В день памяти сщмч. Философа Орнатского и его сыновей мчч. Бориса и Николая в Казанском кафедральном соборе совершены праздничные богослужения

13 июня 2019

В четверг 7-ой седмицы по Пасхе, в день памяти священномученика Философа Орнатского и его сыновей мучеников Бориса и Николая, 13 июня 2019 года, в Казанском кафедральном соборе совершены праздничные богослужения: раннюю литургию совершил иерей Кирилл Дашевский в сослужении диакона Кирилла Николаева, позднюю литургию совершил прот. Николай Преображенский в сослужении ключаря Казанского собора прот. Андрея Герасимова и председателя приходского совета Казанского собора прот. Александра Пашкова.

 

На фото (слева направо): протодиакон Стефан Кричка, прот. Александр Пашков, епископ Арсений (Главчич), прот. Николай Преображенский, прот. Андрей Герасимов

Перед началом поздней литургии в алтаре Казанского собора состоялась встреча духовенства собора с епископом Нишским Арсением (Главчичем) (Сербская православная церковь), который в ходе паломнической поездки посетил Казанский собор. Владыка Арсений (Главчич) по линии матери — потомок одного из воевод Первого сербского национально-освободительного восстания против османского владычества (1804—1813)   Якова Ненадовича. Кроме того, епископ Арсений связан дальними родственными узами с представителями династий последних королей Сербии, Греции и Российского Дома Романовых.

После окончания семинарии в Сербии изучал русский язык в Москве, магистратуру прошел в Салониках. 31 августа 2014 года в Соборной церкви Белграда хиротонисан во епископа Топличского. Хиротонию совершил Патриарх Сербский Ириней в сослужении многочисленного духовенства. 24 мая 2017 года решением Архиерейского Собора был назначен на Нишскую кафедру (Старейший город на Балканах город Ниш — самый крупный город на юге Сербии и третий по величине город в стране).

На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении совершалась молитва о мире на Украине.

После заамвонной молитвы и славления праздника (попразднство Вознесения Господня и память сщмч. Философа Орнатского с сыновьями — мучениками Борисом и Николаем), протоиерей Николай обратился к молящимся со словами проповеди.

Тропарь священномученику Философу, пресвитеру Петербургскому глас 5-й:

От юности премудрость Божию возлюбив, досточудне отче Философе,/ во вся дни жития твоего последовал еси Пастыреначальнику Христу,/ Иже яви тя граду святаго Петра пастыря добра./ Ты же, душу свою положив за паству,/ сам востекл еси на страдания от беззаконных/ со чады твоими Николаем и Борисом,/ темже и ныне молим ти ся:/ не остави предстательством твоим всех почитающих память твою.

Дни памяти:

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Философ Орнатский с сыновьями Николаем и Борисом были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

1) Установлено совершать их память 31 мая по старому стилю (13 июня по новому стилю), т.к. в этот день совершается память мч. Философа Александрийского (III век).

Другие (переходящие) празднования их памяти

2) Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской: совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля); в 2019 году – 28 января (10 февраля).

3) Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (совершать в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в 2019 году – 24 июня/7 июля).

 

КРАТКИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФИЛОСОФА ОРНАТСКОГО, ПРЕСВИТЕРА, И СЫНОВЕЙ ЕГО, МУЧЕНИКОВ БОРИСА И НИКОЛАЯ

Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Фило­соф Ни­ко­ла­е­вич Ор­нат­ский ро­дил­ся 21 мая 1860 го­да на по­го­сте Но­вая Ер­га Че­ре­по­вец­ко­го уез­да Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. Один из его бра­тьев был же­нат на пле­мян­ни­це свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го. Обу­чал­ся Фило­соф сна­ча­ла в Ки­рил­лов­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем в Нов­го­род­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. В 1885 го­ду он со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия окон­чил Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. Ле­том 1885 го­да Фило­соф всту­пил в брак с Еле­ной За­озер­ской, до­че­рью быв­ше­го ипо­ди­а­ко­на мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра, и вско­ре при­нял свя­щен­ство. Пер­во­на­чаль­но ба­тюш­ка слу­жил на­сто­я­те­лем в хра­ме при­ю­та Прин­ца Оль­ден­бург­ско­го, где до это­го пре­по­да­вал За­кон Бо­жий.

С 1892 по 1912 го­ды он слу­жит на­сто­я­те­лем хра­ма при Экс­пе­ди­ции за­го­тов­ле­ния го­судар­ствен­ных бу­маг. Два­дцать шесть лет он яв­лял­ся пред­се­да­те­лем «Об­ще­ства рас­про­стра­не­ния ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния в ду­хе Пра­во­слав­ной Церк­ви», успеш­но про­ти­во­дей­ствуя ан­ти­цер­ков­ным те­че­ни­ям.

