В день памяти сщмч. Философа Орнатского и его сыновей мчч. Бориса и Николая в Казанском кафедральном соборе совершены праздничные богослужения
13 июня 2019В четверг 7-ой седмицы по Пасхе, в день памяти священномученика Философа Орнатского и его сыновей мучеников Бориса и Николая, 13 июня 2019 года, в Казанском кафедральном соборе совершены праздничные богослужения: раннюю литургию совершил иерей Кирилл Дашевский в сослужении диакона Кирилла Николаева, позднюю литургию совершил прот. Николай Преображенский в сослужении ключаря Казанского собора прот. Андрея Герасимова и председателя приходского совета Казанского собора прот. Александра Пашкова.
На фото (слева направо): протодиакон Стефан Кричка, прот. Александр Пашков, епископ Арсений (Главчич), прот. Николай Преображенский, прот. Андрей Герасимов
Перед началом поздней литургии в алтаре Казанского собора состоялась встреча духовенства собора с епископом Нишским Арсением (Главчичем) (Сербская православная церковь), который в ходе паломнической поездки посетил Казанский собор. Владыка Арсений (Главчич) по линии матери — потомок одного из воевод Первого сербского национально-освободительного восстания против османского владычества (1804—1813) Якова Ненадовича. Кроме того, епископ Арсений связан дальними родственными узами с представителями династий последних королей Сербии, Греции и Российского Дома Романовых.
После окончания семинарии в Сербии изучал русский язык в Москве, магистратуру прошел в Салониках. 31 августа 2014 года в Соборной церкви Белграда хиротонисан во епископа Топличского. Хиротонию совершил Патриарх Сербский Ириней в сослужении многочисленного духовенства. 24 мая 2017 года решением Архиерейского Собора был назначен на Нишскую кафедру (Старейший город на Балканах город Ниш — самый крупный город на юге Сербии и третий по величине город в стране).
На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении совершалась молитва о мире на Украине.
После заамвонной молитвы и славления праздника (попразднство Вознесения Господня и память сщмч. Философа Орнатского с сыновьями — мучениками Борисом и Николаем), протоиерей Николай обратился к молящимся со словами проповеди.
Тропарь священномученику Философу, пресвитеру Петербургскому глас 5-й:
От юности премудрость Божию возлюбив, досточудне отче Философе,/ во вся дни жития твоего последовал еси Пастыреначальнику Христу,/ Иже яви тя граду святаго Петра пастыря добра./ Ты же, душу свою положив за паству,/ сам востекл еси на страдания от беззаконных/ со чады твоими Николаем и Борисом,/ темже и ныне молим ти ся:/ не остави предстательством твоим всех почитающих память твою.
Дни памяти:
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Философ Орнатский с сыновьями Николаем и Борисом были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
1) Установлено совершать их память 31 мая по старому стилю (13 июня по новому стилю), т.к. в этот день совершается память мч. Философа Александрийского (III век).
Другие (переходящие) празднования их памяти
2) Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской: совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля); в 2019 году – 28 января (10 февраля).
3) Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (совершать в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в 2019 году – 24 июня/7 июля).
КРАТКИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФИЛОСОФА ОРНАТСКОГО, ПРЕСВИТЕРА, И СЫНОВЕЙ ЕГО, МУЧЕНИКОВ БОРИСА И НИКОЛАЯ
Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника. Один из его братьев был женат на племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обучался Философ сначала в Кирилловском Духовном училище, а затем в Новгородской Духовной Семинарии. В 1885 году он со степенью кандидата богословия окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора, и вскоре принял священство. Первоначально батюшка служил настоятелем в храме приюта Принца Ольденбургского, где до этого преподавал Закон Божий.
С 1892 по 1912 годы он служит настоятелем храма при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Двадцать шесть лет он являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям.
В 1893 году Философ был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Кроме того, можно назвать церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборжской стороне, Герасимовскую церковь, Исидоро-Юрьевский храм.
Сам батюшка, имея большую семью (у него было десять детей), жил очень скромно. Всё множество общественных званий и должностей, которые он нёс во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.
Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов как «Санкт-Петербургский Духовный Вестник» (издавался с 1894 года), «Отдых христианина» (с 1901 года), «Православно-Русское слово» (с 1902 года).
Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) которого, в бытность того студентом Духовной Академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и со Святейшим Патриархом Тихоном.
Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписке со Святителем Феофаном, Вышенским затворником.
В 1913 году батюшка был назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Во время 1-й Мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно и сам он выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.
Его сын Николай (родился в 1886 году) — военный врач, находился в составе 9-й Русской Армии.
Сын, Борис (родился в 1887 году), штабс-капитан 23-й артиллерийской бригады, закончивший Константиновское артиллерийское училище, геройски сражался на Австро-Венгерском фронте.
Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, понимая, что Православие является основой русской родной жизни, батюшка призывал интеллигенцию знать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», — не уставал повторять он.
На его глазах во время революции был расстрелян муж сестры его жены, священномученик протоиерей Пётр Скипетров (память 19 января/1февраля). Батюшка при его отпевании произнёс проповедь, бесстрашно обличив большевиков. Неоднократно выступал он перед паствой с призывами к объединению русичей вокруг храмов для защиты святынь своей земли. В январе 1918 года, когда в Лавре был убит отец Пётр Скипетров, батюшка организовал защиту святынь Александро-Невской Лавры, устроив к ней крестные ходы со всех храмов столицы.
