В Троицкую родительскую субботу в Казанском кафедральном соборе совершены заупокойные богослужения

15 июня 2019

В канун Троицкой родительской субботы, 14 июня 2019 года, в Казанском кафедральном соборе совершен парастас, который возглавил протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства собора.

В саму Троицкую родительскую субботу, 15 июня 2019 года, в Казанском кафедральном соборе совершены две Божественные литургии. Раннюю литургию совершил иерей Алексий Дорофеев,  позднюю литургию совершил протоиерей Андрей Герасимов в сослужении духовенства собора.

После отпуста Божественной литургии совершалась положенная по Уставу панихида.

Поминовение усопших в Троицкую вселенскую родительскую субботу

Накануне праздника Святой Троицы Церковь установила поминовение усопших. Этот день называется Троицкой вселенской родительской субботой, потому что совершается «память всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». В Церкви есть не только частные богослужения по усопшим, частные поминовения, но и общие поминовения, их несколько. В эти дни панихида, которая совершается по всем «от века скончавшимся отцем, братиям и сестрам нашим» называется Вселенской Панихидой.

Троицкая вселенская заупокойная поминальная служба совершается накануне праздника Святой Пятидесятницы, Дня Сошествия Святого Духа на апостолов, а через них и на всех верующих в Господа Иисуса Христа. Святитель Василий Великий, написавший молитвы, читаемые в День Святой Троицы после литургии на великой вечерне, говорит в них, что благодать Духа Святого распространяется и на людей, отшедших от земного, временного жития. Он говорит и о том, что благодать Божия касается даже тех, кто «во аде держим», то есть, не только тех, кто после смерти попал в рай, но и тех, кто не угодил в Царствие Небесное, а находится в аду. Праздник Святой Троицы, Сошествие Святого Духа касается и их.

В Священном Писании сказано: «Бог спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). Можно сказать, Он спас нас совершенно исключительно по причине Своей милости и благости.

В православном понимании спасение человека состоит как бы из трех ступеней. Это: искупление, освящение, обо́жение. Этим этапам духовного роста соответствуют три различных добродетели — вера, надежда, любовь. А также три различных состояния человека по отношению к Богу: раб, наемник, сын.

В таинстве нашего спасения вслед за жертвенным искупительным подвигом Спасителя нашего Господа Иисуса Христа совершается дело освящения нашего, состоящее в том, что Господь открыл путь для вечной блаженной жизни верующим в Него: основал Церковь Свою, ниспослал Духа Святого и чрез Него дал дары благодати, необходимые для возрождения, духовного совершенствования и для достижения входа в открытое Им вечное Царствие Небесное.

В День Святой Троицы и накануне мы искренне и истово молимся за тех, кого Господь уже призвал в ту, загробную жизнь. Мы молимся о тех, кто сподобился христианской кончины – мирной, безмятежной, о тех, кто был напутствован священником, кто сподобился Святого Причащения и Таинства соборования и перешел в ту жизнь так незаметно, спокойно, естественно, как просим об этом в ектении за богослужением: «Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны…». Но мы также молимся и о тех, кто был застигнут смертью внезапно, кого убила молния, кто погиб в катастрофе, землетрясении, во время пожара, — тогда, когда человек и не думал о смерти, был молод, полон сил и здоровья, но внезапно посылается смерть. К этой молитве нас Святая Церковь побуждает чувством любви и любовь покрывает все.

Именно в дни Вселенских поминовений усопших, Святая Церковь особенно напоминает нам, что наша жизнь — это жизнь в любви Христовой. Христос пострадал за нас, пролил кровь за нас, умер на Кресте за нас. Мы должны являть нашу веру в любви к ближнему, но не только к тем, кто нас сейчас окружает, но и в любви к тем, кто уже отошел ко Господу. Эта любовь может проявляться двояким образом. Это, прежде всего, — молитва, молитва церковная здесь, в храме, за богослужением, во время совершения Божественной Евхаристии, когда все мы приходим в храмы Божии, пишем и подаем записки за упокой душ усопших близких, родных, знакомых, дорогих нам людей, а также и молитва домашняя, когда мы дома читаем Псалтырь по усопшим.

 Это также и милостыня, которую мы обязаны творить в продолжение всей нашей жизни. Этому мы порой уделяем недостаточно внимания, а на самом деле Господь не случайно посылает нам людей нуждающихся, мы должны сами видеть их или искать, чтобы оказать милостыню по любви, а также в память о тех усопших, за которых мы хотим эту милостыню сотворить. И, подавая пищу, одежду или деньги, мы должны попросить нуждающегося человека, чтобы он помянул «за упокой» того человека, ради которого мы творим эту милостыню.

Об этом Святая Церковь напоминает нам в эти дни, чтобы мы отложили всякое другое, житейское попечение, отложили свою леность и пришли в храм Божий вознести искренние, горячие молитвы. Сначала в церкви, а затем дома и на могилах усопших, и подали милостыню, чтобы Господь упокоил тех, за кого мы молимся, в селениях праведных, не лишил их Своего Небесного Божественного Света и помиловал бы и нас грешных.  

Смысл молитв за усопших в том, чтобы и их бессмертные души устремлялись к лучшему, осознавая и опытно духовно ощущая спасающую силу Божественной любви, о которой апостол Павел так сказал: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание Римлянам. 8:38-39).

По материалам интернета.

 

Главная | О соборе | Казанская икона | Богослужения | Медиатека | Информационный отдел | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)