В 1893 го­ду Фило­соф был из­бран глас­ным Санкт-Пе­тер­бург­ской го­род­ской Ду­мы от ду­хо­вен­ства и нёс свои пол­но­мо­чия до 1917 го­да. Он при­ни­мал уча­стие в устрой­стве в го­ро­де ноч­леж­ных до­мов, си­рот­ских при­ютов, бо­га­де­лен, его ста­ра­ни­я­ми в Санкт-Пе­тер­бур­ге и окрест­но­стях бы­ло воз­ве­де­но 12 хра­мов, са­мый боль­шой из них — храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва у Вар­шав­ско­го вок­за­ла. Кро­ме то­го, мож­но на­звать церк­ви Пет­ра и Пав­ла в Лес­ном, пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го на Но­во­сив­ков­ской ули­це, пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го за Нарв­ской за­ста­вой, Пред­те­чен­ский храм на Вы­борж­ской сто­роне, Ге­ра­си­мов­скую цер­ковь, Ис­и­до­ро-Юрьев­ский храм.

Сам ба­тюш­ка, имея боль­шую се­мью (у него бы­ло де­сять де­тей), жил очень скром­но. Всё мно­же­ство об­ще­ствен­ных зва­ний и долж­но­стей, ко­то­рые он нёс во сла­ву Бо­жию, средств к су­ще­ство­ва­нию не при­но­си­ли. Через его ру­ки, как Пред­се­да­те­ля ко­ми­те­тов по стро­и­тель­ству хра­мов, про­хо­ди­ли огром­ные сум­мы де­нег, а он да­вал част­ные уро­ки, чтобы про­кор­мить се­мью.

Из­ве­стен был ба­тюш­ка и как ре­дак­тор и цен­зор та­ких сто­лич­ных ду­хов­ных жур­на­лов как «Санкт-Пе­тер­бург­ский Ду­хов­ный Вест­ник» (из­да­вал­ся с 1894 го­да), «От­дых хри­сти­а­ни­на» (с 1901 го­да), «Пра­во­слав­но-Рус­ское сло­во» (с 1902 го­да).

Отец Фило­соф был од­ним из бли­жай­ших спо­движ­ни­ков свя­щен­но­му­че­ни­ка мит­ро­по­ли­та Пет­ро­град­ско­го и Гдов­ско­го Ве­ни­а­ми­на (Ка­зан­ско­го) ко­то­ро­го, в быт­ность то­го сту­ден­том Ду­хов­ной Ака­де­мии, ба­тюш­ка ак­тив­но при­вле­кал к про­по­вед­ни­че­ской де­я­тель­но­сти в ра­бо­чей сре­де Санкт-Пе­тер­бур­га. Узы ду­хов­ной друж­бы свя­зы­ва­ли его и со Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном.

По­чти два­дцать лет отец Фило­соф яв­лял­ся ду­хов­ным сы­ном свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, ко­то­рый ча­сто бы­вал у него до­ма и бла­го­слов­лял все его на­чи­на­ния во бла­го Церк­ви. Свя­той пас­тырь до­ве­рил от­цу Фило­со­фу быть по­сред­ни­ком в сво­ей пе­ре­пис­ке со Свя­ти­те­лем Фе­о­фа­ном, Вы­шен­ским за­твор­ни­ком.

В 1913 го­ду ба­тюш­ка был на­зна­чен на долж­ность на­сто­я­те­ля Ка­зан­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Во вре­мя 1-й Ми­ро­вой вой­ны отец Фило­соф от­дал свою квар­ти­ру под ла­за­рет для ра­не­ных во­и­нов, а сам с се­мьёй пе­ре­ехал в неболь­шое ка­зён­ное по­ме­ще­ние. Неод­но­крат­но и сам он вы­ез­жал рай­о­ны бо­е­вых дей­ствий, со­про­вож­дая транс­пор­ты с необ­хо­ди­мы­ми во­и­нам ве­ща­ми и про­дук­та­ми, стре­мясь все­ми си­ла­ми вдох­но­вить и под­дер­жать за­щит­ни­ков Оте­че­ства.

Его сын Ни­ко­лай (ро­дил­ся в 1886 го­ду) — во­ен­ный врач, на­хо­дил­ся в со­ста­ве 9-й Рус­ской Ар­мии.