В ночь на 2 августа (н.ст.)1918 года его вместе с двумя старшими сыновьями, Николаем и Борисом, арестовали. Во время ареста он был совершенно невозмутим и спокоен. Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в Ч. К., требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь (предположительно на 20 июля/2 августа 1918 года) батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадт. Предположительно около 30 октября н.ст. 1918 года вместе с сыновьями и другими 30 заключёнными офицерами отца Философа повезли на расстрел. По дороге батюшка читал вслух отходную над приговорёнными. Место казни находилось, по одним предположениям в Кронштадте, по другим — неподалёку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.
Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
В 2018 году исполнилось 100 лет начала красного террора. И одним из первых новомучеников в нашем городе стал известный петербургский церковный деятель протоиерей Философ Орнатский. Он был убит без суда, вместе с двумя сыновьями – Борисом и Николаем, а также с другими заложниками (есть предание о расстреле на берегу Финского залива в районе Стрельны 30 офицеров и с ними отца Философа Орнатского, точная дата также неизвестна, как и место).
"Почему возникла дата памяти священномученика Философа Орнатского и мучеников Бориса и Николая Орнатских – 30 октября? Скорее всего, говорит настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), в этот день прихожане узнали о расстреле отца Философа. Но промыслительно, что 30 октября – это также престольный праздник храма преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте, настоятелем которого 26 лет был протоиерей Философ Орнатский. Кроме того, ныне 30 октября – это День памяти жертв политических репрессий. Эти «совпадения» не случайны для народной памяти, считает настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря, подворье которого в Петербурге – храм Андрея Критского на Рижском проспекте. Поэтому в 2018 году именно Константино-Еленинский монастырь стал главным организатором мероприятий, приуроченных к 100-летию мученичества Философа Орнатского".
История Подворья Константино-Еленинского монастыря
Создание храма и его дальнейшая история связаны с темой новомучеников Российских. Поводом для сооружения церкви стал чудесный случай спасения царской семьи и будущего царя-страстотерпца Николая при крушении поезда 17 октября 1888 года у станции Борки (в 60км южнее Харькова). Из-за технических неисправностей железнодорожных путей поезд, шедший со скоростью 70 км в час, сошел с рельсов и потерпел крушение, свалившись с насыпи. Число всех погибших в царском поезде составило 21 человек. Вся царская семья (императорская чета Александр Александрович, Мария Федоровна и их дети: Наследник Николай, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга) чудом не пострадали, получив только ушибы и царапины.
14 октября 1889 г., в канун годовщины чудесного избавления Государя Императора и Его Августейшей семьи от опасности, грозившей при крушении поезда у Борков, работающие в Экспедиции заготовления государственных бумаг постановили выстроить на свои пожертвования отдельную церковь при Экспедиции…
Постройка здания производилась в 1891-1892 гг.
В 1892 г., 18 октября, состоялось торжественное освящение домовой церкви во имя того святого, чей день памяти приходится на 17(30) октября, когда произошло чудесное спасение Царской семьи. В этот день отмечается память нескольких святых. Выбран был преподобномученик Андрей Критский (767г.)
Первым настоятелем нового храма с 1892 до 1913 г. был о.Философ Николаевич Орнатский (+1918г.). Этот горящий духом пастырь стал одним из первых пострадавших за Христа после революции 1917 года.
...вскоре помещение бывшей церкви стало использоваться под фабричный клуб.
Возрождение храма началось после того, как в девяностых годах 20 века церковь была передана организации «Гознак». В 1998 г. в церкви был совершен молебен в день памяти преподобномученика Андрея Критского.
26 сентября 2006 года в нем побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Монастырское подворье было открыто в Санкт-Петербурге 31 января 2007 года.
С 2-го по 5-е апреля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил свой первый Первосвятительский визит в Санкт-Петербургскую епархию. 2 апреля он прибыл в Свято-Иоанновский монастырь на Карповке. 3 апреля Святейший Владыка по случаю 60-летия преставления ко Господу прп. Серафима Вырицкого совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица Ленинградской области. На следующий день,4 апреля 2009 года, Святейший Патриарх Кирилл побывал на петербургском подворье Константино-Еленинского монастыря. Святейший Патриарх поклонился святыням храма, осмотрел музей церковной утвари и оставил запись в Книге почетных посетителей. «Я очень рад, что храм отреставрирован, наполнен святынями и является ныне не только святым местом для Санкт-Петербурга, но и замечательной достопримечательностью, потому что хранит в себе произведения, считающиеся шедеврами мирового искусства», – отметил Святейший Патриарх Кирилл, поблагодарив настоятеля, ктитора и благотворителей за труды, которые они несут во славу Божию, на пользу Церкви и народа. «Дай Бог, чтобы это место стало притягательным как для петербуржцев, так и для гостей северной столицы», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
ЛИТЕРАТУРА
1) Прот. Николай Преображенский. Настоятель Казанского собора священномученик протоиерей Философ Орнатский.
а) Православный интернет-портал «Азбука веры»
b) Сайт Казанского кафедрального собора, СПб.
P.S. См. сокращенные варианты этой статьи:
c) Прототерей Николай Преображенский. Протоиерей Философ Орнатский. Жизнь на благо Церкви и Отечества. Журнал Московской Патриархии, 2011, № 9, С. 62-65.
d) Протоиерей Николай Преображенский (кандидат богословия, клирик Казанского собора). Настоятель Казанского собора священномученик протоиерей Философ Орнатский. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ научно-практической конференции к 200-летию кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор — храм и памятник российской воинской славы / Научный редактор проф. М.В. Шкаровский. — СПб.: Изд. Галерея. -2012. С.224-236.
2) Прот. Николай Преображенский, Татьяна Котул. Доклад “К истории лазарета Казанского собора для раненых воинов нижних чинов в годы Первой мировой войны” //.Международная научная конференция «Жизнь как подвиг. Священномученик Философ Орнатский и его эпоха». СПб. 27 октября 2018 года.