мая.

Вот и получается, что православная Пасха и Пасха католическая различаются по дате: католики ведут отсчёт с 22 марта (то есть привязывают её к природно-астрономическому циклу), а православные — с 4 апреля (или 22 марта по старому стилю; то есть не следуют природным циклам, опираясь лишь на религиозную традицию). Католическая Пасха в 45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает, 5% — разница в 4 недели, в 20% — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2 и 3 недели не бывает.     https://galaksyenergy.ru/vesennee-ravnodenstvie/

Павел Кузенков. СТАРЫЙ И НОВЫЙ СТИЛЬ В ИСТОРИЧЕСКИХ ДАТАХ.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

юлианская дата

григорианская дата

разница

с 1582, 5.X по 1700, 18.II

1582, 15.X – 1700, 28.II

10 дней

с 1700, 19.II по 1800, 18.II

1700, 1.III – 1800, 28.II

11 дней

с 1800, 19.II по 1900, 18.II

1800, 1.III – 1900, 28.II

12 дней

с 1900, 19.II по 2100, 18.II

1900, 1.III – 2100, 28.II

13 дней

https://pravoslavie.ru/61003.html

ооо

Всенощное бдение. Казанский собор. 08.06.2019 г

ооо
Божественная литургия. Казанский собор. 09.06.2019 г.
Главная | О соборе | Казанская икона | Богослужения | Информационный отдел | Социальный центр | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)