Сын, Бо­рис (ро­дил­ся в 1887 го­ду), штабс-ка­пи­тан 23-й ар­тил­ле­рий­ской брига­ды, за­кон­чив­ший Кон­стан­ти­нов­ское ар­тил­ле­рий­ское учи­ли­ще, ге­рой­ски сра­жал­ся на Ав­ст­ро-Вен­гер­ском фрон­те.

Про­по­вед­ни­че­ский дар ба­тюш­ки при­вле­кал ис­кав­ших жи­во­го сло­ва и он не раз при­зы­вал свою паст­ву не при­ни­мать раз­ла­га­ю­щих идей боль­ше­виз­ма, по­ни­мая, что Пра­во­сла­вие яв­ля­ет­ся ос­но­вой рус­ской род­ной жиз­ни, ба­тюш­ка при­зы­вал ин­тел­ли­ген­цию знать это: «На­шей ин­тел­ли­ген­ции на­до стать рус­скою», — не уста­вал по­вто­рять он.

На его гла­зах во вре­мя ре­во­лю­ции был рас­стре­лян муж сест­ры его же­ны, свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Пётр Ски­пет­ров (память 19 января/1февраля). Ба­тюш­ка при его от­пе­ва­нии про­из­нёс про­по­ведь, бес­страш­но об­ли­чив боль­ше­ви­ков. Неод­но­крат­но вы­сту­пал он пе­ред паст­вой с при­зы­ва­ми к объ­еди­не­нию ру­си­чей во­круг хра­мов для за­щи­ты свя­тынь сво­ей зем­ли. В ян­ва­ре 1918 го­да, ко­гда в Лав­ре был убит отец Пётр Ски­пет­ров, ба­тюш­ка ор­га­ни­зо­вал за­щи­ту свя­тынь Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры, устро­ив к ней крест­ные хо­ды со всех хра­мов сто­ли­цы.

В ночь на 2 ав­гу­ста (н.ст.)1918 го­да его вме­сте с дву­мя стар­ши­ми сы­но­вья­ми, Ни­ко­ла­ем и Бо­ри­сом, аре­сто­ва­ли. Во вре­мя аре­ста он был со­вер­шен­но невоз­му­тим и спо­ко­ен. При­хо­жане со­бра­лись в мно­го­ты­сяч­ную тол­пу и шли по Нев­ско­му про­спек­ту на Го­ро­хо­вую в Ч. К., тре­буя осво­бо­дить сво­е­го пас­ты­ря. Де­ле­га­цию ве­ру­ю­щих че­ки­сты при­ня­ли, ко­вар­но обе­щая вы­пол­нить их тре­бо­ва­ния. Но в ту же ночь (пред­по­ло­жи­тель­но на 20 июля/2 августа 1918 го­да) ба­тюш­ку пе­ре­вез­ли в тюрь­му го­ро­да Крон­штадт. Пред­по­ло­жи­тель­но око­ло 30 ок­тяб­ря н.ст. 1918 го­да вме­сте с сы­но­вья­ми и дру­ги­ми 30 за­клю­чён­ны­ми офи­це­ра­ми от­ца Фило­со­фа по­вез­ли на рас­стрел. По до­ро­ге ба­тюш­ка чи­тал вслух от­ход­ную над при­го­во­рён­ны­ми. Ме­сто каз­ни на­хо­ди­лось, по од­ним пред­по­ло­же­ни­ям в Крон­штад­те, по дру­гим — непо­да­лё­ку от Фин­ско­го за­ли­ва меж­ду Ли­го­во и Ора­ниен­ба­у­мом. Те­ла рас­стре­лян­ных, по-ви­ди­мо­му, бы­ли сбро­ше­ны в за­лив.

При­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

В 2018 году исполнилось 100 лет начала красного террора. И одним из первых новомучеников в нашем городе стал известный петербургский церковный деятель протоиерей Философ Орнатский. Он был убит без суда, вместе с двумя сыновьями – Борисом и Николаем, а также с другими заложниками (есть предание о расстреле на берегу Финского залива в районе Стрельны 30 офицеров и с ними отца Философа Орнатского, точная дата также неизвестна, как и место).

"Почему возникла дата памяти священномученика Философа Орнатского и мучеников Бориса и Николая Орнатских – 30 октября? Скорее всего, говорит настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), в этот день прихожане узнали о расстреле отца Философа. Но промыслительно, что 30 октября – это также престольный праздник храма преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте, настоятелем которого 26 лет был протоиерей Философ Орнатский. Кроме того, ныне 30 октября – это День памяти жертв политических репрессий. Эти «совпадения» не случайны для народной памяти, считает настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря, подворье которого в Петербурге – храм Андрея Критского на Рижском проспекте. Поэтому в 2018 году именно Константино-Еленинский монастырь стал главным организатором мероприятий, приуроченных к 100-летию мученичества Философа Орнатского".

История Подворья Константино-Еленинского монастыря

Создание храма и его дальнейшая история связаны с темой новомучеников Российских. Поводом для сооружения церкви стал чудесный случай спасения царской семьи и будущего царя-страстотерпца Николая при крушении поезда 17 октября 1888 года у станции Борки (в 60км южнее Харькова). Из-за технических неисправностей железнодорожных путей поезд, шедший со скоростью 70 км в час, сошел с рельсов и потерпел крушение, свалившись с насыпи. Число всех погибших в царском поезде составило 21 человек. Вся царская семья (императорская чета Александр Александрович, Мария Федоровна и их дети: Наследник Николай, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга) чудом не пострадали, получив только ушибы и царапины.

14 октября 1889 г., в канун годовщины чудесного избавления Государя Императора и Его Августейшей семьи от опасности, грозившей при крушении поезда у Борков, работающие в Экспедиции заготовления государственных бумаг постановили выстроить на свои пожертвования отдельную церковь при Экспедиции…

Постройка здания производилась в 1891-1892 гг.

В 1892 г., 18 октября, состоялось торжественное освящение домовой церкви во имя того святого, чей день памяти приходится на 17(30) октября, когда произошло чудесное спасение Царской семьи. В этот день отмечается память нескольких святых. Выбран был преподобномученик Андрей Критский (767г.)

Первым настоятелем нового храма с 1892 до 1913 г. был о.Философ Николаевич Орнатский (+1918г.). Этот горящий духом пастырь стал одним из первых пострадавших за Христа после революции 1917 года.

...вскоре помещение бывшей церкви стало использоваться под фабричный клуб.

Возрождение храма началось после того, как в девяностых годах 20 века церковь была передана организации «Гознак». В 1998 г. в церкви был совершен молебен в день памяти преподобномученика Андрея Критского.

26 сентября 2006 года в нем побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Монастырское подворье было открыто в Санкт-Петербурге 31 января 2007 года.

С 2-го по 5-е апреля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил свой первый Первосвятительский визит в Санкт-Петербургскую епархию. 2 апреля он прибыл в Свято-Иоанновский монастырь на Карповке. 3 апреля Святейший Владыка по случаю  60-летия преставления ко Господу прп. Серафима Вырицкого совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица Ленинградской области. На следующий день,4 апреля 2009 года,  Святейший Патриарх Кирилл побывал на петербургском подворье Константино-Еленинского монастыря. Святейший Патриарх поклонился святыням храма, осмотрел музей церковной утвари и оставил запись в Книге почетных посетителей. «Я очень рад, что храм отреставрирован, наполнен святынями и является ныне не только святым местом для Санкт-Петербурга, но и замечательной достопримечательностью, потому что хранит в себе произведения, считающиеся шедеврами мирового искусства», – отметил Святейший Патриарх Кирилл, поблагодарив настоятеля, ктитора и благотворителей за труды, которые они несут во славу Божию, на пользу Церкви и народа. «Дай Бог, чтобы это место стало притягательным как для петербуржцев, так и для гостей северной столицы», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

ЛИТЕРАТУРА

1) Прот. Николай Преображенский. Настоятель Казанского собора священномученик протоиерей Философ Орнатский.

а) Православный интернет-портал «Азбука веры»

b) Сайт Казанского кафедрального собора, СПб. 

P.S.    См. сокращенные варианты этой  статьи:

c) Прототерей Николай Преображенский. Протоиерей Философ Орнатский. Жизнь на благо Церкви и Отечества.  Журнал  Московской Патриархии, 2011, № 9, С. 62-65.

d) Протоиерей Николай Преображенский (кандидат богословия, клирик Казанского собора). Настоятель Казанского собора священномученик протоиерей Философ Орнатский.  СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ  научно-практической конференции к 200-летию кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери.   Казанский собор — храм и памятник российской воинской славы / Научный редактор проф. М.В. Шкаровский. — СПб.: Изд. Галерея. -2012. С.224-236.

2) Прот. Николай Преображенский, Татьяна Котул. Доклад “К истории лазарета Казанского собора для раненых воинов нижних чинов в годы Первой мировой войны” //.Международная научная конференция «Жизнь как подвиг. Священномученик Философ Орнатский и его эпоха». СПб. 27 октября 2018 года. 

 

Главная | О соборе | Казанская икона | Богослужения | Медиатека | Информационный отдел | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)